Конспект урока математики в 5 классе

Цели: Обучающийся умеет: - умножать письменно ( в столбик) двузначное число на однозначное с переходом через разряд; - сопоставлять свои действия с эталоном.


Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


Урок математики в 5 классе по теме «Умножение двузначных чисел на однозначное письменно с переходом через разряд».

Мельникова Татьяна Андреевна,

учитель математики ГОБОУ «АШИ №9».

Цели:

Обучающийся умеет:

- умножать письменно ( в столбик) двузначное число на однозначное с переходом через разряд;

- сопоставлять свои действия с эталоном.

Содержание: умножение двузначных чисел на однозначное письменно с переходом через разряд.

Технология: технология деятельностного метода «Школа 2000…» (технологический уровень) Л.Г.Петерсон.

Демонстрационный материал:

Д1. Презентация к уроку.

Слайд 1.Тема «Умножение двузначных чисел на однозначное письменно с переходом через разряд».

Слайд 2.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Только тот , кто много знает-

В жизни что-то достигает.

Слайд 3. Эталон №1.

Разрядный состав чисел.

Разряд сотен.

Разряд десятков

Разряд единиц.

Слайд 4. Эталон №2.

Компоненты умножения.

Множитель ×множитель = произведение

Слайд 5. Эталон №3.

Умножение двузначных чисел на однозначное

письменно с переходом через разряд.

1. Запиши числа в столбик: второй множитель под первым, разряд под разрядом.

2. Умножай единицы, получаешь двузначное число, единицы записывай в разряде единиц, десятки запоминай.

3.Умножай десятки, прибавляй десятки, которые запомнил при умножении единиц, результат записывай в произведении в разряде десятков (и сотен, если получили двузначное число).

4. Читай ответ.

Слайд 6.

Лесенка успеха.

Если вы узнали новый способ умножения двузначных чисел на однозначное число в столбик и смогли правильно применить в самостоятельной работе, поставьте смайлик на первую ступень.

Если вы узнали новый способ, но не смогли правильно применить в самостоятельной работе, поставьте смайлик на вторую ступень.

А если вы не поняли новый способ умножения и не смогли правильно применить в самостоятельной работе, оставьте смайлик на третьей ступени. Слайд 7

Лесенка успеха

Слайд 8. Урок закончен

Д2. Плакат. Тема урока «Умножение двузначных чисел на однозначное письменно с переходом через разряд».

Д.3 Плакат. План открытия нового знания.

А) Проанализировать задание, выполненное верно.

Б) Подумать, как объяснить умножение двузначных чисел на однозначное число в столбик.

В) Составить эталон умножения двузначных чисел на однозначное число в столбик.

Раздаточный материал.

Р1. Карточка №1 для работы в парах.

Пример: 46×2.

1.Рассмотри решение примера.

Решение примера:

46

× 2

6 ед. ×2 = 12 - 1 десяток и 2 единицы

4 дес.×2 = 8 десятков

8 десятков + 1 десяток = 9 десятков

46

× 2

9 2

2. Поставь действия по решению примера по порядку.

Действия:

1.Умножай десятки, прибавляй десятки, которые запомнил при умножении единиц, результат записывай в произведении в разряде десятков (и сотен, если получил двузначное число).

2. Запиши числа в столбик:

второй множитель под первым, разряд под разрядом.

3.Умножай единицы, получаешь двузначное число, единицы записывай в разряде единиц, десятки запоминай.

Р2. Карточка №2 для работы в парах.

Пример:: 46×2.

1.Рассмотри решение примера.

Решение примера:

46

× 2

6 ед. ×2 = 12 - 1 десяток и 2 единицы

4 дес.×2 = 8 десятков

8 десятков + 1 десяток = 9 десятков

46

× 2

9 2

2.Дополни эталон решения примера недостающими словами:

Р.3. Образец решения примера.

Реши пример: 12 ×9

ОБРАЗЕЦ:

Запиши в столбик, второй множитель под первым, разряд под разрядом:

12

× 9

Умножай единицы:

2 ед. ×9 = 18 - 1 десяток и 8 единиц, 8 пиши , 1 десяток запоминай

Умножай десятки:

1 дес.×9 = 9 десятков, добавляй 1 десяток, 9+1=10 десятков

12

× 9

10 8

Ответ: сто восемь.

Р4.Лесенка успеха.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник М.Н.Перова, Г.М.Капустина «Математика» 5 класс. - М.: Просвещение, 2015.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 1:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Только тот, кто много знает -

В жизни что-то достигает.

- Как вы понимаете эти слова? (Надо учиться, даже если трудно, чтобы в жизни все получилось.)

-Что значит учиться? (Это понять, что не знаем и самим найти новые знания.)

- Как строится урок, когда вы узнаете новое? (Сначала мы повторяем то, что знаем, потом пробуем выполнить новое задание, выясняем, почему оно вызвало затруднение, поставим цель и сами строим новое…)

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

На доске записаны числа: 392 24 32 41 338 119 46.

- Какие это числа (двузначные и трехзначные)?

-Что означает каждая цифра (единицы, десятки, сотни) в данных числах? (392- три сотни девять десятков и две единицы и т.д…)

- Себя можно проверить по эталону №1 .Слайд 2.

Эталон №1.Разрядный состав чисел.

Разряд сотен.

Разряд десятков

Разряд единиц.

- Следующее задание: из данного ряда чисел выберите двузначные числа, к каждому из них прибавьте 5 единиц, объясните, как вы считали (24+5=29 32 +5=37 41+5=46 46+5 =51). Чем отличается решение примера 46+5 от других примеров?

Один из учащихся комментирует: 46+5=

сначала складываем единицы: 6+5=11 - это 1 десяток и 1 единица, к 4 десяткам прибавляем 1, получится 5 десятков, всего 51.

- Кто помнит, как называются такие примеры? ( Примеры на сложение с переходом через разряд.)

- Новое задание: данные двузначные числа надо умножить на 2.

Прежде чем это сделать, вспомним компоненты умножения (первый множитель, второй множитель, произведение). (….)

Появляется Слайд 4:

Эталон №2. Компоненты умножения.

3 × 2 = 6

множитель множитель произведение

- Что мы повторили? (Разрядный состав многозначных чисел, сложение с переходом через разряд и компоненты умножения).

-Теперь выполним умножение двузначных чисел на 2.

- Поднимите руки, кто получил ответ в первом примере? (24× 2 =48)

- Во втором примере? (32×2=64)

-В третьем примере?(41×2 =82)

- У всех такие же ответы? Молодцы! А кто получил ответ в четвертом примере, поднимите руку? (Никто.)

- Почему не выполнили? В чем у вас затруднение?

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы должны были выполнить? (Умножить число 46 на 2.)

- Почему же вы не смогли справиться с этим заданием? (Мы еще не знаем правила решения таких примеров).

4. Проблемное объяснение нового материала.

- Чтобы преодолеть затруднение, что нужно сделать? ( Надо поставить цель.)

- Сформулируйте цель своей деятельности. (Составить алгоритм умножения двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд и научиться его применять.) Цель фиксируется на доске.

- Сформулируйте тему урока. (Умножение двузначных чисел на однозначное число письменно (в столбик) с переходом через разряд.)

Тема фиксируется на доске.

-Давайте вспомним, что мы повторили в начале урока? (Разрядный состав чисел, сложение чисел с переходом через разряд, компоненты умножения, простые случаи умножения двузначных чисел на однозначное без перехода через разряд).

-Как вы думаете, зачем мы повторяли эти темы? (Я думаю, что они нам пригодятся для открытия новых знаний).

- Правильно, ключом для открытия новых знаний будут имеющиеся уже знания о разрядном составе чисел, сложении чисел с переходом через разряд, компонентах умножения, умножении двузначных чисел на однозначное без перехода через разряд).

Физкультминутка.

-Продолжим. Будем работать в парах, вспомним правила работы в паре.

(-Работай вместе.

-Говори тихо.

-Будь вежлив.

-Если надо, помогай соседу.

-Закончив работу, подними руку.)

Каждая пара получает карточку с заданием (Р1) и (Р2).

Р1.:

Пример: 46×2.

1.Рассмотри решение примера.

Решение примера:

46

× 2

6 ед. ×2 = 12 - 1 десяток и 2 единицы

4 дес.×2 = 8 десятков

8 десятков + 1 десяток = 9 десятков

46

× 2

9 2

2. Поставь действия по решению примера по порядку.

Действия:

1.Умножай десятки, прибавляй десятки, которые запомнил при умножении единиц, результат записывай в произведении в разряде десятков (и сотен, если получил двузначное число).

2. Запиши числа в столбик:

второй множитель под первым, разряд под разрядом.

3.Умножай единицы, получаешь двузначное число, единицы записывай в разряде единиц, десятки запоминай.

Р2.:

Пример:: 46×2.

1.Рассмотри решение примера.

Решение примера:

46

× 2

6 ед. ×2 = 12 - 1 десяток и 2 единицы

4 дес.×2 = 8 десятков

8 десятков + 1 десяток = 9 десятков

46

× 2

9 2

2.Дополни эталон решения примера недостающими словами:

- Представьте результаты выполнения задания по карточке №1., что получилось?

Один из учащихся зачитывает:

1.Запиши числа в столбик:

второй множитель под первым, разряд под разрядом

2. Умножай единицы, получаешь двузначное число, единицы записывай в разряде единиц, десятки запоминай.

3. Умножай десятки, прибавляй десятки, которые запомнил при умножении единиц, результат записывай в произведении в разряде десятков (и сотен, если получили двузначное число).

- Представьте результаты выполнения задания по карточке №2. что получилось? Один из учащихся зачитывает текст, поясняя, какие недостающие слова он вставил.

- У всех так? Давайте проверим, правильно ли вы составили правило.

Учитель демонстрирует слайд 5.

Эталон №3.Умножение двузначных чисел на однозначное письменно с переходом через разряд.

1.Запиши числа в столбик: второй множитель под первым, разряд под разрядом.

2.Умножай единицы, получаешь двузначное число, единицы записывай в разряде единиц, десятки запоминай.

3.Умножай десятки, прибавляй десятки, которые запомнил при умножении единиц, результат записывай в произведении в разряде десятков (и сотен, если получил двузначное число).

4. Читай ответ.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Научились ли вы умножать письменно? (Еще нет.)

- Что для этого нужно сделать? (Потренироваться по новому эталону.)

- Сначала будем тренироваться вместе, применяя новый эталон. (Учебник М.Н.Перова, Г.М.Капустина «Математика 5 класс» стр.165 №770 пример под цифрой 2.

Один ученик выходит к доске, решает пример с комментированием, остальные работают в тетрадях.

- Мы поработали вместе, что будем делать потом? (Работать в тетрадях парами).

- Выполните задание в учебнике на стр.165 №771 пример 1, работая в парах.

Учащиеся решают пример парами, проговаривая свои действия и сравнивая с эталоном. Затем – самопроверка по подробному образцу (Р3):

Пример: 12 ×9

Образец решения:

Запиши в столбик, второй множитель под первым, разряд под разрядом:

12

× 9

Умножай единицы:

2 ед. ×9 = 18 - 1 десяток и 8 единиц, 8 пиши , 1 десяток запоминай

Умножай десятки:

1 дес.×9 = 9 десятков, добавляй 1 десяток, 9+1=10 десятков

12

× 9

10 8

Ответ: сто восемь.

- Кто выполнил все действия по решению примера без ошибок?

- У кого были ошибки? В каком действии? (…)

- Что помогло исправить ошибки? (Правило. Эталон….)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Вы поработали в парах, что будем делать дальше? (Работать самостоятельно и проверять себя по эталону).

- Выполните самостоятельно задание в учебнике на стр.165 №771 2 пример.

После выполнения задания выдается образец и эталон для самопроверки:

Образец

Эталон

4 7

× 6

2 8 2

1.Запишем числа в столбик: второй множитель под первым, разряд под разрядом.

2. Умножаем единицы, получаем двузначное число, единицы записываем в разряде единиц, десятки запоминаем.

3.Умножаем десятки,

прибавляем десятки, которые запомнили при умножении единиц, результат записываем в произведении в разряде десятков(и сотен, если получили двузначное число).

4. Читаем ответ.

- У кого получился другой ответ – поставьте «?».

- В каком действии вы допустили ошибку.

- Почему у вас ошибка? (Пропустили действие. …)

- Вы молодцы, что увидели место ошибки и поняли причину ее возникновения.

- Что нужно делать, чтобы исправить ошибку? (Выполнить умножение, используя эталон.)

- Кто справился с заданием без ошибок?

- Поставьте себе «+». Замечательно.

7. Включение в систему знаний.

- В каких заданиях вы можете использовать новые знания? ( При решении задач).

- Решите задачу 776.:

В 4 ящиках по 18 кг моркови. Продали 56 кг моркови. Сколько килограммов моркови осталось?

- Проверьте себя по образцу.

На доске образец:

Решение.

1.

18

× 4

7 2кг – было

2. 72-56 = 16 кг – осталось

Ответ: 16 кг моркови осталось.

8. Рефлексия учебной деятельности.

-Какую цель мы сегодня ставили? (Научиться умножать двузначное число на однозначное письменно (в столбик) с переходом через разряд)

- Достигли ли мы этой цели? (Достигли, мы выполнили все задания учителя правильно. Ошибки исправили.)

- Оцените свое умение выполнять умножение двузначного числа на однозначное письменно (в столбик) с переходом через разряд.

Слайд 6 . Р4.

- Если вы узнали новый способ умножения двузначных чисел на однозначное число в столбик и смогли правильно применить в самостоятельной работе, поставьте смайлик на первую ступень.

- Если вы узнали новый способ, но не смогли правильно применить в самостоятельной работе, поставьте смайлик на вторую ступень.

- А если вы не поняли новый способ умножения и не смогли правильно применить в самостоятельной работе, оставьте смайлик на третьей ступени. Слайд 7.

Домашнее задание:

Те, кто поставил смайлик на первую или вторую ступень, выполняют задание на с.165 № 771 третий столбик, остальные – с.165 №771 третий и четвертый примеры из первого столбика с.165 №771.

Слайд №8.





Время Знаний

Россия, 2015-2019 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 12.12.2019