Урок математики в 5 классе по теме «Умножение двузначных чисел на однозначное письменно с переходом через разряд».
Мельникова Татьяна Андреевна,
учитель математики ГОБОУ «АШИ №9».
Цели:
Обучающийся умеет:
- умножать письменно ( в столбик) двузначное число на однозначное с переходом через разряд;
- сопоставлять свои действия с эталоном.
Содержание: умножение двузначных чисел на однозначное письменно с переходом через разряд.
Технология: технология деятельностного метода «Школа 2000…» (технологический уровень) Л.Г.Петерсон.
Демонстрационный материал:
Д1. Презентация к уроку.
Слайд 1.Тема «Умножение двузначных чисел на однозначное письменно с переходом через разряд».
Слайд 2.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Только тот , кто много знает-
В жизни что-то достигает.
Слайд 3. Эталон №1.
Разрядный состав чисел.
Разряд сотен. | Разряд десятков | Разряд единиц. |
Слайд 4. Эталон №2.
Компоненты умножения.
Множитель ×множитель = произведение |
Слайд 5. Эталон №3.
Умножение двузначных чисел на однозначное
письменно с переходом через разряд.
1. Запиши числа в столбик: второй множитель под первым, разряд под разрядом.
2. Умножай единицы, получаешь двузначное число, единицы записывай в разряде единиц, десятки запоминай.
3.Умножай десятки, прибавляй десятки, которые запомнил при умножении единиц, результат записывай в произведении в разряде десятков (и сотен, если получили двузначное число).
4. Читай ответ.
Слайд 6.
Лесенка успеха.
Если вы узнали новый способ умножения двузначных чисел на однозначное число в столбик и смогли правильно применить в самостоятельной работе, поставьте смайлик на первую ступень.
Если вы узнали новый способ, но не смогли правильно применить в самостоятельной работе, поставьте смайлик на вторую ступень.
А если вы не поняли новый способ умножения и не смогли правильно применить в самостоятельной работе, оставьте смайлик на третьей ступени. Слайд 7
Лесенка успеха
Слайд 8. Урок закончен
Д2. Плакат. Тема урока «Умножение двузначных чисел на однозначное письменно с переходом через разряд».
Д.3 Плакат. План открытия нового знания.
А) Проанализировать задание, выполненное верно.
Б) Подумать, как объяснить умножение двузначных чисел на однозначное число в столбик.
В) Составить эталон умножения двузначных чисел на однозначное число в столбик.
Раздаточный материал.
Р1. Карточка №1 для работы в парах.
Пример: 46×2. 1.Рассмотри решение примера. Решение примера: 46 × 2 6 ед. ×2 = 12 - 1 десяток и 2 единицы 4 дес.×2 = 8 десятков 8 десятков + 1 десяток = 9 десятков 46 × 2 9 2 2. Поставь действия по решению примера по порядку. Действия: 1.Умножай десятки, прибавляй десятки, которые запомнил при умножении единиц, результат записывай в произведении в разряде десятков (и сотен, если получил двузначное число). 2. Запиши числа в столбик: второй множитель под первым, разряд под разрядом. 3.Умножай единицы, получаешь двузначное число, единицы записывай в разряде единиц, десятки запоминай. |
Р2. Карточка №2 для работы в парах.
Пример:: 46×2. 1.Рассмотри решение примера. Решение примера: 46 × 2 6 ед. ×2 = 12 - 1 десяток и 2 единицы 4 дес.×2 = 8 десятков 8 десятков + 1 десяток = 9 десятков 46 × 2 9 2 2.Дополни эталон решения примера недостающими словами: |
Р.3. Образец решения примера.
Реши пример: 12 ×9 ОБРАЗЕЦ: Запиши в столбик, второй множитель под первым, разряд под разрядом: 12 × 9 Умножай единицы: 2 ед. ×9 = 18 - 1 десяток и 8 единиц, 8 пиши , 1 десяток запоминай Умножай десятки: 1 дес.×9 = 9 десятков, добавляй 1 десяток, 9+1=10 десятков 12 × 9 10 8 Ответ: сто восемь. |
Р4.Лесенка успеха.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник М.Н.Перова, Г.М.Капустина «Математика» 5 класс. - М.: Просвещение, 2015.
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 1:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Только тот, кто много знает -
В жизни что-то достигает.
- Как вы понимаете эти слова? (Надо учиться, даже если трудно, чтобы в жизни все получилось.)
-Что значит учиться? (Это понять, что не знаем и самим найти новые знания.)
- Как строится урок, когда вы узнаете новое? (Сначала мы повторяем то, что знаем, потом пробуем выполнить новое задание, выясняем, почему оно вызвало затруднение, поставим цель и сами строим новое…)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
На доске записаны числа: 392 24 32 41 338 119 46.
- Какие это числа (двузначные и трехзначные)?
-Что означает каждая цифра (единицы, десятки, сотни) в данных числах? (392- три сотни девять десятков и две единицы и т.д…)
- Себя можно проверить по эталону №1 .Слайд 2.
Эталон №1.Разрядный состав чисел.
Разряд сотен. | Разряд десятков | Разряд единиц. |
- Следующее задание: из данного ряда чисел выберите двузначные числа, к каждому из них прибавьте 5 единиц, объясните, как вы считали (24+5=29 32 +5=37 41+5=46 46+5 =51). Чем отличается решение примера 46+5 от других примеров?
Один из учащихся комментирует: 46+5=
сначала складываем единицы: 6+5=11 - это 1 десяток и 1 единица, к 4 десяткам прибавляем 1, получится 5 десятков, всего 51.
- Кто помнит, как называются такие примеры? ( Примеры на сложение с переходом через разряд.)
- Новое задание: данные двузначные числа надо умножить на 2.
Прежде чем это сделать, вспомним компоненты умножения (первый множитель, второй множитель, произведение). (….)
Появляется Слайд 4:
Эталон №2. Компоненты умножения. 3 × 2 = 6 множитель множитель произведение |
- Что мы повторили? (Разрядный состав многозначных чисел, сложение с переходом через разряд и компоненты умножения).
-Теперь выполним умножение двузначных чисел на 2.
- Поднимите руки, кто получил ответ в первом примере? (24× 2 =48)
- Во втором примере? (32×2=64)
-В третьем примере?(41×2 =82)
- У всех такие же ответы? Молодцы! А кто получил ответ в четвертом примере, поднимите руку? (Никто.)
- Почему не выполнили? В чем у вас затруднение?
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы должны были выполнить? (Умножить число 46 на 2.)
- Почему же вы не смогли справиться с этим заданием? (Мы еще не знаем правила решения таких примеров).
4. Проблемное объяснение нового материала.
- Чтобы преодолеть затруднение, что нужно сделать? ( Надо поставить цель.)
- Сформулируйте цель своей деятельности. (Составить алгоритм умножения двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд и научиться его применять.) Цель фиксируется на доске.
- Сформулируйте тему урока. (Умножение двузначных чисел на однозначное число письменно (в столбик) с переходом через разряд.)
Тема фиксируется на доске.
-Давайте вспомним, что мы повторили в начале урока? (Разрядный состав чисел, сложение чисел с переходом через разряд, компоненты умножения, простые случаи умножения двузначных чисел на однозначное без перехода через разряд).
-Как вы думаете, зачем мы повторяли эти темы? (Я думаю, что они нам пригодятся для открытия новых знаний).
- Правильно, ключом для открытия новых знаний будут имеющиеся уже знания о разрядном составе чисел, сложении чисел с переходом через разряд, компонентах умножения, умножении двузначных чисел на однозначное без перехода через разряд).
Физкультминутка.
-Продолжим. Будем работать в парах, вспомним правила работы в паре.
(-Работай вместе.
-Говори тихо.
-Будь вежлив.
-Если надо, помогай соседу.
-Закончив работу, подними руку.)
Каждая пара получает карточку с заданием (Р1) и (Р2).
Р1.:
Пример: 46×2. 1.Рассмотри решение примера. Решение примера: 46 × 2 6 ед. ×2 = 12 - 1 десяток и 2 единицы 4 дес.×2 = 8 десятков 8 десятков + 1 десяток = 9 десятков 46 × 2 9 2 2. Поставь действия по решению примера по порядку. Действия: 1.Умножай десятки, прибавляй десятки, которые запомнил при умножении единиц, результат записывай в произведении в разряде десятков (и сотен, если получил двузначное число). 2. Запиши числа в столбик: второй множитель под первым, разряд под разрядом. 3.Умножай единицы, получаешь двузначное число, единицы записывай в разряде единиц, десятки запоминай. |
Р2.:
Пример:: 46×2. 1.Рассмотри решение примера. Решение примера: 46 × 2 6 ед. ×2 = 12 - 1 десяток и 2 единицы 4 дес.×2 = 8 десятков 8 десятков + 1 десяток = 9 десятков 46 × 2 9 2 2.Дополни эталон решения примера недостающими словами: |
- Представьте результаты выполнения задания по карточке №1., что получилось?
Один из учащихся зачитывает:
1.Запиши числа в столбик:
второй множитель под первым, разряд под разрядом
2. Умножай единицы, получаешь двузначное число, единицы записывай в разряде единиц, десятки запоминай.
3. Умножай десятки, прибавляй десятки, которые запомнил при умножении единиц, результат записывай в произведении в разряде десятков (и сотен, если получили двузначное число).
- Представьте результаты выполнения задания по карточке №2. что получилось? Один из учащихся зачитывает текст, поясняя, какие недостающие слова он вставил.
- У всех так? Давайте проверим, правильно ли вы составили правило.
Учитель демонстрирует слайд 5.
Эталон №3.Умножение двузначных чисел на однозначное письменно с переходом через разряд. 1.Запиши числа в столбик: второй множитель под первым, разряд под разрядом. 2.Умножай единицы, получаешь двузначное число, единицы записывай в разряде единиц, десятки запоминай. 3.Умножай десятки, прибавляй десятки, которые запомнил при умножении единиц, результат записывай в произведении в разряде десятков (и сотен, если получил двузначное число). 4. Читай ответ. |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Научились ли вы умножать письменно? (Еще нет.)
- Что для этого нужно сделать? (Потренироваться по новому эталону.)
- Сначала будем тренироваться вместе, применяя новый эталон. (Учебник М.Н.Перова, Г.М.Капустина «Математика 5 класс» стр.165 №770 пример под цифрой 2.
Один ученик выходит к доске, решает пример с комментированием, остальные работают в тетрадях.
- Мы поработали вместе, что будем делать потом? (Работать в тетрадях парами).
- Выполните задание в учебнике на стр.165 №771 пример 1, работая в парах.
Учащиеся решают пример парами, проговаривая свои действия и сравнивая с эталоном. Затем – самопроверка по подробному образцу (Р3):
Пример: 12 ×9 Образец решения: Запиши в столбик, второй множитель под первым, разряд под разрядом: 12 × 9 Умножай единицы: 2 ед. ×9 = 18 - 1 десяток и 8 единиц, 8 пиши , 1 десяток запоминай Умножай десятки: 1 дес.×9 = 9 десятков, добавляй 1 десяток, 9+1=10 десятков 12 × 9 10 8 Ответ: сто восемь. |
- Кто выполнил все действия по решению примера без ошибок?
- У кого были ошибки? В каком действии? (…)
- Что помогло исправить ошибки? (Правило. Эталон….)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Вы поработали в парах, что будем делать дальше? (Работать самостоятельно и проверять себя по эталону).
- Выполните самостоятельно задание в учебнике на стр.165 №771 2 пример.
После выполнения задания выдается образец и эталон для самопроверки:
Образец | Эталон |
4 7 × 6 2 8 2 | 1.Запишем числа в столбик: второй множитель под первым, разряд под разрядом. 2. Умножаем единицы, получаем двузначное число, единицы записываем в разряде единиц, десятки запоминаем. 3.Умножаем десятки, прибавляем десятки, которые запомнили при умножении единиц, результат записываем в произведении в разряде десятков(и сотен, если получили двузначное число). 4. Читаем ответ. |
- У кого получился другой ответ – поставьте «?».
- В каком действии вы допустили ошибку.
- Почему у вас ошибка? (Пропустили действие. …)
- Вы молодцы, что увидели место ошибки и поняли причину ее возникновения.
- Что нужно делать, чтобы исправить ошибку? (Выполнить умножение, используя эталон.)
- Кто справился с заданием без ошибок?
- Поставьте себе «+». Замечательно.
7. Включение в систему знаний.
- В каких заданиях вы можете использовать новые знания? ( При решении задач).
- Решите задачу 776.:
В 4 ящиках по 18 кг моркови. Продали 56 кг моркови. Сколько килограммов моркови осталось?
- Проверьте себя по образцу.
На доске образец:
Решение. 1. 18 × 4 7 2кг – было 2. 72-56 = 16 кг – осталось Ответ: 16 кг моркови осталось. |
8. Рефлексия учебной деятельности.
-Какую цель мы сегодня ставили? (Научиться умножать двузначное число на однозначное письменно (в столбик) с переходом через разряд)
- Достигли ли мы этой цели? (Достигли, мы выполнили все задания учителя правильно. Ошибки исправили.)
- Оцените свое умение выполнять умножение двузначного числа на однозначное письменно (в столбик) с переходом через разряд.
Слайд 6 . Р4.
- Если вы узнали новый способ умножения двузначных чисел на однозначное число в столбик и смогли правильно применить в самостоятельной работе, поставьте смайлик на первую ступень.
- Если вы узнали новый способ, но не смогли правильно применить в самостоятельной работе, поставьте смайлик на вторую ступень.
- А если вы не поняли новый способ умножения и не смогли правильно применить в самостоятельной работе, оставьте смайлик на третьей ступени. Слайд 7.
Домашнее задание:
Те, кто поставил смайлик на первую или вторую ступень, выполняют задание на с.165 № 771 третий столбик, остальные – с.165 №771 третий и четвертый примеры из первого столбика с.165 №771.
Слайд №8.