Как формировать у дошкольника навык безопасного поведения.
Наша взрослая жизнь, особенно в городах, становится все сложнее для ребенка. На улицах –огромное количество транспорта, дворы тоже заставлены машинами, с детских площадок исчезают дети. Сегодня навыки безопасного поведения просто суровая необходимость. И прививать их надо как можно раньше.
Формирование таких знаний и представлений – процесс длительный, трудный, но очень интересный. Ребенок увлекается им еще сильнее, если видит положительное, заинтересованное отношение родителей к этому вопросу. Надо помнить, что безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Необходимо формировать у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому значимой является проблема создания условий в семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения. Ребенка надо обучать навыкам осознанного безопасного поведения, здоровому образу жизни.
«Как же его обучать?» спросите Вы.
А в этом вопросе помогут: игры и игрушки, книжки, картинки и детские фильмы по безопасности, которые можно купить в наших магазинах. А так же Ваш личный пример, Ваше неравнодушие. Глядя на Вас, слушая Вас, ребенок должен знать и понимать, что нужно заботиться не только о своей безопасности. Например, если он будет переходить дорогу в неположенном месте, пострадает не только он, но и родители, и водитель, и транспорт.
Дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры помогают детям закрепить представления об источниках безопасности в быту, знания правил уличного движения, способствуют развитию осторожности, осмотрительности, дети получают знания о правилах поведения в лесу, на воде, при встрече с насекомыми, с собаками, учат различать ядовитые грибы и растения, вести себя осторожно с незнакомыми людьми и когда остаются одни дома.
Широко применяется для обучения безопасному поведению художественная литература: рассказы, сказки, загадки, рифмованные правила безопасности. Литература заставляет ребенка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для него в повседневной жизни. Поэтому используйте такие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев; фрагмент рассказа как иллюстрацию к определенной опасной ситуации; анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности.
Для того, чтобы детям было проще запоминать жизненно важные правила безопасности, многие из них зарифмованы и могут быть предложены для заучивания, например:
«Чтоб тебя не обокрали,
не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь»
«Если дома появился сильный дым-
Ты не прячься, позвони по «01»
Динамика, ритм и непосредственность коротких стихотворений способствуют тому, что дошкольники легко запоминают их, употребляют в разговорах.
Прочитав сказку, рассказ, просмотрев фильм, обязательно с детьми нужно обсудить поведение героев:
- Почему он так поступил?
- Какое правило безопасности не выполнил?
- Как бы поступил ты? И др.
Например, в сказке «Спящая красавица» - принцесса не знала правила пользования острыми предметами; «Колобок» - ушел без спроса и попал в беду; «Кот, петух и лиса» - нельзя слушать чужих , незнакомых людей; «Волк и семеро козлят» - надо посмотреть в глазок, не открывать дверь чужим людям; «Снежная королева» - Кай нарушил ПДД, вот и наказан; «Золотой ключик» - Буратино согласился пойти с котом и лисой, и они обманули, ограбили его (Остерегайся незнакомых людей).
Дети очень любят рассматривать картины, иллюстрации по теме и угадывать, кто из героев поступает правильно, а кто - нет. Составлять по сюжетным картинам сказки, рассказы.
Хорошо бы дома иметь хотя бы малюсенький «Уголок безопасности», где имеются схемы, макеты, которые помогают также закреплять знания по безопасности, экспериментировать, убедиться наглядно в правильности или неправильности поведения на улице, в природе.
Во время экскурсий, прогулок дети учатся ориентироваться на ближайших улицах: соблюдать правила дорожного движения (ходить только по тротуарам, переходить улицу в указанных местах, ориентируясь на сигналы светофора, не играть на проезжей части).
Нельзя забывать и о трудовой деятельности: в процессе труда дети учатся пользоваться электроприборами, острыми предметами (иголка, нож, ножницы и др.), правильно хранить их.
Наряду с этим можно широко использовать проблемные ситуации типа: «Помоги нарезать батон», «Почистим морковку», «Помоги маме пылесосить», «Уберем иголку» и др.
Таким образом, работа по формированию безопасного поведения дошкольников проходит через все виды деятельности. Только так можно сформировать у дошкольника сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Запомните! Чрезмерно опекаемые дети не могут выработать собственные инстинкты и оценки, поэтому они не способны обрести навыки для распознавания опасных или подозрительных ситуаций.