Заучивание стихотворения «Осень» Л. Плещеева.
Программное содержание: Учить детей выразительно читать наизусть А. Плещеева «Осень», передавая интонационную спокойную грусть осенней природы, продолжать развивать поэтический слух детей, умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Упражнять детей в подборе эпитетов, равнений, метафор, активизировать употребление глаголов.
Активизация словаря: озимь, упыло, кроет, моросит.
Предшествующая работа:наблюдение в природе, рассматривание
иллюстраций.
Ход занятия .
Какое сейчас время года?
Какие изменения происходят в природе с приходом осени? (дети перечисляют)
Послушайте, как воспевается осенняя природа в стихотворении замечательного русского поэта А. Плещеева. Это стихотворение учили ваши мамы и папы.
Чтение воспитателем.
В каких сточках говорится о чем - то знакомом детям? (высохли цветы, голые кусты, вянет, желтеет травка).
Вспомните что же такое озимь, зеленеющая на полях в ту пору, когда вся трава вянет и желтеет. Ответы детей.
Припомните что сказано о дожде?
Не идет, не капает, а моросит
Как сказано о ветре?
Не дует, не свистит, а воет
Закройте глаза и представьте себе осеннюю картину: туча закрыла небо, моросит дождь воет ветер - что вы почувствовали, чего вам захотелось?
Солнце и тепла.
Захотелось спрятаться от непогоды в теплом доме.
-Как я читала это стихотворение? (не спеша, не напрягала голос, с интонацией грусти).
Давайте выучим это стихотворение.
Вспомните, что нам помогает лучше запомнить стихи? (схема).
Давайте составим схему.
Воспитатель повторно читает стихотворение, зарисовывает схему с помощью детей.
Ребята читать это стихотворение надо не спеша, не напрягая голоса, грустно.
Дети читают, используя схему.
Физкультминутка. «Такой разный дождь»
Рассердилась туча злая
И закал мелкий дождь
Капля капает за каплей
Сколько набежало слез
Дождь сильнее стал
И ветер сделал вдруг его косым Вправо капли, влево капли,
Словно всех косой косил Ливень туча посылает
И стеной вода течет Где бы спрятаться от ливня?
Зонтик нас раскрытый ждет.
II ч., «На что похожи осенние листья? »
Листья летят как (птицы, парашютики, как будто танцуют)
Что происходит с листьями осенью? (падают, желтеют, облетают, срываются, шелестят, летят, уносятся, засыхают, ломаются)
На что похожи листья: березы, липы, ясеня, вяза...
Ребята, какое стихотворение мы сегодня учили?
Это стихотворение написано давно. Спросите дома у своих родителей, бабушек, дедушек, помнят ли они это чудесное стихотворение, прочитайте его дома, но читайте не спеша.