Бережная Алла Александровна
воспитатель 1 квалификационной категории
Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение – детский сад №29
Россия, Екатеринбург
Municipal budget children's educational institution № 29, Russia, Yekaterinburg
Современные формы работы с родителями воспитанников ДОУ
Innovative forms of working with parents
Аннотация: инновационные технологии - это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и детей, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
Ключевые слова: взаимодействие с родителями, становление личности, компетентность педагога, индивидуальный подход, интерактивные досуговые мероприятия, детско-родительские проекты, единство подходов в воспитании детей, психолого-педагогическая поддержка.
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обусловило необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Проблема взаимодействия педагога дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников является важным аспектом в личностном развитии дошкольников.
Для успешного сотрудничества с родителями детский сад опирается на следующие принципы:
- открытость детского сада для семей воспитанников;
- создание развивающей предметно-пространственной среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и ДОУ;
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании и образовании детей, основанном на взаимопонимании и доверии.
В условиях развития дошкольного образования педагогу нужно понимать важность сотрудничества с семьей для создания единого пространства, направленного на всестороннее развитие ребенка. Одним из самых важных условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Дети, воспитатели, родители — главные участники образовательного процесса.
Работа с родителями – это сложная и важная составляющая деятельности педагога, охватывающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; поддержка родителей педагогом; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, главным фактором сформирования личности становится семья. Ценностные ориентации и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений являются почвой для созревания личности и фундаментом ее жизненных принципов. Для того чтобы родители были инициативными и равноправными участниками педагогического процесса, педагогам рекомендуется задействовать их в область педагогической деятельности: увлечь; помочь осознать, что участие в этом процессе совершенно необходимо для их ребенка, используя при этом как традиционные формы работы с семьей, так и новые, созданные на традициях семейного воспитания.
Ни один из социальных институтов общественного воспитания не сможет заменить роль института семьи в становлении личности, какими бы квалифицированными кадрами первый не обладал. Только в семье проходит первичная социализация, развивается первичное мировоззрение ребенка. Не менее важно, чтобы родители это понимали и принимали участие в образовательном процессе, а при необходимости не боялись обращаться за квалифицированной помощью в овладении способов построения детско-родительских отношений.
Основной целью взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьей является организация единого пространства «родители — дети — педагоги». Для достижения этой цели перед педагогами устанавливаются задачи:
- создание условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;
- установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;
- оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;
- непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников.
Родительская активность, как и любая черта личности, имеет уникальный период развития. Чем быстрее педагог замотивирует родителей, тем быстрее он получит помощников и единомышленников. В зависимости от поставленной цели педагогами используются следующие формы работы с родителями: информационная, просветительская, организационная, организационно — деятельная, участие родителей в образовательном процессе. Наиболее эффективными формами вовлечения родителей в образовательный процесс, процесс социализации и формировании личности ребенка являются:
- Информационная форма.
Видео-дневник наблюдения деятельности ребенка. В течение года ведется видеозапись образовательной деятельности. Это позволяет отследить успехи ребенка, рост его познавательной и творческой активности, формирование умения вести диалог между взрослым и ребенком, между детьми. Например, в середине года на родительском собрании показать видеозапись целого занятия.
Тематические стенгазеты, в которых с помощью фотосъемки представлены ключевые моменты жизнедеятельности ребенка в детском саду. Здесь так же ведутся рубрики «Дети говорят», «Мы рассуждаем», «Интервью», «Что мы думаем о…», в которых раскрываются рассуждения детей о жизненных ситуациях, высказываются личностные отношения к тому или иному явлению, предмету, поступку и т. д. В течение года проводятся индивидуальные консультации, родители посещают непосредственно образовательную среду. Для осуществления обратной связи в раздевалке группы помещаются коллажи образовательного процесса, папки-передвижки с советами педагогов Стендовая информация более интересна родителям, если она эстетически оформлена и отвечает информационным запросам семьи.
- Участие родителей в педагогическом процессе.
День открытых дверей является одной из интерактивных форм работы с родителями. На открытых занятиях и мероприятиях они могут познакомиться с задачами развития детского сада, реализуемыми инновационными проектами, правилами внутреннего распорядка и традициями ДОУ.
- Просветительская форма.
Практика круглых столов. Данная форма работы способствует формированию взаимодоверия, необходимости тесного взаимодействия родителей и педагогов в жизнедеятельности дошкольного учреждения. Темы могут самые разные, например, «Игра - не забава», «Труд –лучший воспитатель», «Адаптация в ДОУ», «Детская агрессия».
- Организационно-деятельная форма.
Интерактивные досуговые мероприятия. Всевозможные акции, праздники, мероприятия, как на уровне ДОУ, так и на муниципальном уровне, участниками которых являются дети, родители, педагоги. Взрослые служат примером для подрастающего поколения в формировании активной жизненной позиции. Например, акции «Великая Победа», «Четыре лапы», праздники «Яблочный переполох», «Арбузник», «День защиты детей», «Нам с папой не страшны любые преграды», «Поле чудес», «Сто к одному».
Детско-родительские проекты, которые проводятся в течение года в рамках различной образовательной деятельности. Например, экспериментально- исследовательский проект «Хочу всё знать». Разработаны и реализованы совместно с воспитателями и родителями проекты «Волшебница вода», «Путешествие к другу», «Почему птицы летают?», «Природа родного края», «В гостях у насекомых», «Мои друзья», «Права ребенка», «Безопасность в доме», «Герб семьи». Дети не только открывают что-то новое совместно с педагогом в ДОУ, но и закрепляют свои знания, благодаря исследованию вместе с родителями вне детского сада. Для успешного развития ребенка необходимо, чтобы семья и детский сад как два социальных института тесно сотрудничали и взаимодействовали в интересах ребенка!
Родители могут сделать жизнь ребенка в дошкольном учреждении яркой, увлекательной, интересной. Они имеют возможность помочь в организации утренника, поучаствовать в кукольном спектакле, сделать совместные работы по какой-либо теме, выступить с танцем. Одни родители принимают участие в организации экскурсий в стоматологическую клинику, лицей, почту, библиотеку. Другие родители помогают в оснащении педагогического процесса: участвуют в пошиве костюмов для театральных представлений, изготавливают декорации для спектакля, создают настольные, дидактические игры. Также родители могут проводить мастер-классы по вышиванию, шахматам, шашкам, конструированию; учат играть детей в игры своего детства.
Главной целью всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей выступает формирование доверительных отношений между детьми, педагогами и родителями, сплочение их в одну команду, установление потребности делиться собственными трудностями и совместно искать пути разрешения конфликтов.
Таким образом, от присутствия родителей в жизни дошкольного учреждения побеждают все участники педагогического процесса. И в первую очередь – дети. И не по причине того, что они получают новый опыт. Ценно другое –дети начинают с почтением, любовью и признательностью смотреть на своих родных, которые знают столько всего интересного, имеют много разных талантов, демонстрируют свои успехи в различных видах деятельности. Педагоги, исходя из этого, получают прекрасный шанс ближе узнать семьи, выявить сильные и слабые моменты воспитания в домашней среде, установить характер и степень своей помощи, а порой и просто поучиться.
В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время в мировой науке и практике идет активный поиск эффективных технологий формирования осознанного родительства. Можно отметить, что это одновременно цель и результат инновационной составляющей сотрудничества детского сада с семьей. Осуществляя конструктивное сотрудничество с родителями, педагоги и специалисты детского сада способствуют поддержке прав всех маленьких детей иметь компетентных в вопросах воспитания родителей.
Опираясь на собственный опыт в воспитании детей, в процессе использования различных форм работы с родителями были выявлены эффективные показатели, такие как:
- расширение аудитории на круглых столах, а именно участие нескольких членов семьи в обсуждении какой-либо важной педагогической проблемы,
- информирование родительской и педагогической общественности о собственном опыте в воспитании детей в многодетных семьях,
- активное включение родителей в создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
Таким образом, процесс взаимодействия с родителями предоставляет возможность ребёнку получить полноценное воспитание от компетентного воспитателя и мудрого родителя, направленное на целостное развитие личности.
Список литературы:
Муляр Н. В., Черниговских Е. В., Кубышкина Н. Д. Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 69-71. —
Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. – 56с.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 336с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования