Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Современные формы работы с родителями воспитанников ДОУ

инновационные технологии - это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и детей, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Бережная Алла Александровна

воспитатель 1 квалификационной категории

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение – детский сад №29

tanyaberezhok95@yandex.ru

Россия, Екатеринбург

Municipal budget children's educational institution № 29, Russia, Yekaterinburg

Современные формы работы с родителями воспитанников ДОУ

Innovative forms of working with parents

Аннотация: инновационные технологии - это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и детей, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, становление личности, компетентность педагога, индивидуальный подход, интерактивные досуговые мероприятия, детско-родительские проекты, единство подходов в воспитании детей, психолого-педагогическая поддержка.

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обусловило необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Проблема взаимодействия педагога дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников является важным аспектом в личностном развитии дошкольников.

Для успешного сотрудничества с родителями детский сад опирается на следующие принципы:

- открытость детского сада для семей воспитанников;

- создание развивающей предметно-пространственной среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и ДОУ;

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании и образовании детей, основанном на взаимопонимании и доверии.

В условиях развития дошкольного образования педагогу нужно понимать важность сотрудничества с семьей для создания единого пространства, направленного на всестороннее развитие ребенка. Одним из самых важных условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Дети, воспитатели, родители — главные участники образовательного процесса.

Работа с родителями – это сложная и важная составляющая деятельности педагога, охватывающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; поддержка родителей педагогом; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, главным фактором сформирования личности становится семья. Ценностные ориентации и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений являются почвой для созревания личности и фундаментом ее жизненных принципов. Для того чтобы родители были инициативными и равноправными участниками педагогического процесса, педагогам рекомендуется задействовать их в область педагогической деятельности: увлечь; помочь осознать, что участие в этом процессе совершенно необходимо для их ребенка, используя при этом как традиционные формы работы с семьей, так и новые, созданные на традициях семейного воспитания.

Ни один из социальных институтов общественного воспитания не сможет заменить роль института семьи в становлении личности, какими бы квалифицированными кадрами первый не обладал. Только в семье проходит первичная социализация, развивается первичное мировоззрение ребенка. Не менее важно, чтобы родители это понимали и принимали участие в образовательном процессе, а при необходимости не боялись обращаться за квалифицированной помощью в овладении способов построения детско-родительских отношений.

Основной целью взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьей является организация единого пространства «родители — дети — педагоги». Для достижения этой цели перед педагогами устанавливаются задачи:

- создание условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;

- установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;

- оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;

- непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников.

Родительская активность, как и любая черта личности, имеет уникальный период развития. Чем быстрее педагог замотивирует родителей, тем быстрее он получит помощников и единомышленников. В зависимости от поставленной цели педагогами используются следующие формы работы с родителями: информационная, просветительская, организационная, организационно — деятельная, участие родителей в образовательном процессе. Наиболее эффективными формами вовлечения родителей в образовательный процесс, процесс социализации и формировании личности ребенка являются:

- Информационная форма.

Видео-дневник наблюдения деятельности ребенка. В течение года ведется видеозапись образовательной деятельности. Это позволяет отследить успехи ребенка, рост его познавательной и творческой активности, формирование умения вести диалог между взрослым и ребенком, между детьми. Например, в середине года на родительском собрании показать видеозапись целого занятия.

Тематические стенгазеты, в которых с помощью фотосъемки представлены ключевые моменты жизнедеятельности ребенка в детском саду. Здесь так же ведутся рубрики «Дети говорят», «Мы рассуждаем», «Интервью», «Что мы думаем о…», в которых раскрываются рассуждения детей о жизненных ситуациях, высказываются личностные отношения к тому или иному явлению, предмету, поступку и т. д. В течение года проводятся индивидуальные консультации, родители посещают непосредственно образовательную среду. Для осуществления обратной связи в раздевалке группы помещаются коллажи образовательного процесса, папки-передвижки с советами педагогов Стендовая информация более интересна родителям, если она эстетически оформлена и отвечает информационным запросам семьи.

- Участие родителей в педагогическом процессе.

День открытых дверей является одной из интерактивных форм работы с родителями. На открытых занятиях и мероприятиях они могут познакомиться с задачами развития детского сада, реализуемыми инновационными проектами, правилами внутреннего распорядка и традициями ДОУ.

- Просветительская форма.

Практика круглых столов. Данная форма работы способствует формированию взаимодоверия, необходимости тесного взаимодействия родителей и педагогов в жизнедеятельности дошкольного учреждения. Темы могут самые разные, например, «Игра - не забава», «Труд –лучший воспитатель», «Адаптация в ДОУ», «Детская агрессия».

- Организационно-деятельная форма.

Интерактивные досуговые мероприятия. Всевозможные акции, праздники, мероприятия, как на уровне ДОУ, так и на муниципальном уровне, участниками которых являются дети, родители, педагоги. Взрослые служат примером для подрастающего поколения в формировании активной жизненной позиции. Например, акции «Великая Победа», «Четыре лапы», праздники «Яблочный переполох», «Арбузник», «День защиты детей», «Нам с папой не страшны любые преграды», «Поле чудес», «Сто к одному».

Детско-родительские проекты, которые проводятся в течение года в рамках различной образовательной деятельности. Например, экспериментально- исследовательский проект «Хочу всё знать». Разработаны и реализованы совместно с воспитателями и родителями проекты «Волшебница вода», «Путешествие к другу», «Почему птицы летают?», «Природа родного края», «В гостях у насекомых», «Мои друзья», «Права ребенка», «Безопасность в доме», «Герб семьи». Дети не только открывают что-то новое совместно с педагогом в ДОУ, но и закрепляют свои знания, благодаря исследованию вместе с родителями вне детского сада. Для успешного развития ребенка необходимо, чтобы семья и детский сад как два социальных института тесно сотрудничали и взаимодействовали в интересах ребенка!

Родители могут сделать жизнь ребенка в дошкольном учреждении яркой, увлекательной, интересной. Они имеют возможность помочь в организации утренника, поучаствовать в кукольном спектакле, сделать совместные работы по какой-либо теме, выступить с танцем. Одни родители принимают участие в организации экскурсий в стоматологическую клинику, лицей, почту, библиотеку. Другие родители помогают в оснащении педагогического процесса: участвуют в пошиве костюмов для театральных представлений, изготавливают декорации для спектакля, создают настольные, дидактические игры. Также родители могут проводить мастер-классы по вышиванию, шахматам, шашкам, конструированию; учат играть детей в игры своего детства.

Главной целью всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей выступает формирование доверительных отношений между детьми, педагогами и родителями, сплочение их в одну команду, установление потребности делиться собственными трудностями и совместно искать пути разрешения конфликтов.

Таким образом, от присутствия родителей в жизни дошкольного учреждения побеждают все участники педагогического процесса. И в первую очередь – дети. И не по причине того, что они получают новый опыт. Ценно другое –дети начинают с почтением, любовью и признательностью смотреть на своих родных, которые знают столько всего интересного, имеют много разных талантов, демонстрируют свои успехи в различных видах деятельности. Педагоги, исходя из этого, получают прекрасный шанс ближе узнать семьи, выявить сильные и слабые моменты воспитания в домашней среде, установить характер и степень своей помощи, а порой и просто поучиться.

В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время в мировой науке и практике идет активный поиск эффективных технологий формирования осознанного родительства. Можно отметить, что это одновременно цель и результат инновационной составляющей сотрудничества детского сада с семьей. Осуществляя конструктивное сотрудничество с родителями, педагоги и специалисты детского сада способствуют поддержке прав всех маленьких детей иметь компетентных в вопросах воспитания родителей.

Опираясь на собственный опыт в воспитании детей, в процессе использования различных форм работы с родителями были выявлены эффективные показатели, такие как:

- расширение аудитории на круглых столах, а именно участие нескольких членов семьи в обсуждении какой-либо важной педагогической проблемы,

- информирование родительской и педагогической общественности о собственном опыте в воспитании детей в многодетных семьях,

- активное включение родителей в создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

Таким образом, процесс взаимодействия с родителями предоставляет возможность ребёнку получить полноценное воспитание от компетентного воспитателя и мудрого родителя, направленное на целостное развитие личности.

Список литературы:

Муляр Н. В., Черниговских Е. В., Кубышкина Н. Д. Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 69-71. —

Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. – 56с.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 336с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области