Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста средствами краеведения

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 "УМКА"

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема: «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста средствами краеведения»

(с сентября 2014г. по май 2019г.)

Тягненко Татьяна Ивановна

Актуальность. В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Самой большой опасностью, которая  подстерегает наше общество сегодня, является разрушение личности человека. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. В обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение молодежи от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, поэтому становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, её истории,  формирование основ патриотизма должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

 На наш взгляд приобщение детей к традициям народной культуры является наиболее доступным и эффективным средством формирования основ патриотизма  детей дошкольного возраста, т.к. они отражают сущность нашего общественного строя, психологию народа.

Основные  понятия:

Культура – это такие стабильные и внешне очевидные её компоненты, как язык, религия, устное народное творчество, обычаи, обряды, нормы социального и этнического поведения. (Н.С. Александрова)

 Традиция – передача, предание – элементы культурного и социального наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохранившиеся в определённых социальных группах в течение длительного времени. (Г.Ф. Массова)

В толковом словаре Даля понятие «родина» объясняется так: «Родина родимая земля, чье-либо место рождения; в обширном значении - земля, государство,  где кто-либо родился; в тесном - город, деревня».  Здесь же понятие «патриот» и «патриотизм» трактуется следующим образом: «Патриот- любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм- любовь к отчизне»

Цель: реализация комплексного подхода к развитию ребенка, осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников через овладения элементарными сведениями по истории, географии и культуре Родине.

Задачи: - формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

- использование регионального компонента – истории ХМАО.

Перспективный план работы

по теме самообразования «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста средствами краеведения»

Мероприятие

Содержание

Отметка о выполнении

Разработать перспективный план «По ознакомлению с социальной и окружающей действительностью»

Блоки:- Семья

- Детский сад

- Родной город

- Родная страна

- Труд взрослых

Выполнено

Перспективный план по ознакомлению детей старшего д. возраста с гербом и флагом России

- Занятия

- Игры

- Досуги

- Экскурсии

- Прогулки

- Целевые посещения

Октябрь 2017

Перспективный план для старших д. по теме «День Победы»

- Беседы

- Занятия

- Чтение худ. Литературы

- Дидактические игры

- Настольно печатные игры

- Сюжетно ролевые игры

- Подвижные игры

- ИЗО – деятельность

- Конкурсы поделок, рисунков

Выполнено

Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа

- Беседы

- Занятия

- Чтение худ. Литературы

- Дидактические игры

- Настольно печатные игры

- Сюжетно ролевые игры

- Подвижные игры

- ИЗО – деятельность

- Конкурсы поделок, рисунков

- Досуги

Выполнено

Создание предметно – развивающей среды с учетом ФГОС

- Макеты

- Панно

- Карты, схемы

- Атрибуты к сюжетно ролевым играм

- Подбор худ. литературы

- Дидактические игры

- Настольно печатные игры

- Картотека подвижных игр

- Гербарии и прочий бросовый материал и т.д.

- Иллюстрационный материал (альбомы, плакаты, иллюстрации, фотографии, открытки и т.д.)

Выполнено

Перспективный план воспитательно – образовательной работа по патриотическому воспитанию «Защитники отечества»

- Беседы

- Занятия

- Чтение худ. Литературы

- Дидактические игры

- Настольно печатные игры

- Сюжетно ролевые игры

- Подвижные игры

- ИЗО – деятельность

- Конкурсы поделок, рисунков

Выполнено

Работа с родителями

- Ширмы

- Стенды

- Консультации («Как познакомить ребенка с родным городом», «Моя родословная», «Знамя победы» и т.д.)

- Совместные досуги, КВН, праздники, круглые столы, собрания и т.д.

В течении года

Изучить литературу

- Алешина Н.В. «Знакомим дошкольников с родным городом», «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»

- Алярд К. «Книга о флагах»

- Афанасьев А.Н. «Поэтические воззрения славян на природу»

- Аникин В.П. «Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре»

- Аполлонова Н. «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре»

- Антонов Ю.Е. «Как научить детей любить Родину»

- Болобан М. «Ознакомление детей с традициями севера»

- Гризин Т.Д. «Познаю мир»

- Данилина Г.Н. « Дошкольнику– об истории и культуре России»

- Денисенкова Н. «Как организовать окружающую среду»

- Жуковская Р.И. «Родной край»

- Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается родина»

- Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина»

- Короткова Н. «Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников»

- Казакова И. «Особенности патриотического воспитания дошкольников»

- Остапец А.А. «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо – туристской деятельности»

- и т.д.

В течении года

Представление опыта работы в рамках «Школа педагога»

«Патриотическое воспитание старших дошкольников»

В течении учебного года

Посещение открытых занятий педагогов ДОУ

В течении учебного года

Провести открытое занятие «По дорогам русских сказок»

В течении учебного года

Совершенствовать свои знания в области современной педагогики и психологии

Постоянно

Перспективный план по ознакомлению с социальной и окружающей действительностью для детей старшего дошкольного возраста.

ТЕМА

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ

СЕНТЯБРЬ

СЕМЬЯ

Беседа с детьми о членах семьи

Беседа об обязанностях членов семьи.

Беседа о заботе взрослых членов семьи о детях. Чтение рассказа В. Осеевой "Печенье"

Беседа о бабушках

ДЕТСКИЙ САД

Осмотр помещения группы.

Целевая прогулка по территории детского сада: отметить, какие произошли изменения.

Беседа о работе помощника воспитателя.

Знакомство с работой заведующей детским садом.

РОДНОЙ ГОРОД

Целевая прогулка по близлежащим улицам: правила перехода через улицу.

Занятие 1. "История возникновения родного города".

Беседа об ХМАО в котором живут дети.

Беседа о названиях улиц родного города.

РОДНАЯ СТРАНА

Беседа о том, где дети провели лето, как добирались.

Рассматривание иллюстраций о природе России.

Рассматривание предметов народно - прикладного искусства. Рассказ о хохломских изделиях.

Беседа о русских народных сказках.

ТРУД ВЗРОСЛЫХ

Беседа о труде сотрудников детского сада.

Дидактическое упражнение "Кто что делает". Закрепление названий разных профессий.

Занятие 2. "Как добывают нефть"

Экскурсия на буровую вышку (учебную).

ОКТЯБРЬ

СЕМЬЯ

Рассматривание семейных фотоальбомов, принесенных детьми.

Беседа о том, где работают взрослые члены семьи.

Домашнее задание: придумать вместе с родителями герб своей семьи.

Рассматривание рисунков гербов семьи, которые дети выполнили вместе с родителями.

ДЕТСКИЙ САД

Целевое посещение младшей группы детского сада.

Беседа о детском саде.

Работа на участке своей группы.

Знакомство с трудом завхоза детского сада.

РОДНОЙ ГОРОД

Занятие 4 "Знакомство с гербом города Нижневартовска"

Беседа о названиях улиц родного города.

Изготовление детьми макета своего микрорайона.

Беседа о памятниках родного города людям, прославившим город и страну.

РОДНАЯ СТРАНА

Беседа о таланте русского народа - народные игры.

Беседа о городах России, о разных зданиях в них.

Занятие 6 " Страна, в которой мы живем". Природа России.

Беседа о таланте Русского народа - русские народные песни.

ТРУД ВЗРОСЛЫХ

Беседа о профессиях. Чтение произведения С.Я. Маршака "Почта"

Чтение отрывков из книги Б. Житкова "Что я видел".

Дидактическая игра "Кто, где работает". Закрепление знаний о работе в городе.

Занятие 7 "Экскурсия на почту (отдел посылок)".

НОЯБРЬ

СЕМЬЯ

Занятие 8 "Мужчины и женщины в семье"

Беседа с мальчиками о том, где и когда они могут поступать, как настоящие взрослые мужчины.

Беседа с девочками о том, как они помогают маме.

Беседа об обязанностях детей в семье.

ДЕТСКИЙ САД

Показать мальчикам, как они могут помочь девочкам надеть пальто.

Помощь детям ясельной группе при одевании на прогулку. Игры с ними вовремя прогулки.

Знакомство с работой методиста детского сада.

Придумывание герба группы.

РОДНОЙ ГОРОД

Целевая прогулка по близлежащим улицам: правила перехода через улицу.

Занятие 9 "Улицы города Нижневартовска"

Закрепление знаний о памятниках родного города.

Игра в путешествие по родному городу, закрепление знаний о родном городе.

РОДНАЯ СТРАНА

Рассматривание кукол в русской национальной одежде.

Рассматривание кремлей древних русских городов.

Занятие 10 "Как возникла Россия. Символика страны - герб, флаг, гимн".

Рассматривание карты России - Закрепление знаний о природе страны.

ТРУД ВЗРОСЛЫХ

Беседа об экскурсии на почту.

Дидактическое упражнение "Угадай где и кем я работаю".

Беседа о труде нефтяников.

Занятие 11 "Знакомство с трудом работников нефтяной промышленности"

ДЕКАБРЬ

СЕМЬЯ

Беседа о труде детей в семье, об их обязанностях как членов семьи.

Беседа с родителями о дифференцированном подходе к воспитанию мальчиков и девочек.

Рассматривание с детьми их семейных фотоальбомов.

Беседа с детьми о мамах.

ДЕТСКИЙ САД

Изготовление новогодних игрушек для малышей.

Рассматривание рисунков с гербами группы, выбор одного из них.

Беседа о труде работников прачечной.

Посещение младшей группы - подарить новогодние игрушки, сделанные своими руками.

РОДНОЙ ГОРОД

Закрепление названий улиц. Составление рассказов об истории города по названиям улиц.

Знакомство с дорожными знаками. Безопасность в городе.

Занятие 14 "Моя родословная".

Рассказ воспитателя о памятнике воинам интернациалистам на Комсомольском бульваре.

РОДНАЯ СТРАНА

Игра "Выставка изделий народно - прикладного искусства"

Занятие 15 "Россия - Родина моя".

Рассматривание иллюстраций с видами Санкт - Петербурга.

Рассказ воспитателя о традиции встречать Новый год.

ТРУД ВЗРОСЛЫХ

Чтение рассказа Г. Браиловской "Наши мамы, наши папы".

Дидактическая игра "Угадай, кем я работаю". Закрепление знаний о профессиях.

Словесная игра "Кто что делает". Закрепление названий профессий.

Занятие 15 "Знакомство со строительными профессиями".

ЯНВАРЬ

СЕМЬЯ

Беседа о взрослых членах семьи и, об их родителях.

Знакомство с родословным древом.

ДЕТСКИЙ САД

Беседа о труде повара.

Ремонт книг для детей младшей группы

РОДНОЙ ГОРОД

Занятие 18 "Что такое музей".

Беседа о том как вести себя на улицах города.

РОДНАЯ СТРАНА

Чтение главы из книги С. Баруздина "Страна где мы живем"

Занятие 19 "Коренные жители нашего города и края".

ТРУД ВЗРОСЛЫХ

Знакомство с профессиями - люди искусства.

Занятие 20 "Экскурсия в школу"

ФЕВРАЛЬ

СЕМЬЯ

Беседа о том, кто из старших членов семьи служил в армии.

Рассказы детей о тех взрослых членах семьи, которые служили в армии.

Изготовление сувениров ко Дню защитника отечества

Беседа о празднике 8 Марта. Чтение рассказа Н. Артюховой "Точка".

ДЕТСКИЙ САД

Знакомство с работой кладовщика.

Беседа о сотрудниках детского сада.

Составление письма заболевшему товарищу.

Изготовление сувениров к 8 Марта для девочек и сотрудников детского сада.

РОДНОЙ ГОРОД

Беседа о памятниках защитникам Отечества.

Занятие 21 "Герои защитники Отечества"

Рисование "Наша армия родная"

Целевая прогулка в парк "Победы" (с родителями)

РОДНАЯ СТРАНА

Рассказ о русских традициях - проводы в армию.

Рассматривание иллюстраций воинов.

Беседа о коренных жителях Югры. Чтение рассказа В. Челинцева "Окся - труженица"

Рассказ о народных традициях - Масленница.

ТРУД ВЗРОСЛЫХ

Занятие 22 "Все работы хороши"

Целевая прогулка по близлежащим улицам - работа по благоустройству города.

Занятие 23 "День защитника Отечества. Знакомство со службой пограничников".

Игровое упражнение "Кому что нужно". Закрепление разных родов войск.

МАРТ

СЕМЬЯ

Изготовление сувениров для мам и бабушек к 8 Марта.

Беседа с детьми о том, как они поздравили мам и бабушек с 8 Марта.

Педагогические ситуации.

Беседа о вежливом отношении к членам семьи.

ДЕТСКИЙ САД

Поздравление сотрудников детского сада с 8 Марта.

Утренник 8 Марта

Рисование с детьми портрета мамы.

Беседа с детьми о детском саде.

РОДНОЙ ГОРОД

Занятие 24 "Встреча с историей родного города"

Закрепление знаний о музеях родного города.

Целевая прогулка по близлежащим улицам - работа по благоустройству улиц

Работа со схемой микрорайона - упражнение в ориентировке

РОДНАЯ СТРАНА

Дидактическая игра "Что лишнее?". Закрепление знаний о жизни и быте народов Севера.

Занятие 25 "Мы все - жители планеты Земля"

Беседа о России. Чтение стихотворения М. Исаковского "На век запомни".

Рассказ о старинных обычаях встречи весны

ТРУД ВЗРОСЛЫХ

Беседа о труде пилота. Чтение рассказа И. Винокурова "Как самолет в поле работает".

Закрепление знаний о службе пограничников. Чтение стихотворения З. Александровой "Дозор"

Игровые упражнения "Кто где работает". Закрепление знаний о профессиях.

Рассказ воспитателя о памятнике Покорителям Самотлора

АПРЕЛЬ

СЕМЬЯ

Рассматривание семейных фотоальбомов.

Беседа о мамах

Беседа о том как дети помогают взрослым. Чтение А. Барто "Как Вовка бабушек выручал".

Воспитатель предлагает узнать детям у родителей, кто из их родственников воевал.

ДЕТСКИЙ САД

Работа на участке детского сада

Целевая прогулка к соседнему детскому саду.

Беседа о сотрудниках детского сада.

Целевая прогулка по территории детского сада - что появилось нового и кто это сделал.

РОДНОЙ ГОРОД

Знакомства с театрами родного города (Барабашка)

Рассматривание иллюстраций, фотографий с видом родного города - закрепление знаний.

Занятие 28 "Архитектура родного города"

Беседа о правилах дорожного движения. Рассказ об изобретении светофора

РОДНАЯ СТРАНА

Занятие 29 "Литературная викторина по русским народным сказкам"

Рассказ о национальных традициях русского народа. Хлебосольство

Беседа о русском народно - прикладном искусстве - рассказ о создании матрешки

Занятие 30 "Фольклорный праздник".

ТРУД ВЗРОСЛЫХ

Беседа о происхождении профессий.

Занятие 31 "День космонавтики".

Беседа с детьми о том, кем они хотят стать, когда будут взрослыми.

Знакомство с профессией оленивода.

МАЙ

СЕМЬЯ

Беседа о родственниках, которые воевали.

Беседа о том, как дети помогают взрослым на даче. Чтение Е. Пермяка "Смородинка"

Беседа о труде мамы дома и на работе. Чтение В. Донниковой "Твоя мама".

Беседа о бабушках и дедушках.

ДЕТСКИЙ САД

Сюжетно - ролевая игра "Мы моряки", "Пограничники"

Конкурс детского рисунка "Цветы победителям". Утренник День Победы.

Беседа о детском саде.

Настольно - печатные игры: "Наша армия" - разрезные картинки, "На суше, в воздухе, на море" - лото

РОДНОЙ ГОРОД

Рассказ о детях - героях войны. Чтение Ю. Корольковой "Леня Голиков"

Беседа на тему "Что такое героизм"

Занятие 32 Итоговое занятие "Конкурс знания родного города".

Закрепление знаний о ПДД

РОДНАЯ СТРАНА

Беседа о традициях русского народа.

Занятие 33 "Рассказ беседа о Дне Победы".

Рассказ - беседа о боевых орденах и медалях.

Беседа России. Чтение стихотворения Н. Рубцова "Привет, Россия!".

ТРУД ВЗРОСЛЫХ

Слушание музыки П. Чайковского "Марш деревянных солдатиков"

Экскурсия к памятнику героям ВОВ. Возложение цветов (с родителями)

Рассказ воспитателя о реке Обь.

Ручной труд: "Парашютисты", "Корабли", "Голуби мира".

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области