Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Птицы - вестники весны" методическая разработка занятия

Цель: расширить и углубить знания обучающихся о поведении птиц в весенний период. Задачи: - изучение фенологических явлений на примере представителей орнитофауны Алтайского края; - проведение в игровой форме орнитологических конкурсов; - расширение представлений обучающихся о птицах ближайшего природного окружения; - развитие наблюдательности, умения отражать выделенные особенности в суждении сравнительного характера; - обучение методики бердвочинга или бердинга – наблюдения за птицами невооруженным глазом или с помощью бинокля; - воспитание экологической культуры на уровне повседневного поступка

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методическая разработка занятия «Птицы – вестники весны»

педагога дополнительного образования МБУ ДО «Барнаульская городская станция юных натуралистов» Астафьевой Е.П.

Тема занятия: «Птицы – вестники весны»

Форма проведения: экологическая игра

Цель занятия: расширить и углубить знания обучающихся о поведении птиц в весенний период.

Задачи:

- изучение фенологических явлений на примере представителей орнитофауны Алтайского края;

- проведение в игровой форме орнитологических конкурсов;

- расширение представлений обучающихся о птицах ближайшего природного окружения;

- развитие наблюдательности, умения отражать выделенные особенности в суждении сравнительного характера;

- обучение методики бердвочинга или бердинга – наблюдения за птицами невооруженным глазом или с помощью бинокля;

- воспитание экологической культуры на уровне повседневного поступка.

Виды деятельности: познавательная, исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.

Предварительная работа: знакомство в ходе сезонной экскурсии в природу с птицами школьного двора, наблюдение за строительством гнезд, просмотр рисунков и фотографий с изображениями птиц, знакомство с коллекцией гнезд и птичьих яиц.

Материалы и оборудование: презентация «Птицы – вестники весны», рисунки и фотографии с изображением птиц, раздаточные карточки с заданиями, коллекция гнезд и яиц птиц,

Ход занятия:

-Организационный момент. Звучит аудизапись «Голоса птиц»

Обучающиеся группы делятся на две команды. Им предлагается выбрать карточку в виде медальона, на обратной стороне которой изображены синицы или скворцы. Количество карточек с изображением разных видов птиц одинаковое.

Ребята занимают места в учебном кабинете по командам.

-Вступительное слово: Птиц на Земле довольно много – около 9000 видов. В Алтайском крае встречается более 300 видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, размером со шмеля. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Птицы предпочитают разную пищу: есть хищники и вегетарианцы. И домики у птиц самые разнообразные. Мы сегодня посвятим наше занятие птицам по следующей причине: «На дворе весна, а птицы являются вестниками весны». Сейчас внимательно смотрим презентацию, которая поможет вам в выполнении заданий орнитологических конкурсов. За правильные ответы вы будите получать фишки - птички. Выиграет команда, набравшая в свою «стаю» больше этих птичек.

- Просмотр презентации«Птицы-вестники весны»

№ слайда

Комментарии к слайду

1

Весна – это время пробуждения природы. С давних пор на Руси приход весны связывали с прилетом птиц из теплых краев.

2

17 марта отмечали Герасима-грачевника и говорили «Грач на горе – весна на дворе». В этот день пекли хлеба в виде грачей.

Грачи улетают на зимовку в Казахстан. Его легко отличить от черной вороны по светлой восковице (надклювье).

3

Уже через несколько дней после прилета грачи появляются на грачевниках, хотя и не спешат сразу приступить к ремонту старого жилья. Этим они начнут заниматься чуть ли не через месяц после прилета. Колониальное гнездование - тоже существенное отличие грачей от одиночно гнездящихся ворон и воронов. Количество гнезд в грачиной колонии различно, от 10-15 до 300 и более. Гнезда обычно строят на высоких деревьях, не ниже 6 метров от земли, но чаще значительно выше. Правда, в тех местах, где высоких деревьев мало, приходится им селиться и в низких посадках. В степных же районах иногда устраивают гнезда на опорах высоковольтных линий или телеграфных столбах.

4

22 марта на Руси праздновали « сороки – сорок». В народе существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц. На Сороки хозяйки пекли из ржаной и овсяной муки сорок шариков и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая:

« Мороз красный нос,

Вот тебе хлеб и овес,

А теперь убирайся

Подобру – поздорову!»

5

Одна из первых перелетных птиц жаворонок. В старину закликали жаворонков, а с ними весну.

Дети исполняли заклички:

«Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите;

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!»

«Жаворонок, жаворонок!

На тебе зиму, а нам лето!

На тебе сани, а нам телегу!»

Еще кругом много снега,и только лишь на полях кое-где начинают показываться проталинки. Выйдя в поле ранним утром, мы можем услышать где-то высоко-высоко звонкую, длинную песню.

Она состоит из звучных трелей вперемешку с красивыми звуками, напоминающими то звон маленьких колокольчиков, то звучание флейты. Вся песня поется непрерывно 5-10 минут, а иногда и больше.

6

28-29 марта из Африки в Барнаул прилетают скворцы. Прилет скворцов символизирует для нас наступление весны. «Скворец – весны гонец!». Первыми прилетают самцы, которые ищут жилье для своих самок. Домик они устраивают в дупле дерева или в скворечнике. Скворцы выстилают свой дом стеблями растений, перьями, шерстью. Ранней весной птицы питаются дождевыми червями, которые выбираются из-под снега. Они уничтожают хрущей, гусениц, чернотелок, долгоносиков, личинки мух, оводов, слепней, саранчи и других вредных насекомых.

7

Птицы защищают от насекомых вредителей сады и огороды, поэтому люди стараются построить искусственные гнездовья: скворечники, синичники, галчатники и другие. Домики для птиц нельзя прибивать к дереву гвоздями.

8

Одна из первых перелетных птиц – это трясогузка. В народе ее называют ледоломкой, п.ч. с ее прилетом связывают начало ледохода на реках. В народе говорят: «Трясогузка прилета – своим хвостом лед на реке разбила».

9

Коршуны прилетают в окрестности Барнаула 9-11 апреля. Гнездится на высоких деревьях, предпочитая сосну. Новые гнезда строит редко, чаще обновляет старые. Сооружает гнездо их из сухих палок, лоток выстилает различной ветошью( тряпками, паклей, волосами, бумагой, обрезками кожи, коровьим сухим пометом. Размер гнезда различный, но обычно 60х60 см. Силуэт парящего в небе коршуна легко узнать по вилочкообразному хвосту.

10

Кукушка прилетает в мае, когда на деревьях появляется листва, а вслед за ней гусеницы. Кукушка очень полезная птица, п.ч. она поедает мохнатых, ядовитых гусениц и спасает лиственные деревья. Весной мы слышим «ку-ку» самца кукушки, а самочки издают шипящий звук.

11

Кукушку считают плохой матерью, п.ч. она подбрасывает свои яйца в гнезда друг птиц( за сезон 15-20 яиц) – это явление называется гнездовой паразитизм. Кукушки так приспособились к продолжению рода. Сами они не смогут прокормить своих страшно прожорливых птенцов, а пара птиц «случайных родителей» выкармливает одного птенца кукушки, приняв его за свое чадо.

Приемными родителями кукушонка становятся мелкие птицы из семейства воробьиных( трясогузки, камышовки). Одно яйцо в гнезде уничтожает кукушка. Затем по мере роста, вылупившийся кукушонок выталкивает из гнезда всех своих случайных собратьев.

12

В ряду искусных пернатых строителей ремезы занимают одно из самых заметных мест и заслуженно приобрели на этом поприще самую широкую известность. Гнезда ремезов представляют собой замкнутую со всех сторон полость с узким входом и часто бывают настолько прочными, что в Африке, например, местные жители одно время употребляли их в качестве кошельков. Гнездо обыкновенного ремеза удивительно напоминает теплую рукавичку с недовязанным большим пальцем. По сравнению с десятиграммовым «строителем» постройка выглядит внушительно: высота — до 22, диаметр до — 12, толщина стенок — до 2 сантиметров. Вход в гнездо идет через «большой палец» входную трубку длиной около 4—5 сантиметров. Постройка подвешивается на тонких, свисающих вниз веточках куста или дерева или укрепляется на тростниковых стеблях. В сырых, полузатопленных и затопленных местах гнезда устраиваются на небольшой высоте — 2—4 метра, иногда они висят прямо над водой. На суше ремезы гнездятся значительно выше — иной раз на высоте до 10—12 метров. Каркас гнезда связывается из тонких и эластичных растительных волокон, которые тщательно накручиваются на опорные веточки. Основным строительным материалом является пух ивы, тополя, рогоза и других растений. Внутренность выстилается толстым слоем пуха и перьев.

13

1 апреля отмечается Международный день птиц. Возник этот праздник в США в 1894 году. В нашей стране люди всегда заботились о птицах. Юннаты России традиционно 1 апреля развешивают скворечники, проводят экологические праздники, посвященные птицам. Охраняйте птиц!

-Инсценировкапо произведению Н. Сладкова «Птичьи разговоры»

-Конкурс почтовый ящик. «Ребята, на наш адрес пришло четыре письма. Угадайте, кто их написал.

«У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой в бескормицу, ем все и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?»

(синица)

« Меня называют смотрителем леса. Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?»

(поползень)

« Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего можно меня увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь.

Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я?»

(щегол)

« Я – один из первых вестников весны. Могу показаться вам неуклюжим, тяжелым из-за своего массивного тела и короткой шеи, хотя вешу всего 75 граммов.

Выдергиваю из отваленных пластов земли дождевых червей и жучков. Выкармливаю своих птенцов, летом за долгий световой день мы с самкой прилетаем к гнезду до 300 раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков мы уничтожаем.

Меня еще называют «пересмешник». С поразительной похожестью могу передать все, что услышал в дальних странствиях. В моих концертах можно услышать и звонку соловьиную трель, и кряканье дикой утки, и даже кваканье лягушки. Узнали меня?»

(скворец)

-Конкурс собери пословицу о птицахи объясни ее смысл:

- « Здоровое дерево дятел не долбит»;

- «Ласточка день начинает, а соловей кончает»..

- «Старого воробья на мякине не проведешь»;

- «Лучше синица в руке, чем журавль в небе».

-Рассказ о гнездах птицс демонстрацией гнезд.

«Гнездо – то место, куда самка откладывает яйца.

Далеко не все птицы строят себе гнезда. Морские птицы (чистики, кайры, гагарки) гнездятся в громадном количестве, образуя многотысячные скопления, так называемые «птичьи базары». Но собственно гнезд они не устраивают, и каждая самка откладывает свое яйцо прямо на уступ скалы.

Некоторые птицы только расчищают место для кладки и иногда еще делают простую подстилку из сухой травы, мха, перьев. Так поступают глухари, тетерева, большинство сов и те птицы, которые выводят птенцов в дуплах – дятлы, вертишейки.

Большинство птиц устраивают гнезда. Чаще всего гнезда устраиваются из сучьев, травы или мха: эти гнезда или складываются, или плетутся, причем для скрепления их и выстилки употребляют другие материалы. Дрозды плетут гнездо из стебельков и обмазывают их глиной. Синица ремез искусно плетет гнездо из шерсти в виде руковички с длинным боковым коридором.

Гнездящиеся на земле мелкие птицы (жаворонки. трясогузки) устраивают гнезда из травы.

Крупные птицы часто имеют несколько гнезд, в одном из которых гнездятся, а другие служат запасными. У орлов гнездо служит много лет подряд и в результате поправок, надстроек превращается с годами в громадное сооружение до 2 метров в высоту и в поперечнике. При бурях такие гнезда обычно падают на землю.

Внутренняя часть гнезда бывает обычно углубленной, а края приподнятыми. Углубленная часть – лоток, служит для помещения яиц и птенцов.

Деревенские ласточки устраивают под крышами гнезда из глины и грязи, склеенных слюной, в форме блюдца. Городская ласточка, или воронок, устраивает закрытое сверху крышей гнездо из тех же материалов.

Некоторые птицы гнездятся в норах. У зимородков зигзагообразный ход прорывается между корнями в земляных обрывах на берегу реки; этот ход ведет в пещерку, дно которой выстлано рыбьей чешуей. Береговая ласточка гнездится колониями по берегам рек, в гнездо ведет узкий ход, длиной до 3 метров»

-Конкурс рассели птицпо своим гнездам. Команды получают одинаковые рисунки с изображением гнезд в природе. На березе скворечник, на тополе гнездо сороки, в траве гнездо жаворонка, в зарослях ив у реки гнездо синицы ремеза. Вместе с рисунком раздаются карточки с изображением названных птиц. По команде ребята «расселяют» птиц по своим гнездам.

-Подвижная игра«Кукушка и чужие гнезда»: Расставляются по кругу «гнезда» - стулья. Около каждого гнезда пара «птиц». По сигналу ведущего птицы – родители улетают за кормом. В это время появляется «кукушка» - игрок с яйцом – мячиком. В чье гнездо она успевает положить яйцо, те участники выбывают из игры.

- Конкурс «Собери мозаику».Каждому участнику выдается конверт с мозаикой, изображения птицы. За три минуты надо собрать изображение птицы

- Конкурс «Угадай птицу по голосу».Используется диск «Определитель зимующих птиц Алтайского края», автор Марискин И.Н.

-Конкурс загадок о птицах:

Кто два раза родится:

В первый раз гладкий

Во второй раз мягкий?(птица)

Отступили снега и метели,

Птицы с юга домой прилетели.

Кружат, трели разводят певцы.

Кто весну прославляет? (Скворцы)

Вместе с этой черной птицей

К нам весна в окно стучится.

Зимнюю одежду прячь!

Кто по пашне скачет? (Грач)

Солнце греет у порога,

Тают снежные сугробы,

И бегут рекой ручьи,

С юга к нам летят... (Грачи)

У берега над склоном,

Где тальничек зеленый,

Где хмель разросся дикий,

Поет артист великий.

Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит. (Соловей)

Как сажа черна,

Как сметана бела,

Люблю всем в лесу

Рассказать, где была. (Сорока)

Окраска сероватая,

Походка мешковатая.

Повадка вороватая,

Крикунья хрипловатая. (Ворона)

Спереди шильце, сзади вильце,

На груди белое полотенце. (Ласточка)

Серенькая птичка,

Птичка невеличка.

Шеей вертишь ты всегда,

Разве в этом есть нужда? ( Вертишейка).

- Стихи о птицах

Чтец: « Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов,

Я знаю все, о чем поют

Щегол и реполов»

Чтец: « Поют на ветке соловей,

Малиновка и дрозд

«Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнезд!»

Чтец: « И мы не будем разорять! –

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят»

- Подведение итогов занятия. Вручение поощрительных призов.

Список использованной литературы:

1. Плешаков А.А. Зеленые страницы – М.: Просвещение, 2012.

2. Сладков Н. Птичьи разговоры/

3. Соколов В.Е. Жизнь животных. Том шестой птицы – М.: Просвещение, 1986

4. Электронные ресурсы.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области