Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Реализация принципов ФГОС ДО через здоровьесбрегающие технологии в практике работы ДОУ

И одной из самых основных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является воспитание здорового подрастающего поколения с использованием здоровьесберегающих технологий.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Реализация принципов ФГОС ДО через здоровьесбрегающие технологии в практике работы ДОУ

Авхадеева Е.Т., воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №37»,г.Новокузнецк

В последние годы отмечается тенденция к понижению двигательной активности детей дошкольного возраста. Они длительное время сидят у телевизоров, при проведении с ними различных занятий, чтении им книг, при занятии ручным трудом, рисованием, лепкой, не требующими активных движений. Снижение двигательной активности нарушает процессы нормального развития, ведет к изменению обмена веществ. Все виды движения — одна из важнейших потребностей растущего организма.

Физическое здоровье – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Отсюда возникает такое понятие, как физическая активность – естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении. Физическая активность в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка.

Научными исследованиями убедительно доказано, что распространенность острых респираторных заболеваний среди детей зависит от режима проветривания и площади учебно-воспитательных помещений, а также от планировки здания. Исследования педиатров отмечают высокий уровень поведенческих нарушений у часто болеющих детей. Это позволяет относить частую заболеваемость к психосоматическим расстройствам. Для часто болеющих детей характерен высокий уровень тревожности, превалирование отрицательных эмоций. Из отклонений в эмоционально-поведенческом статусе детей наиболее часто выявляются нарушения сна, аппетита, проявления двигательной расторможенности, гиперактивности, патологические привычные действия (тики, подергивания, грызение ногтей), страхи, нервно-психические нарушения преимущественно невротического уровня.

Наблюдается также замедление темпов нервно-психического развития, отмечается прежде всего задержка наиболее информативных и более поздно формирующихся функций – активной речи, сенсорики, конструирования, являющихся основой для последующего формирования логического и наглядно образного мышления, страдает мелкая моторика, что проявляется в трудностях с одеванием, застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, изобразительной деятельности, письме.

В современных условиях большое значение имеет отношение человека к сохранению своего здоровья, не только к состоянию здоровья физического, но и душевного и социального благополучия.

Начинать приучать детей к здоровому образу жизни нужно еще с детского сада, так как именно в этом возрасте существует серьезная проблема сохранения психического и соматического здоровья (рисунок 1)

Рисунок 1 «Система работы по сохранению здоровья воспитанников в МБ ДОУ «Детский сад №37»

И одной из самых основных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является воспитание здорового подрастающего поколения с использованием здоровьесберегающих технологий. В самом общем смысле, здоровьесберегающие технологииэто психолого-педагогические приемы, методы, подходы, направленные на решение проблем здоровья детей.

В этой связи педагогам нужно обратить особое внимание на такие аспекты своей деятельностикак:

соблюдение гигиенических условий в помещениях ДОУ (чистота, проветривание, благоустройство);

чередование различных видов учебной деятельности, используемых в воспитательно-образовательном процессе, так как утомляемость ведет к снижению познавательного интереса;

применение физкультурных минуток, музыкальных пауз на занятиях, проведение бодрящих гимнастик, гимнастик для глаз, пальчиковых игр, плавание в бассейне;

использование для релаксации спокойной классической музыки, звуков природы;

организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей воспитанников;

наличие благоприятного психологического климата в группе;

привлечение родителей к совместной работе по проведению дней здоровья, соревнований, занятий с психологом по профилактике вредных привычек, проведение консультаций, разработка советов и рекомендаций для них по воспитанию стремления детей к здоровому образу жизни.

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, важности гигиенической и двигательной культуры, здоровье и средствах его укрепления, функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. Нами разработаны планы физкультурно – оздоровительной работы на день. Предлагаю Вашему вниманию план работы в старшей группе

Утро

1 .Гимнастика для глаз.

Цель: укреплять мышцы глаз.

Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 секунд в течение 2 минут.

Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы в течение 1 минуты.

Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону 2 минуты.

Упражнения можно выполнять сидя, повторяя каждое с интервалом 1 минута. Общая продолжительность занятий 5-10 минут. Упражнения 2 и 3 можно делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.

2. Игра упражнение на осанку «Кто, как ходит».

Цель: формировать мышечное чувство осанки, навыки самоконтроля за осанкой; развивать двигательное творчество, воображение.

Материал: фишки.

Правила:

1) точно выполнять словесную инструкцию;

2) выразительно передавать движения;

3) уметь принять правильную осанку.

Содержание. Детям предлагают проверить свою осанку: стать около стены, прислонившись к ней пятками, икроножными мышцами, ягодицами, лопатками, затылком. Надо запомнить это положение и походить по комнате (так ходят дети). Затем даются задания: пройти, как старенький дедушка; как мама на каблучках; как папа, спешащий на работу и т. п. За каждое образное выполнение движений дети получают по фишке. Побеждает тот, кто больше всех набрал фишек.

3.Игра упражнение по профилактике плоскостопия «Загрузи машину»

Цель: укреплять мышечную систему, укреплять мышцы и связки стоп.

Материал: палочки, машинка.

Содержание: Дети, стоя в шеренге по очереди ( руки на поясе, спина прямая) передают пальцами ног палочки от начала к концу и обратно( можно в 2 шеренгах).

Между занятиями.

1. Блиц массаж. Массаж головы.

Цель: воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

Сильным нажатием пальчиков имитируем мытьё головы.

Пальцами, словно граблями, ведёт от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.

Спиралевидными движениями ведёт пальцы от висков к затылку.

« Догонялки»: сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, « бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сгибаются, то разгибаются, то догоняют друг друга.

С любовью и лаской расчесываем пальцами, словно расчёской, волосы и представляет, что его « причёска самая красивая на конкурсе причёсок».

НОД ФЭМП

Физминутка «Посчитаем»

Цель: переключить деятельность детей, снять усталость, напряжение, а так же способствовать закреплению темы занятия.

Сколько точек видишь в круге,Столько раз поднимешь руки.(Картинка)

Сколько елочек зеленых,столько выполни наклонов.(Картинка)

Мы присядем столько раз,Сколько яблочек у нас.(Картинка)

Столько раз сейчас подпрыгнешь,Сколько пальчиков увидишь.(Показ)

Столько ножкой ты притопнешь,Сколько хлопну я в ладоши.(Хлопки).

Прогулка 1

1.Игра-упражнение «Ель, елка, елочка»

Цель:

- укреплять мышечный корсет;

- упражнять в осанке;

- развивать навыки самоконтроля за осанкой.

Содержание. Детям предлагают «погулять в лесу» — они идут по площадке. На слова воспитателя: «Подошли к вы-ы-сокой ели!» — дети приподнимаются на носки, вытягивая руки как можно выше, затем разводят руки в стороны при сведенных лопатках (плечи не поднимать!). Далее они «подходят к елке чуть пониже», но такой же стройной, как ее сестричка-ель: дети принимают правильную осанку, но в полуприседе. У «маленькой елочки» дети приседают: голова и спина прямые, руки слегка разведены в стороны, лопатки сведены. Заканчивается игра позой «высокой ели», затем дети свободно «гуляют по лесу», сохраняя правильную осанку.

2. Подвижная игра «Лиса в курятнике» 

Цель -  Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Описание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Правила: Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».

Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.

Самостоятельная деятельность

«Гонка мячей».

Цель: Развивать быстроту реакции, быстроту движений.

Правила игры: Дети водят ногами мяч, не сталкиваясь друг с другом. Руки спрятаны за спину.

Усложнение:

То же, но по первому сигналу игроки ведут мяч в быстром темпе, по следующему сигналу – в медленном.

То же, добавляется третий сигнал – остановить мяч подошвой ноги.

«Кольцеброс», «Сбей кегли».

Гимнастика после сна

«Забавные художники»

(с элементами самомассажа)

Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений, развитие у детей двигательного воображения. Сохранить и укрепить здоровье детей.

Оборудование: коврики для профилактики плоскостопия.

Проводится в постели.

Воспитатель. Дети, я знаю, что вы все очень любите рисовать, и на бумаге, и на асфальте. Сегодня мы тоже будем рисовать. Мы нарисуем воздушные шары. Но только не на бумаге или асфальте, а в воздухе. Рисовать мы буде не руками, а различными частями нашего тела.

 «Готовимся рисовать». И. п. — лежа на спине. Зажмуриться, затем открыть глаза и посмотреть на потолок. Повторить пять раз.

«Рисуем головой». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение головой в правую сторону, затем в левую. Повторить пять раз. Каждый  ребенок работает в индивидуальном темпе.  Указание: не делать резких движений головой.

 «Рисуем глазами». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение глазами. Сначала в правую сторону, затем в левую. Повторить пять раз; Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.

«Рисуем руками». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговые движения правой рукой, затем  левой. Повторить по пять раз каждой рукой. Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.

 «Устали руки». И. п. — лежа на спине, руки прямые перед грудью. Опустить обе руки, встряхнуть ими. Вернуться в и, п. Повторить четыре раза; темп умеренный.

«Рисуем локтями». И. п. — лежа на спине, руки к плечам. 1—4 — круговые движения локтями вперед. 5—8 — Круговые движения локтями назад. Повторить по пять раз в каждую сторону; темп умеренный.

«Рисуем ногами». И. п. — лежа на спине, руки на поясе. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Нарисовать пять воображаемых воздушных шариков. То же выполнить левой ногой. Темп медленный, затем умеренный. Указание, тянуть носочки.

«Художники отдыхают». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поворот туловища направо. Вернуться в и. п. I Поворот туловища налево. Вернуться в и. п. Повторить по 3 раза в каждую сторону; темп умеренный.

 «Художники закончили работу». Несколько раз закрыть и открыть глаза. Потереть ладошки, приложить к глазам (четыре раза).

 Воспитатель: Вот мы и закончили работу с красками. Мы хорошо потрудились. А теперь встанем с кроваток и попрыгаем.

Дыхательное упражнение:

«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И. п.: ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. 1— вдох — руки в стороны; 2 — выдох — наклон туловища вправо; 3 — вдох — вернуться в и.п.; 4 — то же влево.

Ходьба по тропе «Здоровья».

Прогулка II

Игра-упражнение «Пройди не упади»

Цель: формировать правильную осанку и стопу; развивать ловкость, волевые качества.

Материал: любое пособие для ходьбы (канат, веревка, узкая дорожка, лестница), которое кладется в свободной части площадки.

Правила:

1) идти по дорожке с правильной осанкой, ставя стопы с небольшим разворотом носков ног в стороны;

2) при ошибке движение начать с исходной позиции, идти уверенно.

Содержание. Дети идут друг за другом по дорожке, лежащей на полу. Повторяют движение 3—6 раз (по договоренности). Выигрывает тот, кто проходил всю дорожку от начала до конца уверенно, держа правильно осанку. Ходить по рейкам лестницы, лежащей на полу (канату, веревке, узкой дорожке и т. д.).

2.Подвижная игра «Раз, два, три – беги!»

Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, развивать ориентировку в пространстве.

Описание. Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.

3.Самостоятельная деятельность. Показ картинок.

 Игра «Огненный шар»

Цель: развивать координацию движений, ловкость, внимание и точность выполнения.

Содержание: все игроки пытаются как можно выше подбрасывать руками вверх мяч, не давая ему упасть на пол. Фиксируется время удержания мяча от падения. Игра повторяется несколько раз, определяется лучшее командное время. Игроков можно разделить на две команды для определения победителя. Удержать мяч можно, только помогая партнерам.

Вечер

1 Самомассаж. Цель: профилактика простудных заболеваний.

« Ручки греем»

Упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

« Добываем огонь»

Энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим-

И огонь себе добудем.

2. Гимнастика для глаз. «Глазки»

Цель: укреплять мышцы глаз, снять напряжение с глаз.

Смотрит вправо – никого, Резко переводят взгляд вправо – влево.

Смотрит влево – никого.

Раз – два, раз – два - Выполняют круговые вращения глазами.

Закружилась голова.

Глазки закрывали. Закрывают глаза.

Глазки отдыхали.

Как откроем мы глаза, Резко переводят взгляд вверх – вниз.

Вверх посмотрим, да-да-да.

Вниз ты глазки опусти,

Вверх опять их подними.

Пальцами погладь глаза, Мягко поглаживают веки указательными

Отдыхать пришла пора. пальцами.

3. Самостоятельная деятельность детей.

Цель – развивать умение организовывать свою самостоятельную деятельность.

Игра «Бильярд»  

Цель - развивает меткость, глазомер, мелкую моторику рук.

Игра «Твистор»

Цель – Способствовать развитию произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции), игровой деятельности, навыков общения и партнерства, пространственного ориентирования, общему физическому, сенсомоторной координации.

Настольная игра «Блошки»,

Цель: развивать внимание, ловкость и точность выполнения игры.

Содержание: игроки расставляют своих "блошек" вокруг плошки. Нажимают пальцем на край "блошки", так, чтобы она запрыгнула  в плошку. Игроки "прыгают" по-очереди. Выигрывает тот, чьи "блошки" первыми окажутся в плошке.

Оборудование: кегли, теннисные мячи, «Твистор», «Пальчиковый Твистор», «Бильярд», «Бирюльки».

Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность беречь его. При этом полезно обращаться к специалистам (медикам, педагогам), изучать литературу (специальную, публицистическую), участвовать в тематических обсуждениях, тренингах. И, получая знания, делать всё возможное, чтобы сохранить здоровье наших малышей. Наша задача – привить ребёнку необходимость быть здоровым.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения .

Литература

1 Буцинская, П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду [Текст] / П.П. Буцинская. – М.: Просвещение, 1990

2 Кожухова Н.Н.,Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М.:Академия, 2002

3 Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно – методическое пособие. – М., 1978. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений Текст / Л.Д. Назаренко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 240 с.

4 Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокина. – М.: Просвещение, 1986

5 Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2001.

6 Страковская, В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет [Текст] / В. Л. Страковская. – М.: Новая школа, 1994. – 288 с.

7 Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие / под. ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарёва. – СПб., 2007

8 Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / Д.В. Хухлаева. – М: Просвещение, 1984.

9 Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников Текст / В.Н. Шебеко. – М.: Изд. центр «Академия», 1996.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области