Мастер – класс
по теме: «Использование метода проектов для
развития у детей интереса к национальной культуре
и расширения знаний о своём городе Краснослободске»
Автор: Какнаева Н.Д.
учитель мокшанского языка
МБОУ «Краснослободский
многопрофильный лицей»
Слайд 1 Тема: «Использование метода проектов для развития у детей интереса к национальной культуре и расширения знаний о своём городе Краснослободске»
Слайд 2 В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества образования. Среди инновационных педагогических технологий ведущую роль играют творческие методы обучения: исследовательская и проектная деятельность, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Делается акцент на развитие критического и творческого мышления, умение видеть, формулировать и решать проблему.
Ведь известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает, 20 % - из того, что слышит, 50 % - из того, что слышит и видит, 90% - из того, что делает сам.
Слайд 3 Обращаясь к своему опыту работы в школе, хочу привести такие строки:
“Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках, Послушать, понюхать и,Может быть, попробовать на вкус…О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!”
-Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в обществе и адаптации в нём.
Формирование целостности образа мира и взаимодействие двух составляющих содержания обучения – теоретической и практической - наиболее ярко прослеживается в проектной деятельности.
Слайд 3 Именно проектная деятельность позволяет проследить метапредметную связь между уроками мокшанский язык, ИЗО, технологии, географии, краеведения и занятий внеурочной деятельностью и сформировать универсальные учебные действия:
– познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные.
Поэтому проектную деятельность я считаю наиболее удачной инновационной технологией для реализации системно-деятельностного подхода.
Слайд 5 Темы детских проектов выбираю исходя из содержания учебных предметов, близких к ним областей обучения и воспитания.
Так, например, на уроках мокшанского языка во 6 классе есть тема «Города Мордовии» (Мордовиянь ошне) или «Географические места родного города», по технологии - «Украшение герба РМ и символов», по изобразительному искусству – «Как получаются разные орнаменты», по краеведению – «Как выбирали место и строили себе жилище наши предки», по географии «Географические особенности нашего города» и занятие внеурочной деятельности «Города Мордовии есть история всего мордовского народа».
Слайд 6 Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Любить Родину – значит беречь и охранять её, изучать её историю и культуру. Этому мы учим не только на уроках. Вы изучили города Мордовии. Теперь вам нужно выполнить проект о нашем родном городе Краснослободске. Трудно представить в наше в незнакомом городе без устройств, которые подскажут вам, куда двигаться. В этом году летом мы ожидаем большое количество гостей, в том числе и иностранцев на Чемпионате мира по футболу. Мы можем предложить гостям экскурсию в нашем городе. В нашем городе нельзя приобрести путеводитель, поэтому мы должны исправить эту ситуацию, изготовив «Буклет – путеводитель по городу Краснослободску». Путеводитель будет актуален к Чемпионату Мира по футболу и к 90 – летию города Краснослободска. Так появилась тема для проекта «Путеводитель по городу Краснослободску»»
Работа начинается с теоретического этапа.
Слайд 7 Краснослободск – один из старейших, загадочных и красивейших городов РМ со своей историей, вечной спутницей – рекой Мокшей и другими достопримечательностями.
-Давайте определим цель и задачи проекта.
Цель учебного проекта: сохранить культурно – историческое наследие родного города через создание путеводителя
Задачи проекта: 1. познакомиться с достопримечательностями города
2. воспитать любовь и уважение к истории
3. чувствовать гордость за свою малую Родину
4. помочь гостям легко ориентироваться по городу, но также узнать больше о своём городе
Слайд 8 В один из дней после школы, идём с детьми на экскурсию по городу , в библиотеку,изучаем интернет - сайты, посещаем краеведческий музей, и музей лицея. Знакомимся с мордовским национальным костюмом. Обращаем внимание на то, какие социально значимые объекты есть в нашем городе. Рассматриваем, обсуждаем, анализируем, составляем таблицу с названиями с обозначением улиц города. Ребята выясняют истории путеводителей, где появились первые путеводители на Руси. Дети сами узнают у родителей и близких, есть ли в семье какие -то путеводители. Работают над дизайном, провели социологический опрос. И
Слайд 8 В результате теоретического этапа работы над проектом у нас появляется информация. 1. Карта с описанием объектов и с обозначением улиц и переулков, где располагаются все культурно – значимых объекты. 2. История путеводителей на Руси ведёт к далёкому прошлому. Первый путеводитель в Древней Руси назывался «Житие и хожение игумена Даниила в Иерусалим и Святую землю. 3. Из опроса учащихся 6 «Б» класса выяснили, что информацию об истории города знают многие, но недостаточно. 5 – знают хорошо, 10 – не очень хорошо, 6 – не знают истории города совсем. 4. Ребята продумали внешний вид путеводителя в форме книжечки, чтобы не занимать много места, сделать складным.
– Приглашаю Вас на практическое занятие над проектом на материале национально-регионального компонента. Мы с вами сделаем буклет – путеводитель, используя те материалы, подготовленные детьми.
Слайд 9 Какие объекты города на ваш взгляд надо включить в путеводитель?
(музеи, памятники архитектуры, спорткомплекс, учебные заведения, РДК, стадион, памятники, площади, храмы, церкви)
-Что может украсить путеводитель? (мордовский орнамент, восьмиконечная розетка — солярный знак тёмно-красного цвета, символ солнца.
Слайд 10 А теперь переходим к практической части. Работать будем в группе. (Группируем, соединяем объекты и оформляем внешний вид)
Слайд 11 Последний этап проектной деятельности: представление результатов.
(Можно провести при активном участии родителей во внеурочное время, организуется выставка работ учащихся).
Слайд 12 Путеводитель –может быть использован гостями и жителями города Краснослободска, педагогами на уроках, так и на внеурочных занятиях по краеведению, в школьном музее)
Позвольте мне поблагодарить вас за участие в мастер-классе и угостить свежим караваем, который испечен на Краснослободской земле, подарить вам буклеты и путеводители.