Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром
В содержании умственного воспитания детей входит ознакомление их с окружающим, в частности с природой. Наиболее доступно для дошкольников непосредственное ознакомление с растениями. В процессе наблюдения окружающей природы дети усваивают довольно большой объем знаний, учатся обобщать, устанавливать некоторые связи, закономерности в жизни растений, получают возможность в какой-то мери воздействовать на их рост и развитие. Изменения в растениях происходит медленно и протекают длительное время. Именно поэтому дети часто их не замечают, не интересуются ими. Растения вообще меньше останавливают на себе внимание детей. Чем, например, животные.
Необходимо применение специальных методов и приемов, чтобы заинтересовать детей, помочь им увидеть все многообразие и красоту растительного мира, постигнуть определенные свойства и качества растений.
Исследования показали, что дети дошкольного возраста наиболее успешно усваивают знания в условиях дидактической игры. Это могут быть игры на узнавание и различие отдельных предметов, их характерных признаков или на нахождение предметов по названию и отдельным признакам (форме, окраске и т.п.)
В ознакомлении детей с природой важное место занимают дидактические игры с природным материалом. Преимущество этих игр перед играми с картинками заключается в том, что в них дети оперируют сами предметами природы и познают их существенные качества. Восприятия предметов природы дает возможность упражнять одновременно несколько чувств.
Природным материалом для дидактических игр являются предметы растительного мира. Наиболее интересны для детей овощи и фрукты. Им присуще все многообразие привлекательных для детей признаков и качеств: форма, окраска, величина, вкус, запах, поверхность. Благодаря этому с овощами и фруктами можно пробовать разнообразные игры в любой возрастной группе.
Хороший материал для игр - комнатные растения, которые есть во всех детских садах. В средней полосе растения окружающей природы почти половину года не имеют зеленого покрова. Без листьев и цветов они теряют для детей всякую привлекательность. Большинство же комнатных растений остаются зелеными круглый год.
Игры необходимо группировать по природному материалу: игры с овощами и фруктами, комнатными растениями, деревьями и кустарниками, цветами. Описания каждой игры дается делится на три пункта: обучающая задача, содержание, правила игры. Отдельно выделять игровые действия не нужно, они должны быть указаны в содержании игры.