Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Краткий экскурс в историю развития вокального искусства

Ознакомление с историей развития вокального искусства.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Краткий экскурс

в историю развития вокального искусства.

Материал подготовила:

Преподаватель, концертмейстер

МКУДО «Среднеахтубинская ДШИ»

Беликова Светлана Владимировна

Средняя Ахтуба 2018

История вокального искусства ведёт своё начало с отдалённых времён. Художественное пение существовало уже до конца нашей эры: в Египте, Азии, особенно в Древней Греции. Основными жанрами греческой вокальной музыки были:

1. Френ – гимн скорби, часть ритуального ритуала.

2. Пеан – победный гимн радости, посвященный Аполлону.

3. Диферамбы – приподнято - лирический гимн богу Вахку. Исполнение дифирамбов включалось в программы торжественных праздников и состязаний.

Исполнителями сольных вокальных произведений в Древней Греции часто были сами поэты-композиторы, певшие под аккомпанемент кифар, лир и арфообразных инструментов.

Известно, что в Древней Греции мужские голоса уже разделялись на следующие виды:

1. netoide – высокий голос, характерный для виртуозов.

2. mesoide – средний голос, типичный для пения популярных песен.

3. iratoide - низкий голос, свойственный исполнителям трагедии.

Культивировалось искусство пения и в Древнем Риме. Есть сведения о существовании там преподавателей пения трёх категорий:

1. Занимавшиеся расширением границ диапазона и развития силы голоса.

2. Преподаватели, работавшие над улучшением качества голоса.

3. Преподаватели, учившие правильной интонации и художественным оттенкам.

Имеются исторические данные подтверждающие наличие отечественной певческой культуры еще в 10 -11 веках. Известно, что при киевском князе Владимире Святославовиче в 11 веке существовали профессиональные певчие. Преподавание пения в отечественных школах и монастырях уже в ту эпоху находилось на довольно высоком уровне.

В литературных источниках освещающих историю художественного пения в период от древних времён до 15 века известны лишь немногие сочинения, в которых приводятся отдельные высказывания о профессиональном обучении вокальному искусству. Так Боэций говорил о дыхании следующее: « Звук, есть сотрясение воздуха. Действие дыханию ограничивает продолжительность звука… Точно так же физическая организация ограничивает границы диапазона, которые человеческий голос не может перейти…»

Иероним Моравский (13 век) говорит о нежелательности изменения регистров в пении – грудной голос не должен чередоваться с горловым. Начинать пение надо, по его мнению, со средних нот и сохранять единство тембра на всём диапазоне. «Голос, должен быть высоким, чтобы быть слышным издали, нежным – чтобы нравиться слушателям, ясным – чтобы наполнять уши».

Староитальянская школа.

Во второй четверти 18 века, опера была низведена, по существу, до концерта в костюмах: в ней обычно происходило состязание певцов, изощрявшихся в технике, не знавшей границ. Кроме написанных композиторами колоратур и прочих украшений, каждый певец стремился блеснуть выгодными пассажами. Вокальная техника в эту эпоху достигла предела.

Знаменитыми школами пения в 18 веке были болонская (вышли певцы Ферри, Конти, Този ). Среди учеников Порпоры (17-18 век) – неаполитанская школа , известные номера кастратов : Фаринелли, Салимбелли.

Пьетро Този – болонская школа. Учитель обращать внимание на то, чтобы в обоих регистрах – грудном и головном – извлечение звука было чисто, ясно без примеси носовых и горловых оттенков. Многие учителя не в состоянии отличить у своих учеников фальцета, и поэтому заставляют их петь , как контральто. Ученик должен всегда петь стоя, для того, чтобы голос мог обладать всей своей силой. Учитель должен наблюдать, чтобы рот постоянно находился в положении грациозной улыбки. Пусть учитель начинает учение вокализации на трёх открытых гласных.

Французская школа.

Жан-Батист Берар – чтобы хорошо набирать дыхание, надо поднимать и расширять грудь таким образом, чтобы живот вздувался. Чтобы сохранить дыхание и управлять долго воздухом, нужно выпускать этот воздух медленно, без толчков. Головные звуки должны быть направлены в лобные пазухи и носовые впадины. Атака звука должна производиться без подготовки точно и свободно

Итальянская школа 19 века.

«Голос есть звук, издаваемый специальными органами, совокупность которых и составляет голосовой инструмент. От выдыхания зависит продолжительность и сила звука. Во время пения следует держать рот и подбородок совершенно неподвижно. Шея и плечи свободны, выражение глаз естественно» - «Искусство пения Ламперти».

Русская вокальная школа.

М.И.Глинка: - «Применять индивидуальный подход. Принципы постепенности развития голоса от нот, не требующих усилия, чередование медленных и быстрых упражнений, помогают выработке нужного для певцов хорошо развитого дыхания».

А.Е.Варламов обращает внимание на «округлость» звуков и необходимость в дальнейшем при выравнивании голоса, «скрещивать» регистры. Естественное раскрытие рта.

Действие дыхания должно совершаться без форсировки, плавно, без резких движений и шума. «Состояние души имеет непосредственное влияние на голосовой орган. Правильный выговор ноты и слога придаёт пению более ясности и силы, нежели всевозможные усилия».

Начало 20 века

В.П. Карелин (1912)- « Сохранённое положение высоко стоящей гортани обуславливает образование наиболее красивого тембра голоса, для достижения нежного тона. Необходимо атакировать или начинать звук при выдыхании при постоянном давлении сверху на переднюю часть гортани.

Прянишников в книге « Советы обучающимся пению» говорит о том, что хотя звук образуется в гортани, но певец не должен этого чувствовать. Если существует хоть малейшее ощущение гортани, значит звук поставлен неправильно. Поющему должно казаться, будто звук образуется не в голосовых связках, а в груди, и потом упирается в твёрдое небо у передних зубов.

История вокального искусства свидетельствует о существовании в эпоху расцвета belсanto чрезвычайно высокой техники пения.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области