Конспект занятия для средней группы по развитию речи.
Тема занятия: «Звуки и буквы».
Материал: одноцветные прямоугольные карточки, круглые фишки на магнитах, мольберт, книга «Золотой луг» Пришвина.
Ход занятия
Группа играет в хороводную игру «Ай, ребята, тара-ра…»
Восп.: - Ребята смотрите, Мишка пришел!
Мишка (держит в лапах книгу про «Золотой луг» Пришвина). Я не слышал, как одуванчик живет…
В.: - Мишка не слышит, а вы, может быть, слышите, как одуванчик живет? (нет) Пусть книжка полежит, а вы и узнаете, как одуванчик живет… (нет, надо почитать). Слушай, Мишка, я читать умею! А вы? (нет) Если много слов прочтешь, тогда и узнаешь как живет одуванчик. Хотите услышать? Говорим мы звуками, а записываем буквами. Читать буду буквы, а вы будете слышать звуки.
Мишка: - Я не понял, почему я не слышу, как живут одуванчики, ведь книга – то есть, вот…
В.: - Сейчас, Мишка, тебе дети все объяснят, но вопрос очень трудный, для детей старшей группы. Ребята, берите стульчики и садитесь вокруг ковра. (читаете рассказ)
В.: - Что же вы узнали? Так почему Мишка не услышал, как живут одуванчики? Потому, что не умеет читать да и слушает не всегда внимательно.
Мишка: - Нет, я внимательный. Я знаю, что вы строили для слова АУ два домика. Только забыл, почему два.
Дети встают, подходят к доске, где две фишки от слова «ау» и объясняют, что в слове «ау» два звука.
В.: - А еще, для каких слов надо два домика? (ах, ох, да, он, мы, ты, вы, уж, от, ус, до, ум…)
Мишка: - И всем им нужно только два домика? (да) Нет, так не получается. Я тоже знаю короткие слова, и они в два домика не помещаются.
В.: - Какие же ты слова знаешь?
Мишка: - Я знаю – мак, так, лук, сук, жук. Короткие слова? (да, короткие) А почему же они не помещаются в два домика у Мишки? Вы подумайте. (потому что там три звука) Давайте проверим, в чем ошибка Мишки. Какое слово у тебя не поместилось?
Мишка: - Мак.
Вы работаете на доске, а дети сидят или стоят полукругом.
В.: - Почему же у Мишки в два домика не поместились звуки? Поможем Мишке найти каждому звуку в слове «мак» его квартиру. Произнесем вместе слово так, чтобы все услышали первый звук – МММак. Иди, Варя, покажи, где будет место первого звука, с какой стороны слева или справа? Положи обе руки на доску, где левая рука? Здесь начнется строительство квартир, а где закончится? Где правая рука? Слева направо строятся квартиры. Строй квартиры.
На мольберт прикрепляется три квадрата, на которые прикрепляются кружки-фишки.
В: - Построили две квартиры, столько сколько для слова «ау». Какую же займет звук первый в слове МММак? Звук М. Произнесем слово «мак» так, чтобы услышал Мишка второй звук мААк. Какой же это звук? «Ааа». Поставь фишку в квартиру. В которой квартире стал жить звук «А»? Почему во второй? (потому что в слове мак, звук а звучит вторым, после звука м) Какой же звук не поместился? А для него нужна квартира? Почему надо третью квартиру построить? Потому что в слове «мак» три звука маККК. А если сказать только два звука, какое будет слово? МА… А есть такое слово? (нет) Никто не поймет, если сказать такое слово. А скажешь если звуки - МАК и сразу все понятно. Так сколько же звуков в слове «МАК»? (три) Сколько фишек надо, чтобы обозначить каждый звук в слове? (три) Почему три фишки? (да, потому что сколько звуков, столько фишек, которые обозначают эти звуки) Сейчас пойдем гулять, подумайте, какие растения имеют названия из трех звуков. (боб, лук, дуб, рис и др.)