Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами рельефной лепки из солёного теста. Тема: «Вербное воскресенье»

Цель: Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Вербное воскресенье». Возрождение традиций народной культуры, развивать мелкую моторику рук и пальцев. Задачи: Образовательные: Познакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника; Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования «Вербного воскресенья»; Расширять словарный запас Закреплять основные приемы рельефной лепки (скатывание, сплющивание, вдавливание) из соленого теста Развивающие: Развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Вербное воскресенье»; Развивать связную речь воображение, логическое мышление; Развивать координацию движений. Воспитательные: Формирование интереса к русской национальной культуре у детей, воспитывающихся в семьях с иными национальными и религиозными взглядами, как к окружающей действительности, как к объекту изучения, как средству развития толерантности; Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа. Воспитывать навыки работы с соленым тестом, усидчивость.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Карамышевский детский сад «Медвежонок» Змеиногорского района Алтайского края

Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами рельефной лепки из солёного теста

Тема:

«Вербное воскресенье»

Подготовила и провела:

Воспитатель: Сухомлинова А.О.

с. Карамышево

Цель: Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Вербное воскресенье». Возрождение традиций народной культуры, развивать мелкую моторику рук и пальцев.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с обычаями, традициями  празднования праздника;

Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования «Вербного воскресенья»;

Расширять словарный запас

Закреплять основные приемы рельефной лепки (скатывание, сплющивание, вдавливание) из соленого теста

Развивающие:

Развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Вербное воскресенье»;

Развивать связную речь воображение, логическое мышление;

Развивать координацию движений.

Воспитательные:

Формирование интереса к русской национальной культуре у детей, воспитывающихся в семьях с иными национальными и религиозными взглядами, как к окружающей действительности, как к объекту изучения, как средству развития толерантности;

Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.

Воспитывать навыки работы с соленым тестом, усидчивость.

Оборудование:

Веточки вербы, выпечка для детей , стол со скатертью, самовар , « барашки», мультимедийная презентация . Мультимедийная иллюстрация с изображением барашка, образец воспитателя (барашек из соленого теста), заготовки головы и ног из соленого теста, цветной картон размером 12×12 на каждого ребенка, соленое тесто, клей карандаш.

Предварительная работа:

Посещение мини – музея «Русская горница», ознакомление детей с утварью ( ложками , чугунками, самоваром , крынками , мисками)и способами её применения , заучивание стихотворений , примет Вербного воскресенья , рисование по теме «Вербное Воскресенье» , разучивание русских народных игр « Верба - вербочка» и « Солнце» , ознакомление с деревом – верба , разучивание хоровода « Вот уж зимушка проходит». Лепка деталей барашка (голова, ноги) из соленого теста.

Методы и приемы:

Словесные:

беседа;

ответы на вопросы;

обращение к опыту детей;

педагогическая оценка, поощрения;

Наглядные:

демонстрация, рассматривание иллюстраций;

Литература:

План:

Организационный момент –4 мин

Основная часть 20 – мин

Динамическая пауза 3 мин

Итог занятия: прощание 3 – мин

Ход занятия:

Организационный момент

1.Приветствие

2. Настрой детей на улыбку.

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Звучит музыка, входят дети здороваются. Доброе утро , хозяюшка,разрешите в горницу пройти , в горницу пройти ,да  на лавочку присесть.

Верба !

Дети прикасаются к веточке.

Собрались мы по весне,

Как и обещали,

Не скучаем по зиме,

с нею распрощались!

стихи

Верба, верба, верба,

Верба зацвела.

Это значит, — верно,

Что весна пришла

 Это значит — верно,

 Что зиме конец.

 Самый, самый первый

 Засвистел скворец.

Весна еще не сшила

 Лесам, полям рубашки,

 Лишь верба распустила

 Кудрявые барашки.

 Барашки золотые

 Бегут по тонким веткам,

 Веселые, живые,

 Как маленькие детки.

Как мне верба нравится –

 Пушистенькие почки!

 А под каждой прячется

 Молоденький листочек!

 Ну, и верба! Ну, хитра!

 А еще и модница!

 В манто сереньком она,

 Чтоб не заморозиться!

 А засветит солнце ярко,

 Лед на речке тронется,

 Вербе сразу станет жарко –

 Листики откроются.

Проводится игра «Солнце».

Дети встают в круг. 

В центре круга - "Солнце" (водящий).   Дети произносят:

"Гори, солнце, ярче - 

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "Солнцу",

сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят, расширяя круг.

 Дети кричат слово: "Горю!". "Солнце" догоняет детей."Слава Солнцу! Слава!"

- Да.

1.Если в этот день дует ветер, то погода будет ветреной весь год.

2.Если в Вербное воскресенье светит солнце, то урожай будет богатым.

3.Освященная верба, брошенная против ветра, останавливает бурю. 4.Воткнутая верба в поле — оберегает посевы.

5.Брошенная верба в пламя останавливает его действие.

6.Если верба распускается сначала на макушке – первый посев будет хороший, сеять пораньше нужно, если верба сплошная – к хорошему урожаю.

Проводится игра «Верба-вербочка».

Дети выбирают водящих- девочку и мальчика.

Играющие встают 

в два круга и начинают движение. 

На слово «вьёт» девочка и мальчик в 

одном месте разрывают хоровод и 

делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец

разрывают весь хоровод и танцуют.

Верба, верба, вербочка,

Вербочка кудрявая.

Не расти, верба, во ржи,

Расти, верба, на меже.

Как во городе царевна

Посреди круга стоит,

Ее ветер не берет,

Канарейка гнездо вьёт.

Канарейка — Машенька,

Соловейка — Ванечка.

Люди спросят: «Кто такой?».

«Ваня, — скажет, — милый мой».

-Самовар

- Нет.

-Здравствуйте!

-Да.

-Баран, овечка.

-Да, красивый и т. д.

-Слепим, нарисуем и т. д.

(дети садятся за столы).

-Да. ( дети лепят шубку барашка)

Дети повторяют движения за воспитателем.

(Дети приклеивают детали и лепят хвост.)

-Да!!!

Дети показывают на барашков.

-Да

-Барашка

Вербное Воскресенье

Потому что в этот день освещают вербу

Верба может передать здоровье, силу, красоту, всем кто её коснётся

Это булочки , в которые запекают вербные шишечки, у кого окажется такая шишечка, тот будет здоров и счастлив.

Проходите, детки милые, присаживайтесь, располагайтесь по удобнее. Посмотрите, какой у меня красивый букет (показывает вербу) скажите с какого дерева эти веточки?

Ребята, в предстоящее воскресенье все православные христиане будут отмечать один из главных Православных праздников - «Вербное Воскресенье». Оно отмечается за неделю до Светлой Пасхи. Согласно Библейскому сюжету в этот день Иисус въехал в ворота города Иерусалима на осле. Его торжественно встречали горожане и бросали под ноги пальмовые ветви – символ мира, спокойствия. У нас не растут пальмы, поэтому вместо пальмовых ветвей мы используем веточки другого растения.

- Вербное воскресенье весенний праздник .Он всегда проходит весной. Первое дерево, которое распускается весной - верба. Поэтому на Руси пальмовую ветвь заменили веточками вербы. Верба – это символ пробуждающейся весны. В этот день можно увидеть много людей, которые несут в руках веточки вербы , освещают их в церкви, украшают ими свой дом, ходят в гости и дарят их друг другу.

Нынче верба рано осеребрилась, листьев нет, а цветёт. С давних времён существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту, всем кто его коснётся.

Вот поэтому в Вербное воскресенье ветками, принесёнными из церкви,

хлестали друг друга – и в первую очередь детей, приговаривая:

Верба, верба, верба хлёст,

Верба хлёст- бьёт до слёз,

Верба синя бьёт насильно,

Верба красна бьёт напрасно,

Верба бела бьёт за дело,

Не я бью- верба бьёт! Верба хлёст- бьёт до слёз!

Что ж, ребята, запоём!

 Весну- красну зазовём!

Ребята, а давайте вспомним какие вы знаете стихотворения о вербе?

Любил народ Вербное воскресенье. Было принято устраивать вербные базары или ярмарки с весёлыми игрищами и ряженьями. Давайте и мы играть.

Ребята, а вы знаете приметы Вербного воскресенья?

Молодцы ребята, знаете приметы

Вербного Воскресенья. А ещё

ни одна вербная неделя не 

обходилась без игры «Верба-вербочка». Давайте с вами поиграем .

Ну вот, наигрались, а теперь немножко отдохнем. Сейчас я вас чайком угощу, Глашенька неси нашу праздничную скатерть. (Девочка подает скатерть Хозяюшке, накрывает стол скатертью.) Вот и скатерть на столе. Ой, детушки – ребятушки, а сейчас я вам загадаю загадку, кто ее правильно отгадает, тот узнает, что я поставлю на стол.

Слушайте внимательно: «У носатого у Фоки постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит и, как зеркало, блестит».

Что это?

Вы, ребята, молодцы! Повеселились от души, да как у вас все складно получается! Вот и стол накрыт, осталось только «барашки» на стол поставить.

А что такое «барашки», вы знаете?

Это такие булочки, в которые запекают вербные шишечки, у кого окажется такая шишечка, тот будет счастливым. Такие «барашки» на Руси пекут только бабушки и раздают их деткам. Вот и моя матушка для вас их напекла, пойду, принесу. А я оставляю вас с Глашенькой она вас научит, что можно сделать из солёного теста. (Уходит).

-Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Глашенька. Дети, а вы умеете разгадывать загадки?

Чьи-то маленькие ножки

Носят шубку по дорожке,

Шубка к нам во двор идёт

Во дворе она живёт.

- Как вы думаете, кто это?

-Молодцы, ребята, правильно. Посмотрите, дети, кого я собой принесла - это барашек, его зовут «Кудряш». Нравится он вам?

-Да, он очень модный, кучерявый, но почему-то очень грустный. Дело в том, что у него нет друзей. Поможем ему найти друзей? А как?

- Правильно, мы вылепим для кудряша друзей и подруг.

-Ребята, садитесь за столы и начнём с вами работать.

- Сначала мы слепим барашку тёплую шубку. Посмотрите внимательно, я отщипываю маленький кусочек солёного теста, кладу его на левую ладонь и пальцем правой руки скатываю шарик, а затем этот шарик слегка прижимаю к картону. Каждый шарик я прижимаю рядом с другим, не выходя за контур туловища барашка.

- Понятно? Приступайте к работе.

- Закончили лепить шубку и немного отдохнём, повторяйте движения за мной:

« Кучерявый наш барашек,

(показать кудряшки на голове)

Переходит через овражек,

(идём пальчиками по столу)

Щуря жёлтые глаза,

(показать узкие глаза)

Ему навстречу шла коза.

(показать рога)

Не пущу тебя, барашек!

(наклонить голову с рогами)

Не пройдёшь через овражек.

(погрозить пальцем)

Лошадь мимо проходила ,

И барашка пропустила.

( развести руки в стороны).

- Ребята, продолжим работу.

Возьмите в тарелочках заготовленные заранее голову и ножки и приклейте с помощью клея их к барашку. А затем скатайте маленький шарик и сделайте хвостик Кудряшу.

- Молодцы, дети, как у нас здорово получилось!

Несите сюда своих барашков и давайте посмотрим на них:

-Как вы думаете, у какого барашка самая тёплая шубка?

- А у какого самая кучерявая?

- А у какого самая модная?

- Молодцы, ребята! Как вы думаете, Кудряш доволен своими новыми друзьями? Я тоже так думаю.

А вот и я вернулась, вы, наверное, заждались меня. (Ставит на стол «барашки»).

А что это вы здесь слепили?

Ребята скажите, с каким мы сегодня праздником познакомились?

Почему на Руси этот праздник назвали «Вербным Воскресеньем»?

Почему люди считали вербу чудодейственным растением ?

А что такое « барашки»?

Молодцы!!! Вы сегодня все очень хорошо работали.

(Хозяйка угощает детей « барашками»).

Ешьте, угощайтесь – силы, здоровья набирайтесь. Да помните, что это необычное угощение, а с подарочком внутри.

Все булочки с вербной почкой,  а  значит  всем  быть здоровыми и счастливыми.

На этом наша встреча подошла к концу. Я жду вас ещё к себе в

гости. Приходите. До свидание.

Слайд № 3

Слайд №4

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

Слайд № 8

Слайд № 9

Хозяйка прикасается к детям веточкой вербы

Слайд № 10

( хоровод « Вот уж зимушка проходит»)

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 13

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17

Слайд № 18

Слайд № 19

Художественное слово используется для привлечения внимания.

(на экране появляется картинка барашка из солёного теста)

Беседа для стимулирования и формирования интереса к лепке

Показ воспитателя способов и приёмов лепки.

Указание к началу работы.

Оценка работ с целью развития образного мышления.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области