Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе.
Основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта для начальной школы – обеспечение здоровьесберегающих условий обучения. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются характерными чертами современной общеобразовательной школы. Для ребенка 7-10 лет школа является своеобразной окружающей средой, где он находится до 70% своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образовательного процесса. При этом по определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это полное физическое психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, то есть это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой». Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Учитель – ключевая фигура в образовательном процессе и перед ним встают следующие важные вопросы. Что такое здоровьесберегающие технологии? Как использовать здоровьесберегающие технологии на уроке? Какие здоровьесберегающие технологии применяются в начальной школе на уроках английского языка?
Так что же такое здоровьесберегающие технологии? Один из ведущих специалистов по здоровьесберегательной педагогике, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии ПКиППР Министерства образования и науки РФ Н.К. Смирнов дал следующее определение этого понятия. «Здоровьесберегающие технологии (ЗОТ) – это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога». Такие технологии отвечают следующим требованиям:
- создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых ребенку);
-учитывают возрастные возможности ребенка (при распределении учебной и физической нагрузки учитывается возраст обучающихся);
-рационализируют организацию учебного процесса (учитывают психологические, культурные, возрастные половые, индивидуальные особенности каждого ребенка);
-обеспечивают достаточный двигательный режим.
Существует несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация такая:
-технологии, которые обеспечивают гигиенически-оптимальные условия для обучения;
- технологии обучения здоровому образу жизни;
- психолого-педагогические технологии, используемые учителем в урочной и внеурочной деятельности;
- коррекционные технологии.
Выбор ЗОТ зависит от многих факторов. Это и особенности обучающихся и профессионализм педагога и программа по которой работает школа и условия обучения, а также возможности школы. Следовательно, выбирая наиболее оптимальный вариант, здоровьесберегающие технологии лучше использовать комплексно. Таким образом, нужно сочетать технологии и выбирать наиболее эффективные, рассмотрев и проанализировав все конкретные условия.
Предмет «Английский язык» характеризуется большой интенсивностью, которая требует от обучающихся колоссальной концентрации внимания и огромного напряжения сил в течение всего урока. Поэтому учитель английского языка должен обращать особое внимание на интеллектуальную и эмоциональную нагрузку обучающихся. Рассмотрим некоторые элементы здоровьесберегающих технологий, которые можно использовать на уроках английского языка в начальной школе
-физкультурная минутка (динамическая пауза с выполнением несложных упражнений с комментариями на английском языке, делает урок интереснее, повышает эмоциональное состояние обучающихся);
- фонетическая зарядка (обычно проводится в начале урока, помогает ребенку настроиться на правильное произношение английских звуков);
-пальчиковая гимнастика (упражнения на расслабление пальцев и кистей рук, сопровождающаяся английскими стихами и песенками);
-гимнастика для глаз (различные комплексы упражнений, помогающие настроиться на другой вид деятельности, обеспечивающие отдых глазным мышцам);
- игры (дают возможность подвигаться, вызывают положительные эмоции, удовольствие, воссоздают различные отношения, в которые вступают люди в жизни, применяются в изучении лексики, грамматики английского языка и т.д.);
-песни на английском языке (отличная основа для изучения лексики, отработки фонетики английского языка, пение песен восстанавливает работоспособность, активизируют дыхательные и голосовые функции, развивают музыкальный слух);
-релаксация (это могут быть разнообразные упражнения на дыхание, помогающие повысить возбудимость коры больших полушарий, а также различные драматизации, способствующие развитию навыков общения на английском языке, расширяющие кругозор детей);
-тематические включения здоровьесберегающих технологий в структуру урока (изучение некоторых тем дает возможность ознакомиться с принципами «здорового образа жизни»);
- смена видов деятельности (переключение внимания обучающихся с одного вида деятельности на другой, например: «говорение»-«письмо»-«чтение»-«аудирование»);
-создание положительного психологического климата на уроке (создание не только атмосферы доброжелательности, но и стремление снизить психологический дискомфорт, активизация интереса обучающихся к теме урока);
-позы детей (осанка, правильное положение ребенка во время чтения и письма на уроке);
-оформление кабинета (санитарно-гигиеническое состояние, температура и свежесть воздуха, достаточное освещение, отсутствие различных раздражителей).
Выше перечислены общедоступные и наиболее распространенные элементы здоровьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник при организации своих уроков.
Одна из главнейших задач в нормах ФГОС – формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Во главу угла поставлено общее здоровье ребенка и чтобы сохранить физическое, психическое, эмоциональное, социальное и нравственное здоровье нужно и важно использовать всю систему здоровьесбережения во время организации учебного процесса. Применение системы здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволит значительно улучшить уровень и качество образования, а также сформировать Личность обучающегося.
Литература:
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии, 1-4 классы М.: ВАКО, 2004
Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя // Педагогика.-2005.-№6
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1998
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе.- М.: АПКиПРО, 2002
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе/ Н.К. Смирнов.- М. АРКТИ,2003
Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика// Образавание в современной школе.- 2005.-№2
Интернет ресурсы:
1.Костенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе// Интернет и образование URL:
2.Мусихина О.И. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка URL:
3.Шутова Г. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС. Пятнадцать здоровьесберегающих приемов для проведения уроков URL: pedsovet.su/metodika/5993 ( дата обращения 15.03.2017)
4.Эккерман Е.П. Здоровьесберегающие технологии в обучении иностранным языкам как средство раелизации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе