Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Технология ИКТ

Цель: создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса. Задачи: Использование ИКТ для развития и мотивации детей; Добиться активного использования ИКТ педагогами учреждения в работе с детьми и родителями.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Технология ИКТ.

Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных ИКТ. Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современной системе дистанционного и открытого образования. Сегодня преподаватель обязан владеть навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности. Термин «технология» пришел к нам из греческого языка, а в переводе он означает "наука". Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации. Но и это еще не все. По сути, информационно-коммуникационная технология является обобщающим понятием, описывающим различные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный необходимым программным обеспечением. Вторым по счету, но не менее важным оборудованием, считаются средства коммуникации с размещенной на них информацией.

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

комплексные средства (дистанционные).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);

электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания). []

4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

урочные;

внеурочные

5. По форме взаимодействия с обучаемым:

технология асинхронного режима связи – «offline»;

технология синхронного режима связи – «online».

Несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе.

Можно выделить и несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

• максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;

• широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;

• раскрытия творческого потенциала обучающихся;

• освоения, как обучающимися, так и педагогами современных информационных технологий.

2. Содержательный аспект. Здесь возможности ИКТ могут быть использованы:

• при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины, • для создания индивидуальных тестовых мини-занятий;

• для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы обучающихся.

3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса.

4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:

• при обучении каждого обучающегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;

• при фронтальной либо подгрупповой формах работы. 5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.

Новый метод обучения

При этом, существует несколько относительно новых методов обучения, появление которых связано с появлением и использованием современных средств ИКТ.

1. Метод проектов. В практике многих педагогов ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности студентов, в которых предусматривается вовлечение каждого студента в активную познавательную деятельность. Основными требованиями к использованию метода проектов в обучении с использованием средств ИКТ являются:

• наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

• практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

• самостоятельная (индивидуальная, парная) деятельность обучающихся;

• определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;

• структурирование содержательной части проекта;

• использование исследовательских методов; • определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

• выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

• анализ полученных данных;

• оформление конечных результатов;

• подведение итогов, выводы, творческие отчеты и т.д. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматриваю- щей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование 139 знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проекта предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия. Поэтому выполнение проектного задания способствует:

• формированию системы базовых знаний и навыков и дальнейшему их пополнению и развитию;

• выработке устойчивой мотивации и ощущения потребности в приобретении новых знаний, необходимых в работе над проектом;

• активизации познавательной деятельности обучающихся, особенно при выполнении ими проектно-компьютерных исследований;

• развитию творческих способностей, позволяющих реализовывать проектную задачу в соответствии с собственным видением;

• воспитанию инициативности в получении новых знаний и самостоятельности в расширении сфер их применения;

• осознанию обучающими себя творцами собственных знаний. Таким образом, существующий опыт применения подобных методов в образовании свидетельствует о наличии новых форм организации учебного процесса, попытках интеграции мультимедиа-материала, представленного в телекоммуникационных сетях, с существующим учебным материалом многих учебных предметов, высокой педагогической эффективности создания простейших средств ИКТ в результате коллективной поисковой и образовательной деятельности.

2. Метод информационного ресурса. В настоящее время одним из возможностей выбора источника информации человека можно отнести электронные издания и ресурсы. Наибольшее распространение получили два вида работы с информационными ресурса- ми: на занятии, под руководством преподавателя и самостоятельная работа с целью закрепления и расширения знаний. Здесь основная задача преподавателя, использующего метод информационного ресурса – подобрать нужные ресурсы и сориентировать в них обучающегося. При этом, основные отличия данного метода от стандартных методов программированного обучения и метода работы с литературой состоят в следующем:

• используемые ОЭИ находятся на различных серверах в сети Интернет;

• количество информационных ресурсов и связей между ними может быть практиче- ски неограниченным;

• система подачи информации с помощью гипертекста позволяет обучаемому находить собственную траекторию прохождения учебного материала, углублять и рас- ширять знания по своему желанию и возможностям;

• гипермедиа-технологии, использующиеся в сети Интернет, позволяют при необходимости встраивать в учебный материал иллюстрации, анимацию, видеоролики, озвучивать информацию. Основная цель использования метода информационного ресурса – закрепление и расширение теоретических знаний путем ориентации обучаемого в огромном количестве самой разнообразной информации, которая ему необходима и удовлетворяет его познавательные потребности. Однако данный метод имеет и свои небольшие недостатки. К ним можно отнести значительные затраты времени как со стороны педагога, связанные со сбором и структуризацией ОЭИ, повышенным требованием к качеству используемых средств ИКТ в процессе обучения, единообразность ресурсов (сходные интерфейс и навигация), так и со стороны обучаемого: навигация, просмотр, чтение и т.д.

3. Дидактическая игра. Данный метод обучения является достаточно эффективным и целесообразным с использованием средств ИКТ. Существует несколько достаточно важных особенностей, которые необходимо учитывать при использовании метода игр в информатизированном обучении. Дидактические игры, проводимые с использованием средств ИКТ, могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают формировать и отрабатывать у обучаемых навыки контроля и самоконтроля. Другие, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению с разным уров- нем знаний. Поэтому стоит отметить, что, игра с применением информационных и коммуникацион- ных технологий может рассматриваться, как возможность обучающимся проверить свои си- лы и готовность к реальной жизни после окончания учебы. Наибольшую возможность для этого предоставляют деловые игры. Содержательная сторона данной игры приобщает участников к жизни. Она позволяет участникам «делать ошибки» и, анализируя их, видеть причины и последствия таких действий. Многие считают, что данный метод чаще всего применяется на занятиях психолого- педагогического либо гуманитарного цикла. Однако стоит взглянуть на это с другой стороны, ведь есть большие возможности применения метода дидактических игр и на занятиях технологического уклона. Например, есть возможность раскрыть ролевые либо ведущие параметры деловой игры при изучении какого-либо конструкционного материала или технической эксплуатации какой-либо электронной техники. Таким образом, использование ИКТ значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность студентов в глубоком изучении программного материала. А это значит, что возможны огромные представления информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе как методического аспекта преподавания какой-либо дисциплины. Так, профессорско-преподавательским составом факультета Компьютерных систем и профессионального образования Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина разрабатываются и проводятся занятия с применением метода информационного ресурса. На данных занятиях применяются разработанные преподавателями всевозможные ресурсы как на электронных носителях, так и в Интернете.

Список использованных источников

1. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года. Астана. 2004. 10 с.

2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. М.: Школа– Пресс. 1994.

3. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. 2001. № 5.

4. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации // Вести высшей школы. 1986. № 4.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области