Дидактические игры и упражнения , направленные на предупреждение и коррекцию зеркальных ошибок письма у младших школьников
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности. Оно возможно лишь при совместной работе ряда мозговых зон, каждая из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или иное условие формирования и протекания письма. Недостаточная работа какого-либо его участка приводит к специфическим симптомам нарушения речевой деятельности, что находит отражение на письме.
Дисграфия – сложное нарушение письма, которое активно изучается на протяжении последних десятилетий во всем мире, в связи с чем, имеются ее различные определения и классификации. Чаще всего, в отечественной логопедии под дисгарфией понимается частичное расстройство письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Согласно современным научным подходам в логопедии выделяют следующие виды дисграфий: оптическая, артикуляторно-акустическая, на основе нарушения фонемного распознавания, аграмматическая и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Эффективность коррекционной работы связана с установлением вида дисграфии, механизмов ее обуславливающих и подбора соответствующих методик коррекции. Одним из проявлений оптической дисграфии является зеркальное письмо.
Цель методической работы– профилактика и преодоление зеркальных ошибок письма у детей младшего школьного возраста.
На логопедических занятиях для учащихся младших классов могут быть использованы следующие дидактические игры: геометрическая мозаика, чудесный мешочек, составь геометрическую фигуру, только одно свойство, посмотри вокруг. Приведем описание игр.
Дидактическая игра «Геометрическая мозаика» (можно использовать на занятиях и в свободное время)
Цель - развитие внимания, памяти, мышления и воображения у детей.
Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:
Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)
Составить большой «колодец» и небольшое «ведерко для воды»;
Работа по собственному замыслу
Ход игры
Организуя игру, учитель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
Одним из вариантов игры может стать выполнение заданий различной сложности по желанию детей индивидуально.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель - учить детей узнавать предметы по характерным признакам; развитие внимания и памяти у детей.
Ход игры
Организуя игру, учитель подбирает геометрические фигуры как объемные, так и плоские, знакомые детям. Посадив детей полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких детей повторить названия форм предметов и геометрических фигур.
Вариант 1
- Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы, которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу фигуры в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети.
Вариант 2
В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько предметов. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из фигур, называют ее или рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.
Дидактическая игра «Составь геометрическую фигуру»
Цель - упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.
Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)
Задания:
Составить квадрат и треугольник маленького размера
Составить маленький и большой квадраты
Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
Составить 3 равных квадрата из10 палочек
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники
Дидактическая игра «Только одно свойство»
Цель – развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.
Ход игры
У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по принципу домино.
Дидактическая игра «Посмотри вокруг»
Цель – учить находить предметы определенной формы.
Ход игры
Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды.
Ведущий (им может быть учитель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и т. д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть дважды один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.
Таким образом, предложена структура логопедической работы по преодолению зеркальных ошибок письма у учащихся младших классов.