Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дидактические игры и упражнения , направленные на предупреждение и коррекцию зеркальных ошибок письма у младших школьников

Профилактика и преодоление зеркальных ошибок письма у детей младшего школьного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Дидактические игры и упражнения , направленные на предупреждение и коррекцию зеркальных ошибок письма у младших школьников

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности. Оно возможно лишь при совместной работе ряда мозговых зон, каждая из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или иное условие формирования и протекания письма. Недостаточная работа какого-либо его участка приводит к специфическим симптомам нарушения речевой деятельности, что находит отражение на письме.

Дисграфия – сложное нарушение письма, которое активно изучается на протяжении последних десятилетий во всем мире, в связи с чем, имеются ее различные определения и классификации. Чаще всего, в отечественной логопедии под дисгарфией понимается частичное расстройство письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Согласно современным научным подходам в логопедии выделяют следующие виды дисграфий: оптическая, артикуляторно-акустическая, на основе нарушения фонемного распознавания, аграмматическая и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Эффективность коррекционной работы связана с установлением вида дисграфии, механизмов ее обуславливающих и подбора соответствующих методик коррекции. Одним из проявлений оптической дисграфии является зеркальное письмо.

Цель методической работы– профилактика и преодоление зеркальных ошибок письма у детей младшего школьного возраста.

На логопедических занятиях для учащихся младших классов могут быть использованы следующие дидактические игры: геометрическая мозаика, чудесный мешочек, составь геометрическую фигуру, только одно свойство, посмотри вокруг. Приведем описание игр.

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика» (можно использовать на занятиях и в свободное время)

Цель - развитие внимания, памяти, мышления и воображения у детей.

Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:

Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

Составить большой «колодец» и небольшое «ведерко для воды»;

Работа по собственному замыслу

Ход игры

Организуя игру, учитель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

Одним из вариантов игры может стать выполнение заданий различной сложности по желанию детей индивидуально.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель - учить детей узнавать предметы по характерным признакам; развитие внимания и памяти у детей.

Ход игры

Организуя игру, учитель подбирает геометрические фигуры как объемные, так и плоские, знакомые детям. Посадив детей полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких детей повторить названия форм предметов и геометрических фигур.

Вариант 1

- Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы, которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу фигуры в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети.

Вариант 2

В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько предметов. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из фигур, называют ее или рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.

Дидактическая игра «Составь геометрическую фигуру»

Цель - упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Задания:

Составить квадрат и треугольник маленького размера

Составить маленький и большой квадраты

Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

Составить 4 равных треугольника из 9 палочек

Составить 3 равных квадрата из10 палочек

Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника

Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника

Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники

Дидактическая игра «Только одно свойство»

Цель – развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Ход игры

У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по принципу домино.

Дидактическая игра «Посмотри вокруг»

Цель – учить находить предметы определенной формы.

Ход игры

Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды.

Ведущий (им может быть учитель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и т. д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть дважды один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

Таким образом, предложена структура логопедической работы по преодолению зеркальных ошибок письма у учащихся младших классов.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области