Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Каталог игр (сенсорное развитие малышей)

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Образовательные: 1. Формировать знания детей в определении и назывании цвета(красный, жёлтый, зелёный, синий); размера(большой, маленький); форм (куб, шар, конус), геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), пространственные отношения. 2. Обучить детей группировать предметы по одному из признаков: форме, цвету, величине. Развивающие: 1. Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. 2. Развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; 3. Развивать мелкую моторику. Воспитательные: 1. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем пространстве, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями. 2. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 «Гнездышко»

Каталог

игр по сенсорному развитию

для детей младшего возраста.

« 28 лучших игр »

п. Ахтарский

2018г.

« Игра для дошкольников - способ познания окружающего.

Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения,

изучает растения и животных».

Крупская Н.К.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку. Если не уделять внимание тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на конкретном возрастном этапе, то в ближайшем будущем почти неизбежна задержка значимых умений.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

ПРОБЛЕМА:

Дети раннего возраста приходят в детский сад, не имея чувственного опыта, плохо развиты сенсорные способности.

ЦЕЛЬ:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

Формировать знания детей в определении и назывании цвета(красный, жёлтый, зелёный, синий); размера(большой, маленький); форм (куб, шар, конус), геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), пространственные отношения.

Обучить детей группировать предметы по одному из признаков: форме, цвету, величине.

Развивающие:

Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей;

Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем пространстве, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д

ПРИНЦИПЫ:

Принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;

Принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;

Принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного -возраста, уровня их подготовленности и развития;

Принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.

Итак, игры!

«Найди конфетки, одинаковые по звучанию».Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуковМатериал: каждая «конфетка» изготовлена из киндер – сюрприза. Наполнены «конфетки» разным наполнителем, производящим при встряхивании определенный звук, и обшиты яркой тканью. Пару составляют «конфетки», издающие при тряске одинаковый звук, с одинаковым наполнителем. Это могут быть бусины, крупы, скрепки и др.Ход игры: предлагается прослушать звучание конфеток и найти пары конфеток, звучащих одинаково.- Как гремит эта баночка? (тихо)- Давай послушаем остальные баночки и найдём ту, которая гремит тоже тихо (находят).- А теперь поднесем обе баночки к ушкам и проверим, одинаково ли тихо они звучат.И т. д., пока не будут найдены все пары.

2.«Тактильные ладошки и др.».Цель: развитие тактильной памяти, мелкой моторики пальчиков, воздействие на умственный потенциал ребенка.Материал: ладошки с различными поверхностями(наждачная бумага, губка для мытья посуды (обе стороны - жесткая и мягкая), гофрированный картон, фольга, др.) Описание игры:Предлагается назвать ощущение от прикосновения к поверхности (гладкий, скользкий, шершавый);

3.Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.Материал: непрозрачный мешочек, предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела).Описание игры: положить несколько блоков в мешочек и предложить найти квадратные, круглые или треугольные фигуры. попросить достать большой круглый блок или маленький квадратный.

Предложить достать разные по толщине фигуры. Можно уточнить, какого цвета блок.

4. Дидактическая игра: «Узнай фигуру».Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики рук.Материал: непрозрачный мешочек, несколько пар одинаковых геометрических фигур. Описание игры: на столе раскладываются геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит достать из мешочка такую же.

5.Дидактическая игра «Собери букет»

Цель: закрепить в активном словаре название цветов. Развивать умение классифицировать по цвету и цветовым оттенкам.

Описание игры: воспитатель предлагает собрать букет.

6.Дидактическая игра «Помоги собрать урожай» Цель: формировать умение выбирать предметы определенного цвета по словесной инструкции. Развивать мелкую моторику рук, формировать элементарные математические представления. Описание игры: воспитатель предлагает детям прикрепить на дерево несколько листочков. Разнообразить: три красных яблока, два желтых и только одно попалось зеленое. Аналогично поиграть с листочками или цветочками, овощами.

7. Дидактическая игра «К ёжику в гости» Цель: закрепить умение группировать предметы по цвету. Описание игры: воспитатель объявляет, что у знакомого Ёжика сегодня день рождения! Детям необходимо прийти к ежу с подарком. Обогащать опыт детей при действии с предметами разной формы, но одинакового цвета (мы пришли с подарками красного цвета; принесли подарки желтого цвета.)

8. Дидактическая игра «Собери яблоки»

Цель: развивать умение подбирать предметы одинаковой формы, но разные по цвету. Описание игры: обратить внимание детей, что у одного и того же предмета может быть одинаковой формы, но разный цвет.

Для примера выберем яблоко: дети определяют форму предмета: круглая, цвет-красный. Но яблоки могут быть и желтые, и зеленые, а форма их такая же круглая.

9. Дидактическая игра «Больше или меньше?»

Цель: развивать логическое мышление, внимание; умение подбирать предметы, ориентируясь на цвет. Описание игры: в корзинке находятся 3 красных яблока и 1 зеленое яблоко (геометрическая фигура круг) спросить у детей: каких яблок больше, меньше? Как сделать так, чтобы их было поровну. Используя для игры разные предметы: фрукты, овощи, ягоды- применять игру с целью формирования элементарных математических представлений.

10. Дидактическая игра «Узнаем предметы на ощупь»

Цель: предложить детям узнать на ощупь различные предметы, учить называть их качества. Развивать тактильное восприятие.

11. Дидактическая игра «Собираем урожай»

Цель: закреплять умение детей различать однородные предметы по размеру, учить объединять их в группы по величине.

12. Дидактическая игра «Учимся различать геометрические фигуры»

Цель: учить детей применять знания о геометрических фигурах, находить предметы заданной формы в окружающей обстановке. Развивать зрительное восприятие, воображение, формировать умение сопоставлять, сравнивать.

13. Дидактическая игра «Воздушные шары»

Цель: учить различать и называть цвет, развивать моторику рук через действия с предметами.

14.Дидактическая игра «Где это?» (цветок, фрукт и т.д.)

Цель: учить детей ориентироваться в нахождении одного из пристегнутых модулей относительно себя: слева, справа, вверху, внизу, рядом и т.д.

15.Игра «На лесной полянке»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие мышления, внимания, воображения, речи.

Оборудование: разноцветные прищепки, солнышко, ежики, бабочки и др.

Ход игры:

Отгадайте загадку. Светит, сверкает, всех согревает. Что это?

Правильно, это солнце. Как ласково называем его? (Солнышко.) Чего нет у нашего солнышка? (Лучиков.) Какого цвета лучики у солнца? (Желтого.)

- Давайте подарим солнышку волшебные, добрые лучики, чтоб светило и грело еще сильнее.

Слушайте следующую загадку.

Она под осень умирает,

И вновь весною оживает,

Коровам без нее беда,

Она их главная еда.

Правильно, это трава. Какого цвета трава? (Зеленого.)

Отгадайте, кто это такой:

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Ёжик, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Вот теперь понятно - еж,

На друзей друзей-ежей-похож!

Вот сюда теперь идите,

Проходите, не спешите,

И внимательно глядяте!

Что же здесь? А здесь кружочки,

А ведь были тут цветочки,

Но попрятали цветки

Все цветные лепестки.

Солнышко свои лучи

Потеряло в тучке,

Надо лучики ему

Прицепить по штучке.

И когда оно опять

Будет землю освещать,

На полянке все цветы

Вновь раскроют лепестки. (дети делают лучики солнышку)

Вот какое солнышко получилось.

Посмотрело солнышко, удивилось:

На полянке пусто – ни цветочка,

Все цветочки спят, словно ночка.

Что же делать, как нам быть,

Как цветочки разбудить?

Как полянку оживить,

Как тут нужно поступить?

(сделать лепестки цветам, дети делают)

Вот полянка расцвела,

Насекомых привлекла.

(дети разбирают насекомых и прищепляют их)

16. Игры для тактильного восприятия

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности.Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком.Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды!

17. Тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу, и многое другое.

18. «Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

19. «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

20. «Что внутри?»

Ребенку предлагают мешочки, содержащие внутри различные наполнители: различные крупы: манку, рис, гречку и др.

Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания, причем с закрытыми глазами.

22. «Что это?»

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

23. Игра «Что лежит в мешочке»

Цель игры: закреплять знания детей о форме, упражнять в правильном соотношении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Материал: набор геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, мешочек с предметами разной формы: ягоды фрукты, овощи (круглой и овальной формы, пуговицы квадратной и треугольной формы, деревянные шарики, яички, баночки, мячики, жёлуди, шишки; маленькие флажки (четырёхугольной и треугольной формы.)

24. Игра. «Нанизывание бус разной формы".

Цель: учить детей чередовать предметы по форме

Материал: по шесть деревянных бусин круглой и квадратной формы одинакового цвета и величины для каждого ребёнка; диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квадратной бусины 2 см, толстые нитки для нанизывания.

25. Игра: "Приветствие"Цель игры: способствовать развитию мелкой моторики, помогать усвоить названия пальцев рук.Большим пальчиком поочередно касайтесь остальных пальцев. При этом приговаривайте: «Здравствуй, пальчик указательный, здравствуй, пальчик средний...»Сложите пальцы обеих рук в колечки и поднесите их к глазам.

26. "Игра с Ежиком"(с использованием массажных мячиков).Мы возьмем в ладошки «Ежик»(берем массажный мячик)И потрем его слегка,(в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)Разглядим его иголки,(меняем ручку, делаем то же самое)Помассируем бока.(катаем между ладошек)«Ежик» я в руках кручу,(пальчиками крутим мячик)Поиграть я с ним хочу. Домик сделаю в ладошках –(прячем мячик в ладошках)Не достанет его кошка.(прижимаем ладошки к себе)

27. Игра: "Человечек"«Ходите» по столу указательным и средним пальцем, напевая песенку: «Топ, топ — топает малыш».Ускоряйте и замедляйте движение.В игре можно предложить пальчикам малыша «прогуляться» вместе с Вашими.Чтобы было веселее, поиграйте в догонялки. Пускай пальчики ребенка убегают, а вы будете догонять.И сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми дома. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки и все игры сделать своими руками.

28. «Занимайка»

Цель игры:

Развитие сенсорного восприятия,

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал: Пособие представлено в виде ширмы, на деревянный каркас которой прикреплены различные игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики. Ход игры: Воспитатель предлагает детям многофункциональное дидактическое пособие «занимайка», которое состоит из различных дидактических игр. «Лесная поляна» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики; «Мешочки» на развитие тактильного восприятия; «Бусы» на развитие мелкой моторики; «Прищепки» на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия; «Разноцветные палочки» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики; «Пуговички» на развитие мелкой моторики. Чудо ширма есть у нас, Поиграем с ней сейчас!

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области