Ходжер Валерий Гурьевич,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦВР»
г.Норильск, район Талнах
Развитие хореографических способностей через систему танцевального тестирования
Высокие требования современного образования к учащимся общеобразовательной школы порой оставляют недостаточно времени для занятий, формирующих здоровье ребёнка. В последние годы с развитием всеобщей компьютеризации подрастающего поколения, их увлечённости всевозможными виртуальными играми, отвлечённость от реалий жизни, отсутствие здорового образа жизни вызывает обеспокоенность родителей физическим состоянием их детей. Проживая в специфичных условиях крайнего Севера, обусловленных нехваткой кислорода, полярной ночью, когда 9 месяцев длится зимний период, дети с ослабленным здоровьем отстают в физическом развитии от сверстников на «материке». Среди видов деятельности, формирующих здоровый образ жизни, спортивный бальный танец обеспечивает решение проблемы физической подготовки обучающихся. Педагогический потенциал бальных танцев заключается в их позитивном влиянии на физическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и социально-психологическое развитие подрастающего поколения, на его адаптацию, социализацию и самореализацию.
Бальный танец сочетает в себе черты, как спорта, так и искусства. Являясь видом физической культуры, он несёт в себе выраженные черты эстетической деятельности и глубокий психологический контекст (самовыражение, творчество, взаимопонимание и взаимодействие партнеров в танце и т.п.). Как любому артистическому виду спорта, бальному танцу присуща соревновательность, стремление к достижению наивысших результатов. Огромное значение имеет точное и эффективное исполнение технических двигательных задач.
Всем этим требованиям отвечает многоуровневая система испытаний «Танцевальный мир», которая была адаптирована к российским условиям, аналог популярных в Европе медальных тестов. Впервые на Таймыре она внедрена и успешно апробирована танцевальным клубом «Братья Малько» в г. Норильске. Система «Танцевальный мир» является дополнительным способом развития бального танца. Срок прохождения по ступеням обучения и тестирования рассчитан на шесть-семь лет. Каждый уровень поощряется специальными наградами и подтверждается сертификатами. Система применима к различным танцевальным направлениям (диско, хип-хоп, латин-бит, театральный танец, кантри, рок-н-ролл и др.). После двух начальных уровней возможна специализация «Европейская программа бальных танцев», «Латиноамериканская программа бальных танцев». Каждый ученик постоянно движется к определённой цели, что позволяет не заставлять, а направлять и координировать процесс обучения. Система испытаний «Танцевальный мир» является гибким инструментом, с помощью которого педагог может заинтересовать учащихся в возрасте от 6-7лет и старше, удержать наибольшее количество обучающихся. Педагог на первом этапе раскрепощает, «растанцовывает» учащихся. Танец становится источником положительных эмоций, а в коллективе создаётся благоприятная, дружеская атмосфера. Исполняемые мини-танцы на испытаниях по продолжительности составляют в общей сложности от 8-16 тактов, они легко разучиваются, приятно танцуются. Изучая танцы в стиле диско, хип-хоп, латин-бит, рок-н-ролл и т.д., учащиеся отрабатывают элементы движений, которые по технике исполнения очень схожи с бальной пластикой. Приступая к изучению базовых элементов движений бального танца, учащиеся намного быстрее усваивают материал. Испытуемые танцуют 5 мини-танцев по заходам, в каждом заходе 5-6 человек. Экзаменатор оценивает по шкале, которая делится на три категории:
от 1.0 до 4.0 «зачёт»
от 4.1 до 7.0 «хорошо»
от 7.1 до 10.0 «отлично»
Каждый ученик, занимающийся по системе «Танцевальный мир», имеет зачётную книжку, где фиксируются сданные танцы и набранные баллы. Испытания можно проводить по мере готовности через 2,5 - 4месяца. После проведённых испытаний педагог составляет рейтинг успешности каждого учащегося. Родители имеют возможность проследить за творческим ростом детей и проявляют заинтересованность в их развитии. Налаживается тройственный союз: педагог-учащийся-родители.
Работая по системе «Танцевальный мир» педагог добивается следующих результатов:
развивается моторно-двигательная память, подвижность умственных способностей, умение воспринимать большой объём новой танцевальной информации;
формируется правильная осанка ребёнка, укрепляется мышечный корсет;
приобретаются навыки сценической практики;
формируются эмоционально-волевые качества юного танцора, творческая инициатива;
воспитывается эстетический вкус, культура общения.
Таким образом, система «Танцевальный мир» как дополнительный способ развития бального танца является эффективным средством в обучении детей в условиях учреждения дополнительного образования.
Литература:
1.Программа «Танцевальный мир», Малько С.А, Малько Е.А, Малько С.Н.,
Малько Е.Г.1995.
2.Программа «Ритмы планеты», ЧечёткаМ.В. 2006.
3. Соколовский Ю.Е. Основы педагогики бальной хореографии. Учебное пособие М.1976.157с.( Моск. гос. ин-т культуры).
4. Кауль Н. Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы.- Ростов н /Д: «Феникс»,2004.352с.