Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области развитие речи в старшей логопедической группе. Тема: «Звук (Ц), буква Ц»
Цель: Закрепление навыка произношения звука (Ц).
Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнить понятия Звук и Буква.
Закреплять правильное произношение звука [Ц].
Упражнять в определении места звука в слове.
Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [Ц] в словах;
Упражнять в словообразовании и словоизменении.
Продолжать развивать у детей языковое чутьё чувство рифмы.
Развивать умения читать слоги слова с буквой Ц.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать фонематический слух, слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование:
Демонстрационный материал: Презентация, экран, проектор, картинка Царевна - Несмеяна, картинка Царевна улыбается.
Раздаточный материал: Массажный мячик, разрезные слоги.
Ход НОД
Слайд 1
Здравствуйте ребята. Давайте поздороваемся с нашими гостями. (дети здороваются). Сегодня мы с вами будем играть в разные игры со звуком (Ц).
Слайд 2
Но сначала мы повторим правила:
ЗВУКИ мы СЛЫШИМ и ПРОИЗНОСИМ. (Хором)
Слайд 3
БУКВЫ мы ВИДИМ и ПИШЕМ. (Хором)
Сейчас отвечать будет тот, у кого мячик в руках. Передаём мячик по цепочке.
Слайд 4
Найти место звука в слове.
Ребята что вы видите вверху слайда (букву Ц). А под буквой синий квадратик это что? (это обозначение звука)
Кто хочет назвать характеристику звука (Ц)?
(ребёнок: «Звук (Ц) согласный, глухой, ВСЕГДА ТВЁРДЫЙ обозначается синим цветом). Правильно.
По цепочке ответы детей:
В слове цыплёнок звук (Ц) находится в начале слова.
В слове огурец звук (Ц) находится в конце слова.
В слове овца звук (Ц) находится в середине слова.
В слове кольцо звук (Ц) находится в середине слова.
В слове колодец звук (Ц) находится в конце слова.
В слове цапля звук (Ц) находится в начале слова.
Слайд 5
Игра будьте внимательны.
Внимательно посмотрите на слайд. Запомните все картинки.
Сколько слов со звуком (Ц) вы нашли? (ответы детей).
Давайте назовём все слова: «Цыплёнок, цыганка, цепь, огурцы и цилиндр». Это головной убор. Всего 6 слов.
Слайд 6
Игра: «Один – много»
Каждый называет по 2 слова Н-Р: огурец - огурцы…
Цветок – цветы, палец – пальцы, кольцо – кольца,
Цыплёнок – цыплята, пуговица – пуговицы, курица – курицы.
Если дети ошибаются, повторяем правильный вариант слова хором.
Слайд 7
«Назовём женскую профессию»
Я называю мужскую профессию, а вы женскую.
Учитель – учительница,
Художник – художница,
Писатель – писательница,
Певец – певица,
Воспитатель – воспитательница,
Укротитель – укротительница,
или дрессировщик – дрессировщица,
Мастер – мастерица, (расписывает игрушки Хохломские)
Переводчик – переводчица, (переводит с иностранного на русский и с русского на иностранный).
Слайд 8
Назовите «Кто это?»
Ходит по канату – КАНАТОХОДЕЦ
Борется – БОРЕЦ
Продаёт – ПРОДАВЕЦ
Подковывает лошадей – КУЗНЕЦ
Плавает – ПЛОВЕЦ
Служит в пехоте – ПЕХОТИНЕЦ
Слайд 9
Что где?
Вафли приготовили в вафельнице.
Сахар положим в сахарницу.
Огурцы растут в теплице.
Хлеб положим в хлебницу.
Конфеты положим в конфетницу.
Мыло положим в мыльницу.
Слайд 10
«Договорите словечко»
- Капают, капают на болоте КАПЛИ.
- Бегают, бегают по болоту ЦАПЛИ.
- За кошкой бежит КОТЁНОК.
- За курицей бежит ЦЫПЛЁНОК.
- Я хочу вплести в ВЕНОК
- Яркий маленький ЦВЕТОК.
Слайд 11
Спасибо за внимание!!! МОЛОДЦЫ!!!
А сейчас мы с вами подвигаемся.
Физкультминутка
Цапля ходит по воде (дети ходят высоко поднимая ногу,
И мечтает о еде. согнутую в колене, потом другую)
Ноги выше поднимай (глядят по сторонам потом в воду)
Да , как цапля, не зевай!
Чтоб поймать еду в водице,
Надо цапле наклониться. Наклоняются и достают правой рукой
Ну-ка тоже наклонись, левую ступню и наоборот.
До носочка дотянись.
Спасибо! Помогли цапле поймать рыбу и лягушек.
Подойдите все сюда здесь какая-то беда.
Дети подходят к столам на столах разложены слоги.
«Кто это здесь так горько плачет???»
Это ЦАРЕВНА – НЕСМЕЯНА.
«Ребята я открыла окно, подул сильный ветер, который перемешал все слоги и слова. Помогите мне их прочитать и сложить слоги в слова».
ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ, ЦЭ, АЦ, ОЦ, УЦ, ЭЦ, ИЦ, ЦЫП, ЦЫ-ПА, ЦЫЦ, ОВ-ЦА, ЦЫ-ГАН, ВО-ДИ-ЦА, СУП-НИ-ЦА, ПУ-ГО-ВИ-ЦА,
ЦЫ-БИК, СПУ-ТНИ-ЦА.
«Спасибо вам ребята, теперь я спокойна, вы помогли мне собрать слова». «Я не буду больше реветь. До свидания!»
Посмотрите царевна - Несмеяна оставила нам загадки.
Загадки
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает?
(курица)
Кто там спит зимой в берлоге, И не ходит по дороге. И малину ест, и мёд. В тёплой шубе круглый год.
(медведица)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы
Уши больше головы.
(заяц)
Хвост пушистый
Мех золотистый
В лесу живёт.
В деревне кур крадёт.
(лисица)
Свяжет варежки бабуляДля себя и внучки Юли,Свяжет свитер для отца.Ну, а шерсть ей даст
(овца)
Итог: С каким звуком были игры?
Перечислите игры, в которые мы сегодня играли.
(Ответы детей)
учитель-логопед: Теплякова Т.А.