Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы.
Тема «Нам резные ложки расписала сама – золотая хохлома»
Автор - Климова Татьяна Васильевна, воспитатель детского сада
Основная образовательная область – художественно-эстетическое развитие, интеграция социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.
Цель: украшение ложек растительным орнаментом по мотивам хохломской росписи.
Задачи:
Обучающая: учить декорировать ложки узорами путём вырезания их из бумаги;
Развивающая: развивать навыки вырезания
Воспитательные: воспитывать эстетическое отношение к народному декоративно-прикладному искусству.
Виды детской деятельности: изодеятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, игровая.
Предметно-практическая среда: Предметы хохломской росписи, аудиозапись русской народной музыки, диск с презентацией «Золотая Хохлома», силуэт ложки, клей, ножницы, фломастеры, карандаши, краски, стулья по количеству детей.
Планируемые результаты: изготовление ложек растительным орнаментом по мотивам хохломской росписи.
План (ход) деятельности:
Воспитатель:
Очень давно, в Нижегородской области, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут. А нас пригласили в гости на ярмарку, пойдемте, полюбуемся этой чудо посудой!
(перед детьми стоит стол, накрытый салфеткой, снимается салфетка, на столе стоят предметы с хохломской росписью).
Воспитатель:
Кто расскажет, из какого материала изготовлена эта посуда? (выдерживает паузу, ждет ответы детей) А из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (выдерживает паузу, ждет ответы детей) Деревянная посуда, какая? (выдерживает паузу, ждет ответы детей)
Воспитатель:
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой!
Воспитатель: Мы сегодня с вами будем делать подарок нашим дорогим и любимым мамам.
Воспитатель: угадайте, какими мастерами мы будем сегодня?
( Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, приглашаю вас в нашу мастерскую, настало время поработать в качестве мастеров-художников.
У каждого из вас есть ложка, я предлагаю вам расписать ее своими, близкими сердцу узорами.
Воспитатель: Сейчас мы подготовим пальчики к работе.
Если ножницы достану,(изобразить "ножницы")
То волшебником я стану,(руки и кисти вверх)
Сотворю вам из бумаги,(изобразить движения ножницами)
Птиц, машины, лодки, флаги.(изобразить "птиц", движения руля, "лодку", "флаг")
Воспитатель: Наши пальчики размялись и готовы к работе. У вас на столах лежат резные ложки, осталось только украсить их.
(Работа детей, воспитатель при необходимости (по просьбе детей) оказывает помощь, либо предлагает детям помогать друг другу)
Воспитатель:Дети, у вас получились замечательные изделия народного промысла - хохломы. Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали! Я предлагаю вам устроить ярмарку ваших работ.
Воспитатель: Посмотрите, у нас получилась выставка хохломских изделий, как на настоящей ярмарке нижегородских мастеров. Эти поделки мы подарим маме, так как ей приятно получать подарок в любой день.