Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» п. Витим
Конспект НОД по безопасности дорожного движения «Красный, желтый, зеленый».
Выполнила: воспитаталь Березовская
Оксана Владимировна
Цель: Расширить знания детей по теме.
Задачи: Закрепить знания детей о видах светофора, их назначении; Дать представление о том, что специальный транспорт может проезжать на красный сигнал светофора; Закрепить навыки личной безопасности.
4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
Материалы и оборудование: демонстрационный материал; разрезные картинки спецтранспорта, аудио- и видеозаписи.
Ход НОД.
I. Начало НОД. Оргмомент. Предложить детям внимательно рассмотреть картинки на доске, оформление в группе и озвучить тему.
II.Основная часть.
1. Вступительное слово воспитателя. Ребята, вы, конечно, замечаете, что наш поселок с каждым годом становиться все больше и красивее: строятся новые здания, благоустраиваются улицы, появляется больше разных машин. В сентябре вы пойдете в школу и иногда будете возвращаться из школы без сопровождения взрослых. Как сделать так, чтобы машины и пешеходы не мешали друг другу? (ответы детей)
На помощь приходят наши верные друзья. Об этом и пойдет сегодня речь, как вы верно сказали. Одного помощника вы можете назвать, прослушав стихотворение:
Он с детства
нам знаком
На перекрестке
его дом
Лишь глазом он
своим моргнет
И все в движение придет
Другим мигнет –
и все замрут
Скажите, как его зовут?
Светофор - добрый друг и помощник водителей и пешеходов. Он показывает, кому разрешается ехать или идти, а кому нужно стоять на месте. И все обязаны подчиняться его сигналам. Посмотрите на светофор на доске. Мне кажется, что светофор какой-то странный. (Все сигналы белые). А вы как считаете? (Ответы детей). Давайте поможем светофору. (Из предложенных цветных кружков дети выбирают кружки нужного цвета и закрепляют их на светофоре).
2.Игра «Светофор». Молодцы, с заданием вы справились. Я вам предлагаю поиграть.
На полу, в центре, расположены цветные кружки красного, желтого и зеленого цвета. Под музыку дети двигаются. С окончанием музыки они должны встать по три человека, подняв кружки, чтобы получился светофор. Условие: каждый раз меняют партнеров.
3. Слушание песенки о светофоре.Ребята, вы знаете, что означают сигналы светофора? (Ответы детей). Чтобы проверить ваши ответы, предлагаю вам послушать песенку «Светофор». ( Развивающая, обучающая песенка для детей. Видео).
4. Виды светофоров.Ребята, как вы думаете, почему дорожным движением управляют именно красный, желтый и зеленый сигналы светофора? (Хорошо видны ночью, в непогоду). Светофоры есть и для пешеходов, и для водителей. Предлагаю вам внимательно посмотреть на картинки на доске и определить, для кого предназначены эти светофоры. (Соединяем линиями) (Приложение 1).
5. Игра «Светофор для пешеходов». С заданием вы справились хорошо. Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Светофор для пешеходов».
На полу разложены круги красного и зеленого цвета. Дети ходят или бегают врассыпную. По сигналу (остановка музыки) нужно взять кружок любого цвета. Дети, у которых в руках красный кружок, образуют «воротики», т.е. встают парами друг за другом, подняв сцепленные руки. Игроки, у которых оказался зеленый кружок, пробегают в эти «воротики» друг за другом. Далее игроки меняются кружками и игра продолжается.
6. Беседа «Спецтранспорт». Есть машины, которые могу не подчиняться сигналам светофора. Эти машинам можно ехать и на красный сигнал светофора. Они очень торопятся. Предлагаю вам взять конверты с разрезными картинками, собрать изображение машины и назвать ее. («Скорая помощь», полиция, пожарная машина).
Этим машинам особое уважение им всегда дают «зеленую улицу»,т.е. красный сигнал светофора для них что зеленый. И пешеходы, и водители, услышав сирены этих машин, обязательно должны остановиться и подождать, пока они не проедут.
7. Разбор ситуации по правилам дорожного движения. Знание сигналов светофора недостаточно, чтобы не попасть в опасную ситуацию. Мы должны знать и выполнять правила дорожного движения. Послушайте, пожалуйста, одну небольшую историю.
Настя и Марина дружненько играли,
На проезжей на дороге
Мячик догоняли.
Свернул водитель круто
Вспотел как никогда! Еще одна минута,
Случилась бы беда.
- Скажите, какое правило нарушили девочки? Где они должны были играть? (Ответы детей);
- А если вы играли в мяч и он выкатился на дорогу, что нужно сделать?
- По какой части улицы надо идти, если нет тротуаров?
- Где и как нужно переходить дорогу?
- Если нет светофора?
III.Заключительная часть. Ребята, скажите, о чем мы сегодня говорили, и насколько это важно для вас?
Приложение 1.
Конспект развлечения по дорожной безопасности для детей старшей группы.
Цель: Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Задачи:
В игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках
Углубить знания о правилах поведения на улице. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
Способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах, воспитывать внимание, сосредоточенность. Закреплять умение применять полученные знания в играх и повседневной жизни.
Материалы и оборудование. Изображения дорожных знаков, машин, "рули", светофоры; круги красного, зеленого и желтого цвета; аудиозаписи с музыкой;
Ход развлечения:
Под музыку дети входят в зал и садятся на стульчики.
Давным-давно, когда не было автомобилей и правил дорожного движения, а люди передвигались пешком или на лошадях, отправляясь в дальний путь, они всегда брали с собой оружие и щит – мало ли кого встретишь на дороге. И, если на узкой тропинке встречались два воина, каждый из них отступал в правую сторону, чтобы пропустить другого и закрыть себя от незнакомца щитом в левой руке. Так появилось первое правило – двигаться по правой стороне.
Шли годы, на дорогах появилось очень много машин, люди придумали правила для тех, кто ходит, и для тех, кто ездит. Но далеко не все поступают правильно.
Сегодня мы поговорим с вами о правилах дорожного движения. Для этого мне нужен помощник. А кто поможет нам, вы узнаете, отгадав загадку.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Он зажигает день и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
Под музыку появляется светофор.
Светофор ребёнок:
Я вежливый и строгий,
Я известен на весь мир:
Я на улице широкой
Самый главный командир!
Ведущий. Ребята. Посмотрите. У светофора нет ни одного сигнала. Вы помните, как они должны быть расположены? Сейчас я проверю, умеете ли вы сами строить светофор.
Игра «Кто быстрее соберёт светофор»
(Выбрать команды по 3 человека. Каждая команда по сигналу добегает до стойки с картоном с уже наклеенным скотчем, рядом лежат кружки 3 цветов – красный, зелёный, жёлтый. Дети должны правильно наклеить цвета светофора. Далее команда обратно возвращается на место.
Ведущая. А теперь давайте посмотрим на светофор и проверим, правильно ли вы построили светофор.
Песенка светофора.
Ведущая. А сейчас, ребята, мы вместе с вами повторим правила перехода с помощью сигналов светофора. Поиграем в игру «Зеленый, желтый, красный».
Игру проводит ведущий. Когда он поднимет зеленый флажок, дети топают; когда флажок желтый – хлопают; когда красный –топают.
Молодцы, ребята!
Различать вы стали ясно цвет зелёный, жёлтый, красный.
Выручает с давних пор пешеходов светофор.
Ну, а если светофора на дороге не видать?
Кто же будет пешеходам и машинам помогать?
А помогут нам полоски – белые, как на матроске.
Должен каждый пешеход знать, что это переход.
Полосатая лошадка, её зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке, по ней люди все идут.
Проводится игра «Выложи зебру».
Дети собирают пешеходный переход из полосок белого и черного картона.
Ведущий. Ну, вот теперь можно переходить дорогу.
А теперь мы посмотрим, что бывает с теми, кто играет на проезжей части.
Сценка
Действующие лица: бабушка, внучка Алиса, девочка-подружка, мальчик Петя.
Ведущая:
Под высоким деревом, возле горной кручи,
Домик маленький, лесной, бабушкин и внучкин.
Бабушка.
У меня деньком забот, как обычно полон рот:
Дом, курятник, огород,
Но мне внучка помогает, по хозяйству поспевает.
Алиса.
Да! Я – внученька Алиса. Правда, очень хороша!
Всю посуду перемою, стол к обеду я накрою
И к друзьям пойду - гулять, бегать, прыгать, танцевать.
Бабушка:
Только, внучка, помни, детка – гулять рядышком, в беседке.
У скамеечки еще. Под окошком – вот и все!
Алиса:
Я все помню, я все знаю! Близко я всегда гуляю
Ты в окошечко смотри: я тут рядышком, гляди!
(бабушка на место, Алиса пробежала вправо –влево, как бы ища друзей.)
Эй, друзья-подружки, где вы? Я вас всех зову гулять.
Мне одной неинтересно, ну, а вас так долго ждать. (вздыхает).
Выходит Петя с мячиком и Девочка-подружка.
Петя.
Добрый день подружка, здравствуй,
Посмотри-ка – мячик классный.
Вчера мамочка купила,
И играть с ним разрешила.
Алиса. Побежим играть в футбол, Пете сразу забью я гол.
Девочка. Алисонька, тут места мало, побежали со двора.
Алиса. Там дорога, там машина!
Девочка.
Это просто ерунда.
Ведь машина нас объедет, грузовик к нам не доедет.
Ты спроси хоть у кого, не случится ничего!
Алиса.
Так давай скорей играть, ногою быстро мяч катать.
(играют на дороге)
Гол! Ура! Ведь я забила. Вот какая у меня сила.
Петя. От тебя я не отстаю, гол Алисе забиваю!
Девочка.
Веселее катим мяч, Петя, а Петя, да ты не плачь.
Мы в футбол играть умеем, быстро всех мы одолеем.
Петя. Нет! И я не так-то прост – отдавлю лисице хвост. Алиса, машина!
( выезжает машина, визг тормозов, все герои исчезают, затем постепенно появляются)
Алиса: Что за шум? Ах –ах –ах! Мячик где? Он в кустах
Петя.
Вы запомните друзья: в мяч играть на дороге нельзя,
Для игры есть стадион и площадка.
Вы об этом помните, ребятки!
Помните: на дороге не играть, не кататься.
Если хочешь здоровым остаться.
Ведущий. Чтобы не было подобных случаев пешеходы и водители должны соблюдать правила движения, знать дорожные знаки.
Посмотрите, ребята, сколько их здесь. Давайте послушаем, что они нам расскажут.
Этот знак дорожный знают все на свете, Будьте осторожны – на дороге дети!
В дождь и ясную погоду здесь не ходят пешеходы,
Говорит им знак одно: вам ходить запрещено!
Знак водителей стращает, въезд машинам запрещает,
Не пытайтесь сгоряча ехать мимо « кирпича»!
Всем знакомые полоски… Знают дети, знает взрослый:
На ту сторону ведет пешеходный переход.
Ждут автобус, ждут троллейбус взрослые и дети
Мы везде на остановках видим знаки эти.
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи. Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.
Должен знать и ты, и он В этом месте телефон.
Захотел связаться с другом?
Телефон к твоим услугам.
Очень важен и не прост Для движения этот пост Там следят, чтоб все в пути Знали, как себя вести.
Очень важен и не прост Для движения этот пост.
Там следят, чтоб все в пути
Знали, как себя вести.
Песня «Дорожный знак»
Ведущий. Ребята, я думаю, что вы запомнили, о чем мы с вами сегодня говорили? Давайте проверим.
Словесная игра «Разрешается-запрещается»
1. Идти толпой по тротуару…
Все вместе: Раз-ре-ша-ет-ся!
2. Играть возле проезжей части…
Все вместе: За-пре-ща-ет-ся!
3. Быть примерным пешеходом:.
Все вместе: Раз-ре-ша-ет-ся!
4. Ехать "зайцем", как известно:
Все вместе: За-пре-ща-ет-ся!
5. Уступить старушке место:
Все вместе: Раз-ре-ша-ет-ся!
6. Переход при красном свете:
Все вместе: За-пре-ща-ет-ся!
7. При зеленом даже детям:
Все вместе: Раз-ре-ша-ет-ся!
8. Уважать правила дорожного движения…
Все вместе: Раз-ре-ша-ет-ся!
В заключение нашего развлечения мы споем вам песню.
Пусть бегут по дороге
Пешеходы в тревоге
По дороге не стоит бежать
Светофор нам мигает,
Словно предупреждает,
Надо знаки дорожные знать
Припев: К светофору я шагаю
У прохожих на виду
Лишь по зебре твердо знаю
Я дорогу перейду.