Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности в рамках ФГОС ДО

Воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан, патриотов своего Отечества

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №54» города Бийска

ОПЫТ РАБОТЫ

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности в рамках ФГОСДО»

Чередниченко Татьяна Сергеевна,

воспитатель первой квалификационной категории

Бийск, 2017 г.

Содержание

I. Теоретическая интерпретация опыта стр.

Введение……………………………………………………………….3

Условия возникновения опыта……………………………………….5

Обоснование актуальности …………………………...……………...6

Практическая значимость…………………………………………......6

Новизна опыта……………….………………………………………...6

Ведущая педагогическая идея...………………………………………6

Результативность………………………………………………………7

Адресная направленность……………………………………………..7

Теоретическая база опыта …………………………………………….7

II.Технология опыта

2.1. Цели и задачи…………………………………………………………...8

2.2. Принципы работы………………………………………………………9

2.3. Формы работы…………………………………………………………..9

2.4. Методы и приемы…………………………………………………….....9

2.5. Содержание игровой деятельности…………………………………...10

III. Приложение

I. Теоретическая интерпретация опыта

1.1. Введение

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви ксвоим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Нравственно-патриотическое воспитание, как одно из направлений социально-личностного развития детей,я считаю важной частью своей педагогической деятельности.

Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания для детей теплой и уютной атмосферы. Старалась каждый день ребенка в детском саду наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.

Поэтому свою работу с детьми я начинаю с семьи, постепенно переходя от малого к большему — детский сад, родной город, страна. Собирая и рассматривая фотографии, слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях, я формирую представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых.

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не растрачивать, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

1.2. Условия возникновения опыта

Опыт моей работы был сформирован на базе МБДОУ Детский сад №54» г. Бийска. В образовательной программе МБДОУ «Детский сад №54»одним из основных направлений в воспитании детей является нравственно-патриотическое.

В основе всей работы в данном направлении лежит положение о том, что патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях.

В работе используются разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, незнание истории и др.). Я стремлюсь учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу– значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.

Патриотическое воспитание охватывает все виды деятельности в организованной образовательной деятельности: чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки). В совместной деятельности: игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, рассматривание картинок.

1.3. Актуальность представленной работы

В общей системе воспитания граждан России патриотическое воспитание стало приоритетным, чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа. На педагога ложится совсем непростая задача — воспитать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою семью,  гордящегося  родным городом, краем, осознающего себя гражданином   страной, в которой он живет.

Практика показывает: несмотря на то, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по гражданско-патриотическому воспитанию, но методических пособий для дошкольных образовательных учреждений с использованием краеведческого содержания нет.

Мы живем в таком богатом крае, но так мало знаем о нем. Город наш небольшой, но он тоже вносит свою дань в процветание нашего региона. И так хочется, чтобы юные жители города Бийска гордились своей малой родиной.  А для этого нужно совсем немного – помочь ребенку  увидеть и узнать, чем  же красив и богат наш город.

Поэтому возникла потребность  разработать единую  систему работы, которая бы способствовала развитию познавательного интереса у дошкольников  к знаниям о родном городе и крае.

1.4. Практическая значимость

Практическая значимость опыта работы заключается в вовлечение детей в проектную деятельность посредством постановки проблемных вопросов. Это включает в себя эффективные методические приемы развития у детей дошкольного возраста памяти, мышления. У воспитанников повышается эмоциональный настрой, и интерес к совместной деятельности в виде проекта.

1.5. Новизна опыта

Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется посредством бесед, в ходе которых детям прививается чувство патриотизма, любви к родному городу, родной стране. В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдает предпочтение русским народным играм.В патриотическом воспитании немаловажную роль играет дидактическая игра. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Включение в проектную деятельность, в свою очередь, мотивирует детей искать ответы на поставленные вопросы в ходе исследования.

1.6. Ведущая педагогическая идея

Идеей патриотического воспитания в ДОУ является воспитание гуманной духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. В данном случае посредством включения в проектную деятельность.

1.7. Результативность

Результатом работы является то, что у детей обогащены знания об истории, жизни русского народа во время Великой Отечественной войны, культуре и природе родного края, о памятниках родного города. Сформирован интерес и потребность к посещению музея. Дети узнали, что много интересного и полезного можно узнать, посетив краеведческий музей.

Дети стали более открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного края. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к прошлому родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.

Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.

1.8. Адресная направленность

Данная работа может быть использована воспитателями дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

1.9. Теоретическая база опыта

Опыт основывается на следующих достижениях педагогической науки и педагогического опыта:

Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. [текст] / Н.В. Алёшина - Москва, ТЦ Сфера, 1999.

Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников.[Текст] / Н.В. Алёшина - Москва, ЦГЛ, 2004.

Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. [Текст] / И. Рыбалкова – Москва, Дошкольное воспитание 2003, № 6.

Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. [Текст] / Т.А. Якушева – Москва, Дошкольная педагогика 2006, № 6.

Поэтому, взяв за основу исследования великих педагогов, разработала систему работы по патриотическому воспитанию.

II. Технология опыта

Темой своей работы я выбрала «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности в рамках ФГОС ДО».

Начиная свою работу по данной теме, изучила методическую литературу и выделила проектной деятельности. Провела диагностику на определение уровня патриотической воспитанности (приложение 1). Возникла идея об использовании дидактических игр и включения детей в проектную деятельность, т.к. при таком виде деятельности возрастает мотивация и активизируется интерес детей к поставленной проблеме.

Для начала был разработан план реализации проектной деятельности в рамках выбранной темы. Проведена поисковая деятельность.

Гипотеза данной работы

Уровень патриотической воспитанности дошкольников возрастет, если к работе в данном направлении подключить проектную деятельность.

2.1. Цель и задачи

Цель: воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан, патриотов своего Отечества.

Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи:

формировать чувство привязанности к своему дому, мини - центру, друзьям, своим близким;

развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством вовлечения в проектную деятельность;

формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

2.2. Принципы работы

Принцип личностно-ориентированного общения (предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие моральных качеств человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми)

Принцип культуросообразности - "открытость" различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с историей, достижениями и развитием культуры современного общества, а также формирование познавательных интересов.

Принцип свободы и самостоятельности(позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и способах действия( деятельности), в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке)

Принцип гуманно-творческой направленности (обеспечивает обязательное получение ребёнком определённых знаний о культуре народа путём взаимодействия с его культурной средой, при помощи творческих элементов (воображение, фантазия, "открытие", озарение и др., полезность, новизна).

Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без "вполне определённого обеспечения", включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации.

Принцип подбора материала в соответствии с возрастными возможностями ребенка, с его доступностью и повторяемостью.

2.3. Формы реализации опыта

Основной организованной формой работы является проект. Предполагается чередование индивидуальных и коллективных проектов.

Основание познавательного содержания опыта происходит вне занятий в формах совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей.

Работа с родителями: беседы, консультации, обеспечение материалами для работы.

2.4. Методы и приемы

- Целевые прогулки и экскурсии.

- Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.).

- Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

- Беседы о родном городе, об улице на которой находится детский сад.

- Разучивание песен и стихов о Родине, о родном городе, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

 - Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура, деревянная и глиняная игрушка и т.п.).

- Обогащение и стимулирование детского творчества.

- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

2.5. Содержание деятельности

1 этап - подготовительный. Изучили  опыт работы по формированию гражданско-патриотической позиции у детей в практике дошкольного воспитания; проанализировали  содержание патриотического воспитания в рамках программы,  по которой работает наше дошкольное учреждениеподобрали диагностический инструментарий по теме.

2 этап - теоретический.

Определение актуальности, постановка цели, определение задач.

Поиск информации: рассматривание иллюстраций, фотографий; чтение стихов, журналов, газет; изучение интернет-источников.

Индивидуальные консультации и беседы с родителями о предстоящих экскурсиях и подготовках к публичным выступлениям с докладами; индивидуальное распределение материала по направлениям.

3 этап - практический.

Экскурсии, беседы, занятия по темам, составление схем, выставки фотографий, доклады детей, изготовление продукта проекта (в данном случае «Путеводитель по памятникам старины города Бийска»)

III. Приложение

Приложение 1

Диагностический лист по определению уровня патриотической воспитанности детей:

 Ф.и.ребенка

1.Родная страна:Название страныНазвание городаДомашний адресНазвание достопримечательностей городаНазвание зеленых зонНазвание улиц, площадей

2.СимволикаФлаг РоссииГерб РоссииГерб родного городаГимн России

3.История народной культуры и традицийНародная игрушкаНародные праздникиЖилище человека и предметы быта

4.Историко - географический и природный компонентыПриродные богатства нашей страныРазличные природно-климатические зоны (тундра, лес)Виды ландшафта (горы, равнина)

5.Личностный компонентОтношение к окружающей средеЗабота о близкихПроявление дружелюбияУмение управлять своими чувствами, договоритьсяУмение анализировать свои поступки и поступки других

0 – не соответствует возрасту, 1 – частично соответствует, 2 – соответствует возрасту.

Высокий уровень (42-28 баллов)

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта;; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень (28-14 баллов)

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. 

Низкий уровень (14-0 баллов)

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

При анализе данных, определяются сильные и слабые стороны в патриотическом воспитании дошкольника, по которым в дальнейшем выстраивается индивидуальная работа по повышению уровня патриотической воспитанности ребенка.

Приложение 2

Диаграмма 1

Результаты диагностики по определению уровня патриотической воспитанности у детей до введения нового метода

Диаграмма 2

Результаты диагностики по определению уровня патриотической воспитанности детей у детей после введения нового метода

Приложение 3

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №54» города Бийска»

ПРОЕКТ

«Герои города Бийска»

Выполнила: Чередниченко Т.С.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №54»

г. Бийск, 2017

Содержание.

Характеристика проекта…………………………………………….3

Актуальность проекта……………………………………………….4

План работы над проектом…………………………………………6

Приложение…………………………………………………………..7

Список литературы…………………………………………………22

Характеристика проекта:

Тип проекта – ознакомительно-ориентированный (или информационный).

Вид проекта – групповой.

Вид детской деятельности – познавательно – исследовательский.

Участники проекта - дети, родители, воспитатель.

Возраст детей – старшая группа (5-6 лет)

Продолжительность проекта–1 неделя (краткосрочный)

Основные формы реализации проекта: экскурсии, занятия, выставки (рисунки, фото), беседы.

Образовательные области:

- Социально-коммуникативное развитие

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Художественно – эстетическое

- Физическое развитие

Продукт проектной деятельности: доклады детей, выставка рисунков, фотографий, пополнение альбома «Путеводитель по памятникам старины города Бийска».

Актуальность

«Никто не забыт, ничто не забыто…»

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи.

Цель:

- сформировать у детей представление о Великой Отечественной Войне; создание условий для формирования у детей патриотических чувств через совершенствование форм сотрудничества с родителями по патриотическому воспитанию; создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; формирование знаний о ВОВ через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ.

2. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.

3. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

Условия реализации:

Данный проект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста для ДОУ с непосредственной близостью социально – значимых объектов. Проект реализуется на базе старшей группы МБДОУ №54 «Березка» г. Бийска.

Проблемный вопрос: Почему мы празднуем 9 Мая? В честь кого этот праздник?

Этапы проекта:

Теоретический этап.

Практический этап.

Заключительный.

Итоговый. Ответ на проблемный вопрос. Ответ: 9 мая – День Победы в Великой Отечественной Войне. Это праздник в честь солдат и всех людей, которые защищали нашу Родину во время войны.

План работы над проектом

Этап

Дата

Место проведения

Содержание работы воспитателя

I

17.04.17

МБДОУ «Детский сад №54»

Определение актуальности;

Постановка цели;

Определение задач.

18.04.17

МБДОУ «Детский сад №54»

Поиск информации:

- рассматривание иллюстраций, фотографий;

- чтение стихов, журналов, газет;

- изучение интернет-источников.

18.04.17

МБДОУ «Детский сад №54»

Индивидуальные консультации и беседы с родителями о предстоящих экскурсиях.

II

19.04.17

Мемориал славы Воинам-бийчанам

Экскурсия к мемориалу славы Воинам-бийчанам.

19.04.17

МБДОУ «Детский сад №54»

Беседа с детьми «Великая Отечественная Война».

Беседа «Наши герои»

20.04.17

МБДОУ «Детский сад №54»

Занятие «9 мая – День Победы».

III

21.04.17

МБДОУ «Детский сад №54»

Пополнение альбома «Путеводитель по памятникам старины города Бийска»;

Выставка рисунков «Мемориал славы Воинам-бийчанам».

5.05.17

МБДОУ «Детский сад №54»

Праздник «Спасибо деду за Победу»

IV

10.05.17

МБДОУ «Детский сад №54»

Ответ на проблемный вопрос.

Приложение.

Экскурсия.

Беседа «Великая Отечественная Война»

Много на свете живет людей и все они разные. Все живут в разных странах и говорят на разных языках. А мы с вами живем в стране самой большой и красивой в мире. И называется наша страна – Россия. Много богатства хранится в недрах земли русской: есть золото и серебро, много рыбы плавает в наших реках, много зверья водится в наших лесах. Но самое главное богатство нашей Родины – люди.

Сегодня я расскажу вам о том, какая беда случилась много-много лет назад. Это было так давно, когда ещё ни вас, ни меня на свете не было, мы ещё тогда не родились. А жили да были в те времена наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки, и были они молодые – молодые.

И жил в немецкой стороне один человек, звали его Гитлер, он был очень жадный и злой. Страна, в которой он жил, называлась Германия и была она не такая большая и богатая как наша Россия. Вот и захотелось Гитлеру захватить нашу Родину. И собрал он огромное войско, и пошёл войной на нашу землю. А по пути захватил другие страны и народы. И много горя и бед принёс этот Гитлер со своей немецкой армией. И все народы покорились ему. А осталась одна Россия. И собрал он войско больше прежнего, и решил любой ценой завоевать нашу землю. Однажды, ранним летним утром, когда все спали, немецкие самолёты стали бомбить наши города и посёлки, танки расстреливали мирных жителей.…Началась война….

На защиту своей родной страны поднялся весь народ, от мала до велика. Мужчины взяли в руки оружие и отправились воевать, прогонять врагов со своей земли. Наши солдаты были смелые и храбрые, только оружия у них было мало, ведь воевать они ни с кем не собирались. А немецкие войска были хорошо подготовлены и быстро захватили города и деревни, одни за другими. И куда бы ни ступала нога немецкого солдата, везде было зло. Немецкие солдаты не жалели никого: убивали женщин и стариков, сжигали и разоряли дома, а маленьких детей отбирали у матерей и отправляли их в немецкую страну. Забирали одежду, игрушки и заставляли много работать, а кормить их не хотели. А когда дети плакали, их били палками.

Четыре долгих года шла тяжёлая война, много людей она погубила, много горя принесла людям. Все: и стар, и млад встали на защиту нашей Родины. Наши доблестные деды шли на войну, даже подростки рвались на фронт и каждый защищал свое Отечество. И назвали эту войну Великой Отечественной.

Много было совершено подвигов солдатами! И где бы мы ни были, в каждом городе нашей страны, стоят памятники воинам. В городах горит вечный огонь для того, чтобы мы никогда не забывали о тех людях, которые отдали свои жизни, чтобы мы с вами мирно жили сейчас. В Великую Отечественную Войну люди показали, на что способен российский народ, как сильно он любит свою Родину, и какая великая и могущественная наша страна.

Беседа «Наши герои»

Начавшаяся Великая Отечественная война многое изменила и в нашем Алтайском крае. Алтай воевал. На всех участках фронта сражались наши земляки. Среди этих людей было свыше 26 тысяч бийчан.

Первым бийчанином – героем Великой отечественной войны стал Иван Михайлович Некрасов - полковник, командир полка стрелковой дивизии. Родился Иван Михайлович под Петербургом. До начала войны попал в Бийск. Ушел на фронт. С одной ротой полковник Некрасов вступил в бой с противником. Врагов было намного больше. Но Некрасов нанес сокрушительный удар по врагу.…Действия полка Некрасова решили одну из важнейших задач сражения и проложили первые шаги к победе в этой страшной войне. 12 сентября 1941 года Ивану Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза. Умер И.М. Некрасов в 1963 году. Его именем назван один из переулков города.

Трофимов Николай Игнатьевич. На фронт был призван с первых дней войны. Трофимов служил солдатом во взводе истребителей танков. Было их 28, а вражеских танков 50. В этом легендарном бою они почти все погибли, но задержали продвижение немцев к Москве, уничтожив при этом 32 танка. Среди героев был и наш земляк Н.И.Трофимов. Трофимову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Именем Трофимова названа улица в Бийске. В Бийске жила мать Николая Игнатьевича, работал его родной брат. Здесь же работает и его сын Александр Николаевич.

Красильников Николай Петрович родился в Бийске в 1901 г. Николай Красильников был призван в армию Бийскимвоенкоматом. Дивизия, в которой служил младший лейтенант Красильников, вела бои в Белоруссии. В 1944 году противник был прижат к берегу Балтийского моря. Командир стрелкового взвода младший лейтенант Красильников отобрал группу бойцов, под сильным огнем противника перебрался на западный берег реки и вступил в бой. В этом бою был ранен, но от лечения в тыловом госпитале отказался, так как не захотел покидать фронт в разгар победоносных боев с врагом. 8 июля он умер от полученной раны. А вскоре пришло сообщение из Москвы - Красильникову Николаю Петровичу была присвоена высшая степень отличия и звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Естьулица Красильникова и в нашем городе в районе Заречья.В сквере у Вечного огня Николаю Петровичу установлен бюст.

Максимова Валентина. В молдавском селе Сесены памятник героям войны – бойцам отряда «Журналист». Среди 27 фамилий значится: «Валя Максимова, комсомолка, радистка с Алтая». На фронте оказалась в 1942 году. Далее сведения о ее судьбе прерываются почти на год. Последнее что узнали родные о сестре, когда после войны стали ее разыскивать, было короткое сообщение: «Максимова Валентина Степановна действительно находилась в партизанском отряде «Журналист» с 20.03 43г. По 15.04.44 года в должности радистки. 16.04.44 г. В боях с немецкими захватчиками пала смертью храбрых».Ныне ее имя носит прекрасная привокзальная улица города Бийска.

Закончилась война. Около половины ушедших на фронт бийчан не вернулись живыми. Память об этих людях увековечена на мемориальных досках у памятника павшим воинам – бийчанам. Имена героически погибших или же героически выстоявших бийчан носят улицы нашего небольшого города. Мы, бийчане, помним о своих героях, чтим их память. Их славные поступки подарили нам жизнь.

Пополнение путеводителя «Памятники старины города Бийска»

Выставка рисунков «Мемориал славы Воинам-бийчанам»

Сценарий проведения праздника Победы в старшей группе.

(Дети под торжественную музыку входят в зал. Выполняют перестроение и встают полукругом.)

Ведущий:

Дорогие ребята, скоро наша страна будет отмечать знаменательный день в нашей жизни – великий праздник 9 мая - День Победы.

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война - история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне, мы посвящаем сегодняшнюю встречу.

Песня «Солдаты»

Ребенок

Сегодня будет день воспоминаний,

И в сердце тесно от высоких слов.

Сегодня будет день напоминаний,

О подвиге и доблести отцов.

Ведущий:

Нарушив мирную жизнь, внезапно, без объявления войны, фашистская Германия 22 июня 1941 года напала на нашу страну. Весь наш народ поднялся на борьбу с фашистскими захватчиками: в военкоматы выстраивались очереди, на фронт уходили порой прямо со школьной скамьи. Поток добровольцев не иссякал всю войну.

Ведущий. В Москве на Красной площади состоялся первый парад Победы. И с того дня каждый год 9 мая наш народ отмечает праздник Победы.

1-й РЕБЕНОК: Мы сегодня отмечаем

Светлый праздник всей страны.

Помнить люди эту дату

Обязательно должны!

2-й РЕБЕНОК: Как пришла в наш край победа

Над фашисткою ордой,

Мой прадедушка в ту пору

Был, как папа, молодой!

3-й РЕБЕНОК: Он мечтал о жизни мирной,

Но напал на землю враг,

Все, кто мог в бою сражаться,

Взяли в руки автомат.

4-й РЕБЕНОК: День Победы – это праздник,

Это вечером салют.

Много флагов на параде,

Люди радостно поют.

5-й РЕБЕНОК: Ветераны с орденами

Вспоминают о войне,

Разговаривают с нами

О победной той весне.

6-й РЕБЕНОК: Там, в Берлине, в 45-ом,

После натиска атак,

Взвился соколом крылатым

Высоко советский флаг.

7-й РЕБЕНОК: Все кричали: «Мир, победа!

Возвращаемся домой!»

Кому радость, кому беды,

Кто погиб, а кто живой.

8-й РЕБЕНОК: Никогда забыть не сможем

Мы про подвиги солдат.

«Мир для нас всего дороже» -

Так ребята говорят.

Песня: «Про мир»

(Дети строем садятся на места)

Ведущий: А солдатом, чтобы стать, нужно многое узнать,

Быть проворным и умелым, очень ловким, очень смелым.

Трудно в учении - легко в бою. Так говорил Суворов.

И сейчас, ребята, мы проведем конкурсную программу «Тяжело в учении – легко в бою!»

Вы разделитесь на две команды, и мы начнем!

(Ребята делятся на команды.В соответствии с эмблемами садятся: 1 команда у окна, 2 команда у зеркала.)

Ведущий: Первый конкурс называется «Разминка». Каждой команде будут заданы вопросы. Отвечаем сразу, долго не раздумываем.

Разминка

– Как называется война, победу в которой мы празднуем 9 Мая? (Великая Отечественная война.)

– Сколько лет она продолжалась? (Война продолжалась 4 года.)

– Какое государство напало на нашу страну? (Фашистская Германия.)

– В войне принимали участие разные виды войск (авиация, флот, пехота), использовалось разное вооружение (самолеты, корабли, танки, зенитные орудия), военные различных специальностей (летчики, моряки, танкисты, снайперы). Бои велись и на суше, и на воде, и в воздухе. Знаете ли вы, где воевали:

- военный флот? (На море, на воде.)

- авиация? (В небе, в воздухе.)

– За какие заслуги некоторые города после войны получили звание город-герой? (Так называли город, жители которого проявили храбрость, мужество и отвагу во время войны.)

– Какой город во время этой войны находился в блокаде 900 дней (почти два с половиной года)? (Ленинград – теперь он называется Санкт-Петербург.)

– Как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней? (Ветераны.)

– Как можно узнать ветерана? (Это пожилой человек, в форме, с наградами)

Ведущий: На этом наша разминка закончилась. Молодцы, дети, справились с заданием.

Танец «Яблочко»

Ведущий:

– Наш следующий конкурс – конкурс загадок.

Подрасту и вслед за братом

Тоже буду я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять свою … (страну).

Брат сказал: «Не торопись!

Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником –

Станешь … (пограничником).

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном … (корабле).

Самолет парит, как птица,

Там – воздушная граница.

На посту и днем, и ночью

Наш солдат – военный … (летчик).

Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется … (танкистом).

Любой профессии военной

Учиться нужно непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было … (войны).

Песня «Катюша» ( индивидуальное исполнение).

Ведущий: А теперь проведем эстафету «Ловкие саперы».

(Инвентарь: по 2 корзины и по 10 кубиков для каждой команды.Дети каждой команды становятся друг за другом. Перед первым участником стоит корзина с кубиками, вторая пустая корзина находится за последним участником команды). Задание: по цепочке передать «кубики с порохом» сначала из первой корзины во вторую, затем обратно.

Ведущий: В нашем следующем задании вы будете конструировать военную технику.

Военный конструктор. Каждая команда получает лист размером А2 с начерченной схемой военной техники, состоящей из геометрических фигур (контуры каждой фигуры обозначены), и конверт с цветными деталями для схемы. Количество деталей во всех схемах одинаково. Выбраны следующие объекты: танк, корабль, самолет. Задание: выложить на схеме цветное изображение.

Творческое задание

Ведущий: А теперь самое последнее задание. Один и тот же вопрос для каждой команды. Можно посоветоваться перед ответом.

Творческое задание «Что нужно делать, чтобы войны больше не было?»

Дети по очереди отвечают.

Танец с шарами.

Ведущий: На этом наша конкурсная программа заканчивается. Благодарю всех за участие. (Дети поочередно читают стихотворение «Пусть не будет войны никогда!»)

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвется снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Оглашают пусть наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

Ведущий: Да, ребята, сегодня на земле мир, благодаря, нашим дедам и прадедам.

Ребенок:

Мы по улице пройдем,

Марш Победы пропоем.

Славьтесь и отцы и деды —

Одержали вы Победу!

Вы Отечество спасли,

Вы — защитники земли.

За Великую Победу —

Славьтесь и отцы и деды!

Ведущий: В честь Великой победы троекратное ура, ура, ура! Под музыку «День Победы» дети выходят из зала.

Приложение 4

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №54» города Бийска

ПРОЕКТ

«Памятники города Бийска»

Исполнитель: Буянова Даша, 6 лет

Руководитель: Чередниченко Т.С., воспитатель

г. Бийск, 2017

Исполнитель проекта: Буянова Даша, 6 лет, МБДОУ «Детский сад №54»

Руководитель: Чередниченко Татьяна Сергеевна, воспитатель.

Характеристика проекта:

Тип проекта – ознакомительно-ориентированный (или информационный).

Вид проекта - групповой, индивидуальный

Вид детской деятельности – познавательно – исследовательский.

Участники проекта - дети, родители, воспитатель.

Возраст детей – старшая группа (5-6 лет)

Продолжительность проекта – 1,5 месяца (среднесрочный)

Основные формы реализации проекта: экскурсии, занятия, выставки (рисунки, фото), игры, беседы.

Образовательные области:

- Социально-коммуникативное развитие

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Художественно – эстетическое

- Физическое развитие

Продукт проектной деятельности: доклады детей, выставка рисунков, фотографий, схема расположения памятников «Нулевой километр Чуйского тракта», «Петру и Февронии», «Петру I», альбом «Путеводитель по памятникам старины города Бийска».

Актуальность

«Чаще всего люди покидают маленький город,

чтоб потом мечтать туда вернуться»

ЧакПаланик

Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка – дошкольника. О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе в Законе Российской Федерации «Об образовании», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина»– это, прежде всего, семья, дом, детский сад, природа, которая окружает ребенка, памятные места родного города, его культура, улицы, известные люди, которыми гордятся жители Бийска.Однако беседы с детьми показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.

Цель:создание условий для формирования у детей патриотических чувств через совершенствование форм сотрудничества с родителями по патриотическому воспитанию.

Задачи.

1. Расширять знания детей о городе Бийске, его истории, достопримечательностях, богатствах города, выдающихся людях.

2. Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм,желание сохранять и приумножать богатства города.

3. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города.

4. Воспитывать бережное, заботливое и созидательное отношение к общественному труду, любовь к родному городу.

Ожидаемый результат:

знание детьми истории появления некоторых памятников нашего города, их название, местонахождение;

понимание детьми значимости памятников в жизни людей;

проявление заботы и уважения к памятникам нашего города.

Условия реализации:

Данный проект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста для ДОУ с непосредственной близостью социально – значимых объектов. Проект реализуется на базе старшей группы МБДОУ №54 «Березка» г. Бийска.

Проблемный вопрос:Что мы знаем о памятниках нашего города?

Этапы проекта:

Теоретический этап.

Практический этап.

Заключительный.

Итоговый. Ответ на проблемный вопрос. Ответ: Каждый памятник посвящен событию, которое связано с историей нашего города.

План работы над проектом

Дата

Содержание

Участники

Ответственные

Теоретический этап

03.10.2016

Определение актуальности;

Постановка цели;

Определение задач.

Воспитатель

Воспитатель

10.10.2016

Поиск информации:

- рассматривание иллюстраций, фотографий;

- чтение стихов, журналов, газет;

- изучение интернет -источников.

Дети

Воспитатель

Воспитатель

Родители

17.10.2016

Индивидуальные консультации и беседы с родителями о предстоящих экскурсиях и подготовках к публичным выступлениям с докладами;

Индивидуальное распределение материала по направлениям.

Дети

Родители

Воспитатель

Воспитатель

Родители

Практический этап

24.10.2016

Экскурсия к заявленным памятникам.

Дети

Воспитатель

Родители

Воспитатель

Родители

25.10.2016

Беседа с детьми «Что мы знаем о памятниках?».

Дети

Воспитатель

Воспитатель

26.10.2016

Занятие «Памятники города Бийска».

Дети Воспитатель

Воспитатель

27.10. - 28.10.2016

Составление схемы расположения памятников города Бийска.

Дети Воспитатель

Воспитатель

31.10.- 3.11.2016

Выставка фотографий на тему «Памятники города Бийска».

Дети Воспитатель

Воспитатель

7.11.-11.11.2016

Подготовка детей к докладам.

Дети

Воспитатель

Воспитатель

Родители

Заключительный этап

14.11.2016

Доклады детей.

Дети

Воспитатель

Воспитатель

Итоговый этап

15.11.2016

«Путеводитель по памятникам старины города Бийска».

Выставка рисунков «Памятники города Бийска»;

Создание альбома

Дети

Воспитатель

Воспитатель

Доклад

Здравствуйте! Меня зовут Буянова Даша, мне 6 лет, и я участница городского конкурса «Растим патриотов родного города». Раньше, по дороге из детского сада домой, я часто обращала внимание на интересный большой предмет, который стоит возле музея. И вот однажды я решила спросить у мамы, что же это? Она ответила мне, что это памятник «Нулевой километр». На следующий день я спросила у своего воспитателя Татьяны Сергеевны: «Что значит памятник?» Оказывается, памятник – это сооружение, которое делают в честь какого-нибудь известного человека или очень важного события. И памятник в нашем городе не один. Тогда у детей нашей группы возник вопрос «А что мы знаем о памятниках нашего города?». И сейчас я вам расскажу, что узнала.

Памятник «Нулевой километр»

Памятник «Нулевой километр» установлен в 2013 году рядом с краеведческим музеем им. В. Бианки. Этот памятник – начало Чуйского тракта. Это одна из самых красивых дорог в мире. Чуйский тракт соединяет Россию с Китаем и Монголией. Памятник сделан в виде колеса. Такая форма выбрана не случайно. При строительстве Чуйского тракта было найдено колесо. Оно хранится в музее. И памятник создали очень похожим на найденное колесо. Только добавили к нему подкову, на счастье.

Памятник «Петру и Февронии»

Петр и Феврония – это православные святые. Они являются символом семьи, вечной любви и верности. В нашем городе этот памятник установили в 2011 году. Петр и Феврония держат в руках голубей, а над ними парит ангел.

Памятник «Петр I»

Наш город Бийск основал Петр I. И, конечно же, у нас есть памятник этому человеку. Он находится в парке. Сделали его в 2010 году. На огромной подставке установлен Петр Iна коне. Весь памятник высотой около 7 метров и сделан из бронзы. Это самое знаменитое место среди туристов нашего города. Каждый хочет здесь сфотографироваться, потому что тут когда-то было начало Бийской крепости.

Нами была проделана большая работа по изучению некоторых памятников города Бийска. Мы ездили к самим памятникам, изучали их, читали про них, рисовали, клеили. На вопрос «Что мы знаем о памятниках города Бийска?» мы нашли ответ. Каждый памятник посвящен событию, которое связано с историей нашего города. Наш город – это наша гордость, место, в котором мы живем. Мы – дети, мы – будущее Бийска. И мы должны беречь наш город и все, что с ним связано.

Список использованной литературы.

Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999.

Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004.

Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. .

Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

«Достопримечательности Бийска» [Электронный ресурс].

«Памятники истории и архитектуры города Бийска» [Электронный ресурс].

«Нулевой километр – Я в Бийске» [Электронный ресурс].

«Памятник Петру I в Бийске» [Электронный ресурс].

«Памятник Петру I в Бийске» [Электронный ресурс].

«Памятник Петру и Февронии в Бийске» [Электронный ресурс].

10)«Памятник Петру и Февронии в Бийске» [Электронный ресурс].

Приложение.

Создание карты-схемы расположения памятников.

Экскурсия к памятникам.

Доклады детей.

Создание альбома «Путеводитель по памятникам старины города Бийска»

Выставка рисунков «Памятники нашего города»

Список использованной литературы.

Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. [текст] / Н.В. Алёшина - Москва, ТЦ Сфера, 1999.

Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников.[Текст] / Н.В. Алёшина - Москва, ЦГЛ, 2004.

Гришаев В. Бой за переправу. Бийский рабочий. [Текст] / В. Гришаев – Бийск, 1977, 18 мая – с. 2

Гришаев В. Командир полка. Бийский рабочий [Текст] / В. Гришаев – Бийск, 1974, 16 мая – с. 2

Косенков Б. Недаром помнит вся Россия… Бийский рабочий [Текст] / Б. Косенков – Бийск, 1975, 7-8 февраля – с. 2

Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. [Текст] / И. Рыбалкова – Москва, Дошкольное воспитание 2003, № 6.

Шмойлов Э.П. Бийск(очерки истории города)[Текст] / Э.П. Шмойлов – Бийск, Научно-издательский центр Бийского пединститута, 1993. – 350 с.

Шмойлов Э.П. Достойные бийчане: исторические очерки [Текст] / Э.П. Шмойлов – Бийск, НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2003. – 197 с.

Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. [Текст] / Т.А. Якушева – Москва, Дошкольная педагогика 2006, № 6.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области