КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей г. Уссурийска»
Проект по профориентации воспитанников
«Путёвка в жизнь»
Руководитель проекта:
Воспитатель: Забатурина Элина Георгиевна
2018г.
г. Уссурийск
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Путевка в жизнь» |
Основания для разработки проекта | Концепция Модернизации российского образования Конвенция о правах ребёнка Закон РФ об образовании Закон РФ об основных гарантиях прав ребёнка Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» Программа развития КГКУ «Центр содействия семейному устройству для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Уссурийска» |
Разработчик проекта | Воспитатель разновозрастной группы детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, КГКУ « Центр содействия семейному устройству г. Уссурийска» Забатурина Элина Георгиевна |
Категории участников проекта | Воспитанники разновозрастной группы КГКУ «центр содействия семейному устройству г. Уссурийска» 10- 17 лет |
Цели проекта | формирование профессиональной готовности будущих выпускников, оказание помощи в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей. формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора. |
Задачи проекта | осознание своих желаний и возможностей; дифференцированная помощь подросткам в профессиональном самоопределении в зависимости от интересов, склонностей и способностей, состояния здоровья, интеллектуальных и индивидуальных особенностей интересов и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе. ознакомление с основными принципами выбора профессии; знакомство с особенностями современного рынком труда; практическая подготовка подростков к выбору сферы труда и профессии на основе предоставленной информации о профессиях, развития творческих качеств личности каждого подростка через экскурсии и творческие мастерские; составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными. |
Срок реализации | Сентябрь 2017г – сентябрь 2018 г. |
Этапы реализации | 1 организационный этап – Цель: подготовка условий профориентационной работы Задачи: 1. изучить нормативную базу. 2. разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации воспитанников. 3. проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 4. подобрать диагностические методики по основным направлениям программы 5. составление плана по реализации проекта 2 практический этапзапуск реализации проекта: Цель: реализация программы по профориентации. -проведения мониторинга в целях определения эффективности проекта (на начало, промежуточный мониторинг); Задачи: 1.Отработать наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2.Обогащать содержание профпросвещения. 3. Расширять и укреплять связи и отношения детского дома с учреждениями города. 6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности. 7. Проводить мониторинг реализации проекта. 8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города. 3 заключительный этап – обобщение опыта работы; Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: 1.Обобщить результаты работы, дать анализ проектной деятельности. 2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3. Планирование перспективы работы с учётом полученных результатов на следующий период. |
Ожидаемые конечные результаты | Успешный самостоятельный выбор профессии каждым выпускником осознано. |
Пояснительная записка.
«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни» К.Д. Ушинский.
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор стратегии жизни, карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы вдетском доме, привести ее в соответствие с требованиями времени.Этим задачам отвечает предлагаемый проект по профориентации «Путевка в жизнь»».
Необходимость формирования у воспитанников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Воспитанники выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20—30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих:
25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен,
17 %— по совету родственников,
9% — под влиянием средств массовой информации.
9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому.
40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.
Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.
В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,
что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
что он может (возможности и способности),
что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Необходимо создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта. Этому, безусловно, способствует организация социально-значимой деятельности. Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «Профессии которые мы выбираем» , который предлагается воспитанникам 9 –х классов в рамках предпрофильной подготовки.
Цели проекта:
формирование профессиональной готовности будущих выпускников,
оказание помощи будущим выпускникам в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.
формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.
Задачи:
осознание своих желаний и возможностей;
исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
ознакомление с основными принципами выбора профессии;
знакомство с особенностями современного рынком труда;
составление индивидуального образовательного плана или программы
саморазвития в соответствии с диагностическими данными.
Организация занятий «Путевка в жизнь» опирается на использование следующих важныхпринципов:
свободного выражения своего мнения;
взаимоуважения;
доверительности;
обратной связи;
безоценочности.
Особенности организации:
Место проведения занятий: группа, компьютерный кабинет, выездные экскурсии , диагностические центры.
Продолжительность проекта: учебный год
Методы:
лекционный метод передачи знаний;
психодиагностические методы исследования личности;
методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
Выездные экскурсии.
Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:
информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;
информация об отдельных профессиях или группах профессий.
Воспитанники должны знать:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
правила выбора профессии;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда;
понятие о психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
Воспитанники должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;
анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;
классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке: “профессия”, “специальность” и др.);
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Результат:составление индивидуального (личного) профессионального плана каждым воспитанником.
План реализации проекта.
№ п\п | Тема занятия | Срок проведения | Ответственные |
Создание банка данных об учебных заведениях города. | 1.09-1.11.2017 | Воспитатель | |
Организация тематических выставок по профориентации воспитанников в библиотеке «В мире профессий», «Все работы хороши», | В течении года | Библиотекарь | |
Школа практической помощи« Познай самого себя» | 05.09. 2017 | Воспитатель Психолог | |
Работа над проектом «Моя индивидуальная траектория» | с 5.09. 2017по 25.05 2018 | Воспитатель Психолог | |
Беседа «Мир моих увлечений» | 09.09 2017 | Воспитатель | |
Групповое собрание : « Мои способности и возможности» (Возрастные особенности воспитан-ников юношеского возраста ) | 23.09. 2017 | Воспитатель | |
Викторина по профориентации «Желания и потребности» | 10.10. 2017 | Воспитатель | |
Час общения: «Как правильно выбрать профессию» .(Понятие о профессии и специальности..) | 14.10.2017 | Воспитатель | |
Дискуссия «В мире профессий» (Общий обзор классификации профессий.) | 22.10.2017 | Воспитатель | |
Тренинг самопознания «Воспитываем себя» | 28.10. 2017 | Воспитатель | |
Конкурс рисунков « Уссурийск трудовой» | 03.11. 2017 | Воспитатель | |
Беседа «Какие бывают профессии?» | 11.11. 2017 | Воспитатель | |
Оформление альбома«Мир профессий». | 11.11 2017 | Воспитатель | |
Дискуссия «Почему человек становится лучше, когда трудится» | 27.11. 2017 | Воспитатель | |
Групповое собрание:«Отчего зависит выбор профессии? Быть полезным себе и людям». | 23.12. 2017 | Воспитатель Психолог детского дома | |
Конкурс рисунков«Моя любимая профессия». | 23.12 2017 | Воспитатель | |
Групповое собрание: «Профессии, которые выбирают наши дети» | 13.01. 2018 | Воспитатель Психолог | |
Тестирование «Коммуникативно – организаторские склонности». | 28.01 2018 | Воспитатель Психолог | |
Час общения «Планирование профессионального пути.» | 03.02 20158 | Воспитатель Психолог | |
Деловая игра «Я и моя будущая профессия» | 03.02. 2018 | Воспитатель | |
Обзор презентаций «Профессии людей».(«Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» по Е. А. Климову) | 10.02. 2018 | Воспитатель Психолог | |
Тренинг самопознания «Учитесь властвовать над собой» | 11.02. 2018 | Воспитатель Психолог | |
Час общения « Как избежать ошибок при выборепрофессии». (Формула выбора профессии.) | 12.03. 2018 | Воспитатель | |
Единый День профориентации-Профориентационный час «Путь познания», Деловая игра « Собеседование при приёме на работу» Тренинг самопознания «Что значит быть взрослым?» | 22.03. 2018 | Специалисты центра занятости населения города Воспитатель воспитанники | |
Тренинг самопознания « Что в человеке самое главное» | 01.04.2018 | Воспитатель | |
Диспут «Что такое цель жизни?» | 07.04. 2018 | Воспитатель | |
Тренинг самопознания «Воспитай в себе волевые качества» | 08.04 2018 | Воспитатель | |
Встреча воспитанников с выпускниками детского дома. | 15.04. 2018 | Администрация Служба СПС Воспитатель воспитанник | |
Встреча с людьми разныхпрофессий «Человек трудом славен». | 24.04.2018 | Администрация Служба СПС Воспитатель | |
Встреча с пожарниками ВДПО «наша служба и опасна и трудна»- знакомство с профессией спасателя | 30.04.2018 | Администрация Психолог Служба СПС Воспитатель | |
Посещение ярмарки« Образование и карьера» для работы над проектом «Моя индивидуальная траектория» | 13.05. 2018 | Воспитатель | |
Конкурс эссе « Моя будущая профессия» | 18.05. 2018 | Воспитатель Библиотекарь | |
Итоговое мероприятие совместно с администрацией, шефами. защита проекта «Моя индивидуальная траектория» | 25.05. 2018 | Администрация Психолог детского Служба СПС Воспитатель | |
Воспитатель Воспитатель | |||
1Экскурсия на склад « Правила хранения белья и одежды. Знакомство с профессиями детского дома- заведующей складом и кастеляншей» | 10.09 2018 | ||
2Экскурсия на прачечную детского дома. «Правила стирки Учимся правильно стирать.» Знакомство с профессиями детского дома - оператор стирки белья | 19.09. 2018 | ||
4 Экскурсия на почту «Встреча с почтальоном» - знакомство с профессиями работников почты | 09.10. 2017 | Воспитатель | |
5Экскурсияв городскую библиотеку–Знакомство с профессией билиотекаря | 23.10. 2017 | ||
Воспитатель | |||
6Экскурсия на стройку «Кто построил этот дом?» знакомство со строительными профессиями | 19.11 .2017 | Воспитатель | |
7.Экскурсия в аптеку- Знакомство с профессиями формацептики | 21.01 .2018 | Воспитатель | |
Экскурсия на молокозавод «Уссурийский» | 06 02 2018 | ||
10Экскурсия в ПДН знакомство с профессиями правоохранительных органов | |||
25.02 2018 | |||
11Встреча с няней. «Что такое МОП? Знакомство с профессией младший обслуживающий персонал | 03.03 .2018 | ||
13Экскурсия в столовую Встреча с поваром. «Вкусные истории» Знакомство с профессиями столовой | 18.03. 2018 | ||
14Экскурсия в автосер- продолжить знакомство с работой автомеханика | 07.04. 2018 | ||
Экскурсии в учебные заведения г.Уссурийска | В течении года | Воспитатель Психолог д, Служба СПС | |
Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии», «Трудовые династии», «Профессии героев России» | В течении года | Воспитатель | |
Информационно – просветительская работа: Оформление стенда по профориентации: Рубрика «Твое профессиональное будущее» « Куда пойти учиться» | В течении года | Воспитатель | |
Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. | Август июнь | Воспитатель | |
Подготовка и сдача отчетов по самоопределению выпускников | сентябрь | Воспитатель |
Заключение
Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь воспитаннику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Список литературы.
Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М. :Просвещение, 1990. - 653с.
Потемкина, О.Ф., Тесты для подростков / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.: ил.
Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.
Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор": [Сборник] /Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина ; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В., Пашнина М. Г.]; под ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб : Речь, 2007. – 365 с.
Приложение
Рабочая программа по профориентации 9 класс
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕпо профориентации
34 часа: 1 час в неделю
2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | Тема занятия | Содержание | Тип занятия |
1 | |||
Предмет и задачи курса. Ориентировочное занятие. | Сообщение целей и задач занятий в течение года. Разминка «Мы с тобой похожи тем, что…» Представление о себе и выборе профессии. Профессиональное будущее. | Комбинированный (Лекция, дискуссия, решение практических задач, игровые микроситуации, психодиагностические методы исследования личности, рефлексия) | |
2 | Психолого-педагогическая диагностика и профессиональное консультирование. (первичная диагностика образовательного запроса) | Определение уровня сформированности образовательного запроса воспитанников с помощью анкетирования. Демонстрация воспитанников примеров, показывающих преимущества компетентного выбора варианта дальнейшего продолжения образования для формирования мотивации к изучению данного курса. | Анкетирование |
3 | Классификация профессий. | Беседа «Что мы знаем о мире профессий?», Классификация профессий по Климову, игра «Классифицируй профессии» (воспитанников делятся на 2 команды, каждой команде раздаются карточки с названиями профессий и карточки с названиями типов профессий.Задача участников — классифицировать профессии по типам). Проводится опросник Климова ДДО, обсуждение результатов. Беседа «Что такое профессиограмма?» В ходе игры «Профессия – специальность» команды соревнуются, кто правильно быстро назовёт специальность к той или иной профессии, затем правила меняются, нужно назвать «профессия – учебное заведение». Обратная связь. | Комбинированный |
4 | Выбор и моделирование. Представление о себе и выборе профессии. | «Я –концепция» «Я – выбор» Профессиональное будущее. Самооценка . | Комбинированный |
5 | Темперамент и выбор профессии. | Понятие о темпераменте. Типы темперамента. Достижения и характер. | Комбинированный |
6 | Интересы и выбор профессии. | Беседа «Интересы и склонности в выборе профессии», опросник «Карта интересов» Голомштока А.Е., обработка и обсуждение результатов. Обратная связь. В результате воспитанников получают возможность определиться с направлением своих интересов и склонностей, более четко представляют себе, какие профессии соответствуют их интересам. | Комбинированный |
7 | Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и профессиональный план. | Беседа о правилах выбора профессии. Перечисляются типичные ошибки и затруднения при выборе профессии. Разворачиваются дискуссия о том, как их преодолеть. Ведущий сообщает мнения и советы психологов по преодолению ошибок. Семинар «Учебные заведения» (дневное, вечернее, заочное обучение; государственные и коммерческие учреждения; перспективы карьерного роста после получения образования) Игра «А вот и я» команды записывают 5-7 правил поведения, добровольцы выполняют роли руководителя и претендента на вакансию, разыгрывается ситуация поведения на собеседовании, обсуждаются ошибки в поведении, ведущий зачитывает рекомендации Карнеги, как вести себя в подобных ситуациях. Обратная связь. | Комбинированный |
8 | Склонности и профессиональные направления. | «Хочу», «Могу» — интересы и способности. | Комбинированный |
9 | Человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху. | Виды памяти и способы их развития. Внимание и деятельность человека.. | Комбинированный |
10 | Секреты выбора профессии. | Упражнение «Я учусь принимать решение» проводится методом «мозгового штурма». Участники делятся на подгруппы, каждой из которых предлагается ситуация профессионального самоопределения. По окончании мозгового штурма представитель каждой группы озвучивает принятое решение, в ходе обсуждения оценивается его адекватность. Обратная связь.В результате воспитанники обучаются навыкам принятия решения, учатся делать самостоятельный выбор, осознают особенности поведения на собеседовании. | Комбинированный |
11 | Возможности получения профессии | Способы получения профессии. НПО, СПО, ВПО. Схема получения профессии. | Комбинированный |
12 | Профессиональная карьера и здоровье. Опросник типа мышления ( анкетирование). | Сообщение о важности поддержания здоровья, проводится упражнение «Четыре стихии» (участники обсуждают, чем каждая полезна для здоровья), мозговой штурм «Из каких компонентов складывается профессиональное здоровье», упражнение «Сказка о потерянном здоровье» (участники сочиняют сказку, где герой исцеляется), упражнение «Самооценка» (оценить своё здоровье по 10-бальной шкале). Обратная связь.В результате воспитанников осознают важность здорового образа жизни. | Комбинированный Анкетирование |
13 | Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. | Мышление и познание. Человеческие ресурсы. Условия развития личностного потенциала. | Комбинированный |
14 | Методика «Интеллектуальная лабильность». | Работа по заданию методики. | Комбинированный Анкетирование |
15 | Многообразие мира профессий. | Труд и развитие личности. Труд и профессионализм. Предлагается перечень профессий, воспитанников необходимо оценить, какие из этих профессий в ближайшем будущем будут наиболее престижны, подчеркнуть 5-7 профессий, которые лично их привлекают, оценить по 10-балльной шкале престижность всех выписанных профессий в эпоху СССР, в эпоху США и представить, насколько будут престижны эти профессии в недалекие лучшие времена. Необходимо подсчитать, какие же профессии оказываются наиболее перспективными в плане повышения престижности. Обсуждение результатов. Обратная связь. В результате происходит ориентировочное индивидуальное прогнозирование престижности тех или иных профессий и видов труда. | Комбинированный |
16 | Возникновение профессий и специальностей. | Профессиональное разделение труда. Социально- профессиональная мобильность –качество современного человека. Дискуссия «Мэр города. Кем бы вы хотели работать в нашем городе.» | Комбинированный |
17 | Новые профессии нашего времени. Анкетирование ( профес. типы) | Профессии 21 века. Беседа о современном рынке труда, викторина «Профессии 21 века». | Комбинированный |
18 | Труд. Характер труда в профессиональной деятельности. | Что такое труд. Двойственная природа труда. Творчество в труде. Профессиограмма и анализ профессий. Формула профессий. | Комбинированный |
19 | Человек на рынке труда. | За что люди получают зарплату. Почему люди становятся безработными. | Комбинированный |
20 | Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования. | Специализированные средние и высшие учебные заведения. Формы образования. Ступени высшего образования. Правила приёма, особенности проведения вступительных испытаний, конкурсы, даты дней открытых дверей. | Комбинированный |
21 | Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений. | Документы, гарантирующие качественное ведение образовательного процесса. Лицензия, государственная аккредетация. | Комбинированный |
22 | Система образования в РФ | Формы обучения. Виды образовательных программ. Типы образовательных учреждений. | Комбинированный |
23 | Как достичь успеха в профессии. | Упражнение «План моего будущего» каждый участник получает лист бумаги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем ведущий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пишут о своих профессиональных планах. После чего полученные результаты зачитываются вслух. Упражнение «Я сейчас/ я через 10 лет» — соотнесение образов «Я» и профессии. Участники выполняют два рисунка: «Я сейчас» и «Я через 10 лет». В рисунок «Я через 10 лет» необходимо включить элементы, указывающие на принадлежность к определенной профессии. Выполняется арт-терапевтическая техника коллаж «Моя будущая профессия» (с помощью ножниц и клея из старых журналов вырезаются картинки якобы иллюстрирующие будущую профессиональную деятельность воспитанников ), демонстрация коллажей и обмен впечатлениями. В результате участники материализуют свои мечты и планы относительно будущей профессии, при этом испытывают положительные эмоции и формируется мотив достижения успеха. | Комбинированный |
24 | Профессиональная игра « Угадай профессию». | Игра. | Комбинированный |
25 | Вопросник для определения личности. | Анкетирование (предназначена для выяснения ряда характеристик, имеющих непосредственное отношение к работе). | Анкетирование. |
26 | Профориентационная игра «Спящий город» | Чтобы разбудить людей в «Спящем городе» необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни. Ведущий кратко выписывает на доске названия программ (порядок, управление, экономика, счастье людей, здоровье). Каждая группа должна на листочке определить 5 основных дел для реализации своей программы. При подведении общего итога все участники сами должны определить, но каждой группе, насколько предложенные программы были продуманными, реалистичными, интересными и насколько удалось сделать эти программы не противоречащими друг другу. В результате повышается уровень осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода. | Комбинированный |
27 | Учебные заведения г. Альметьевска | Учебные заведения г.Уссурийска ВУЗы, СУЗы. | Комбинированный |
28 | «Знаешь ли ты свою будущую профессию?» Ролевая игра. | Каждый из участников отвечает на вопросы анкеты, затем обрабатываются результаты, Если 40-60% ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнутасформированность личного профессионального плана. Участники озвучивают, какие вопросы вызвали у них затруднения. В результате психолог получает обратную связь об эффективности проделанной работы в течение года и остаётся несколько занятий для коррекции. | Комбинированный |
29 | «Образ будущего» | Эссе по схеме | Творческий |
30 | Мини – проект « Мой вариант продолжения образования. | Мини-проект.(на примере конкретного учреждения) | Творческий |
31 | « Мой вариант продолжения образования». | Презентации воспитанников . | Творческий |
32 | Трудоустройство | Беседа о правилах составления резюме. Упражнение «Устраиваемся на работу» — из группы выбираются 2 добровольца. Один будет устраиваться на работу, другой — проводить собеседование. Группа наблюдает, затем комментирует. Беседа об искусстве самопрезентации, а именно: языке телодвижений, совершенствовании вербальных возможностей, взаимодействии с людьми, деловой этике. Проводится упражнение формирующее навык владения позой, мимикой жестами. Воспитанников делятся впечатлениями. Группы получают задание написать речь для человека, пришедшего на собеседование или оставившего о себе данные на сайте по трудоустройству, зачитывают, что получилось, обсуждают. Тренируются в овладении навыками убеждения, внушения, выработке симпатии у собеседника. В результате участники приобретают навыки самопрезентации. | Комбинированный |
33 | Коллаж «Моя будущая профессия» | Работа в парах. | Творческий |
34 | Заключительная диагностика образовательного запроса) | Определение уровня сформированности образовательного запроса воспитанников с помощью анкетирования. | |
Итого | 34 |
«Кем быть?»
Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры
Введение:
С переходом в старшую школу, приближением окончанием школьного обучения перед учащимся встает важнейшая задача выбора будущего профессионального пути. В данной ситуации крайне важно, чтобы ученики заранее представляли себе, какая профессиональная специализация им интересна, к чему они стремятся, могли объективно оценить свои сильные и слабые стороны в отношении той или иной профессии, владели информацией по профессиям. Ведь неправильный выбор в этом отношении ведет к значительным временным и моральным потерям, негативно отражается на жизни общества в целом.
Профориентационная работа в школе призвана помочь в решении данных задач.
Одним из эффективных методов профориентационной работы являются занятия в форме деловых, ролевых игр, посвященных различным аспектам профессиональной деятельности. Игровая форма способствует возникновению у учащихся интереса к данной тематике, более глубокому вовлечению их в профориентационную деятельность. В ходе игр учащиеся получают возможность «примерить» на себя ту или иную профессиональную роль, что, в свою очередь, способствует рефлексии, мотивирует их к более внимательному отношению к вопросам профориентации.
Цель:
Актуализировать у учащихся знания о различных видах профессиональной деятельности. Способствовать развитию навыков рефлексии в области профориентации.
Задачи:
- Дать возможность учащимся познакомиться с деятельностным содержимым наиболее интересных для них, по данным психологического тестирования, профессий.
- Дать возможность учащимся познакомиться с требованиями к данным профессиям и их особенностям.
- Дать возможность учащимся соотнести себя и свои личные качества с требованиями к данным профессиям.
Участники:
Учащиеся 8го класса, ведущий.
Продолжительность занятия:
45 минут.
Место проведения:
Помещение класса.
Необходимые материалы:
Характеристика профессии и вопросы по ней – 2-6 шт.
Карточки с названиями профессий – 1-3 шт.
Краткая характеристика профессии – по 3 различным профессиям, каждая в 2х экземплярах.
Бланки оценки – 39 шт.
Доска, мел.
Основной замысел занятия:
В ходе игры учащиеся актуализируют свои знания о наиболее интересных для них профессиях. Учатся соотносить себя с требованиями к данным профессиям.
Методы работы:
Деловая игра, ролевая игра, работа в группах.
Критерии эффективности:
- Эмоциональная включенность (важно, чтобы учащиеся не были равнодушны).
- Рабочая включенность (сосредоточенность на обсуждаемых вопросах, деятельность, направленная на участие в игре, выполнение заданий).
- Общее восприятие (положительное или отрицательное отношения к занятию, удовлетворенность им – по поведению учащихся на занятии).
Оценка по каждому пункту от 1 го до 5 баллов
Этапы (краткий сценарий)
Длительность: 45 минут.
Этап 1 Подготовка
Разбить учащихся на 3 группы по 5-6 человек, так, чтобы нескольких, наиболее активных учеников можно было на время вывести из состава групп. Нарисовать на доске 3 столбца по числу групп, пронумеровать их.
Ведущий: Довольно скоро, уже через несколько лет, вам придется решать, какую профессию вы хотите получать. А кто-то уже после 9 класса пойдет в колледж или техникум. Человеку очень важно заранее понимать, чем он хочет заниматься и кем работать. Иначе вы понапрасну потратите много времени и сил.
Сегодня у нас будет занятие по профориентации. Во время него мы попробуем понять, что мы знаем о профессиях и о себе. В ходе занятия вы будете работать в группах, выполнять различные задания, немного поиграете. Группа, которая лучше справится с заданием, получает плюс. Соответственно, побеждают группы, которые наберут наибольшее число плюсов.
Этап 2 Игра «Назови профессии»
Задача: Разминка перед занятием.
Длительность: до 5 минут.
Описание: Ведущий называет какую-либо букву. Задача каждой группы назвать как можно больше профессий на эту букву.
Ведущий: Сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете, какие бывают профессии. Я буду называть букву, а ваша задача назвать как можно больше профессий на нее. Кто знает профессию, поднимает руку. Побеждает та группа, участники которой назовут больше всего профессий.
Возможные примеры:
П
Парикмахер
Пасечник
Пастух
Повар
Программист
Певец
Переводчик
Пианист
Пивовар
Писатель
Преподаватель
Пожарник
Полицейский
Портной
Почтальон
Поэт
ПродавецПрокурор
Пчеловод
Проводник
А
Авиаконструктор
Автогонщик,
Автослесарь,
Агроном,
Адвокат,
Актёр,
Аниматор,
Артист,
Архитектор,
Астроном
Агент, например, по недвижимости.
Администратор
Акробат
Артиллерист
Археолог
Б
Библиотекарь
Банкир
Бухгалтер
Бетонщик
Балерина
Бармен
Бизнес-консультант
Биолог
Боксер
Ботаник
Бортинженер
Бренд-менеджер
Брокер
Боцман,
Бульдозерист
Ф
Футболист
Фармацевт
Фасадчик
Фасовщик
Фельдшер
Фигурист
Физик
Фитотерапевт
Фокусник
Фотограф
Фрезеровщик
Д
Директор
Дальнобойщик
Доктор
Домработница
Дворник
Дизайнер
Дипломат
Дирижёр
Дрессировщик
Диджей
Диетолог
Диктор
Дилер
Доцент
Этап 3 Ролевая игра «Марсианин»
Задача: Актуализация знаний о профессиях.
Длительность: 15 минут
Описание: Ведущий выбирает из групп одного ученика, лучше активного, готового работать, не боящегося внимания. Он «марсианин», ничего не знает о профессиях. Хотя по-русски все понимает. Задача учащихся в группах объяснить ему о том, что такое программист (менеджер, повар).
В рамках подготовки к игре у групп есть немного времени решить, что они будут говорить.
Каждая группа объясняет по очереди. После того, как группы закончили, «марсианин» может задавать дополнительные вопросы.
Поскольку, учащиеся вряд ли дадут исчерпывающую характеристику профессии (могут забыть упомянуть об ее трудностях, необходимом образовании и т.д.) у «марсианина» и имеется детальная характеристика профессии и дополнительные вопросы, позволяющими вскрыть эти моменты. Также «марсианин» может задавать казалось бы абсурдные вопросы по профессии. Но ведущий имеет право отклонять вопросы не по теме.
По завершении ответов «марсианин», на основании ответов группы и имеющейся у него характеристики, определяет, какая из групп ответила по профессии наиболее полно.
Затем ведущий выбирает нового «марсианина» и новую профессию. Всего 1 – 3 профессии. Для выбора конкретных профессий ведущий использует материалы психологического тестирования.
Ведущий: Как видим профессий очень много. Но, знаем ли мы их. Что требуется, чтобы освоить ту или иную профессию? Что надо уметь? Какими качествами обладать? Представим, что здесь, среди нас оказался марсианин. По-русски он говорить уже умеет, но о профессиях пока ничего не знает. Марсианином у нас будет…
Выбирает марсианина
Сейчас каждая группа должна будет объяснить ему, что значит та или иная профессия. Если он, что-то не поймет, то может задавать вопросы. Потом, марсианин решит, какая из групп ответила понятнее и лучше. На подготовку у вас 5 минут. На ответ каждой группе тоже примерно пять минут.
Раздает группам карточки с названиями профессий. Дает марсианину характеристики профессий и вопросы к ним.
Время пошло.
Пока группы готовятся, ведущий дает марсианину прочитать характеристики профессий, и поясняет, что если что-то из них не раскрыто в ответах групп, то, он должен задать по этим моментам вопросы.
Характеристики профессий и вопросы к ним
Программист
Что делает:
Разрабатывает различные программы, налаживает их работу, делает интернет - сайты.
Зачем нужен:
Из-за распространения информационных, компьютерных технологий все чаще возникает необходимость в людях, умеющих создавать или налаживать работу программ. Обычный пользователь компьютера не может сделать это сам, потому что для этого требуются специальные знания и умения.
Плюсы профессии:
Востребована – программисты нужны. В основном умственная работа, в офисе за компьютером. Обычно хорошая зарплата. Хорошие возможность карьерного роста, вплоть до директора по информационным технологиям, или руководителя собственной фирмы.
Можно устроиться на работу без высшего образования или вообще без образования по специальности, важнее то, что программист знает и умеет.
Иногда можно работать из дома.
Минусы профессии:
Надо постоянно учиться - Постоянно выходят новые программы, меняются характеристики оборудования, поэтому, программист должен постоянно учиться, чтобы уметь делать свою работу.
Высокая конкуренция – программисты нужны, но и желающих на эту работу обычно хватает. Придется доказывать, что вы – лучше.
Программисту часто приходиться по многу раз объяснять какие-то понятные ему и непонятные окружающим людям вещи.
Какие качества требуются:
Хорошая память и мышление. Умение самостоятельно находить решение сложных задач. Любознательность, способность к самообучению. Самостоятельность, усидчивость.
Как стать программистом:
Окончить университет или институт, можно выучиться самому, но это сложно.
Вопросы:
Что делает программист?
Зачем нужны программисты?
Что хорошего в профессии программиста?
Что плохого в профессии программиста? Какие есть трудности?
Кем может стать программист, если он будет много и хорошо работать?
Как можно стать программистом? Где можно выучиться на эту профессию?
Какие качества нужны, чтобы стать программистом? Что еще требуется программисту?
Должен ли программист уметь пользоваться компьютером?
Дизайнер
Что делает:
Придумывает внешний вид различных предметов, будь то одежда или обстановка дома, обложка книги или страница интернет-сайта. Существует множество различных направлений дизайна. Дизайнеров вообще, которые бы умели всё, не бывает.
Зачем нужен:
В наше время важен не только сам предмет, но и то насколько он красивый и удобный. Для того, чтобы создавать внешний вид предметов ( например, одежды ) требуются специальные знания и навыки, которых нет у обычного человека.
Плюсы профессии:
Возможность придумать что-то и своими глазами увидеть результат. В основном умственная работа, в офисе за компьютером. Есть возможность карьерного роста, вплоть до арт-директора, или руководителя собственной фирмы.
Минусы профессии:
Часто приходится действовать не по уже имеющемуся образцу, а придумывать новое, - из-за этого повышенная умственная нагрузка.
Высокая конкуренция в профессии, много желающих быть дизайнерами – придется доказывать, что вы лучше подходите.
Часто дизайнеру поначалу приходится работать за совсем небольшую зарплату, чтобы набрать примеры сделанных им работ, без которых сложно устроиться в хорошую компанию.
Часто дизайнеру приходиться делать не так, как ему кажется лучше, а так, как хочет заказчик.
Какие качества требуются:
Творческое мышление, умение придумывать новое. Умение общаться и понимать людей. Работоспособность, терпеливость. Умение сочетать красоту и удобство применения того, что дизайнер делает.
Как стать дизайнером:
Окончить университет или институт, или колледж
Вопросы:
Что делает дизайнер?
Зачем нужны дизайнеры?
Что хорошего в профессии дизайнера?
Что плохого в профессии дизайнера? Какие есть трудности?
Кем может стать дизайнер, если он будет много и хорошо работать?
Как можно стать дизайнером? Где можно выучиться на эту профессию?
Какие качества нужны, чтобы стать дизайнером? Что еще требуется дизайнеру?
Должен ли дизайнер уметь рисовать?
Повар
Что делает:
Готовит еду в заведениях общественного питания: столовых, кафе, ресторанах.
Зачем нужен:
Хотя многие люди умеют готовить, не у всех на это есть время и силы. Тем более в середине дня или вечером. Поэтому нужны места, где люди могут поесть, а для них нужны повара. Кроме того, опытный повар умеет готовить гораздо лучше и вкуснее, так, как обычный человек не сможет.
Плюсы профессии:
Востребована - повара всегда нужны. Стабильный доход.
Минусы профессии:
Довольно тяжелый, в основном физический труд. Постоянная работа в жаркой кухне, иногда в ночные или вечерние часы. Не очень хорошо с карьерой, самое больше, повар может стать владельцем собственного ресторана или кафе, но мало у кого это получается.
Чаще опытный повар может перейти работать в более дорогое, престижное заведение. ( Например, из кафе в ресторан.)
Какие качества требуются:
Аккуратность и собранность, хорошая память, желательно любить готовить. Также нужны выносливость и крепкое здоровье.
Как стать поваром:
Окончить ПТУ, лицей, техникум или курсы поваров.
Вопросы:
Что делает повар?
Зачем нужны повара, ведь многие люди умеют готовить?
Что хорошего в профессии повара?
Что плохого в профессии повара? Какие есть трудности?
Кем может стать повар, если он будет много и хорошо работать?
Как можно стать поваром? Где можно выучиться на эту профессию?
Какие качества нужны, чтобы стать поваром? Что еще требуется повару?
Можно ли повару есть приготовленную им самим еду
Этап 4 Игра «Кто у нас есть?»
Задача: Отдых, переключение после предыдущего этапа, подготовки к следующему этапу.
Длительность: 5 минут.
Описание: Ведущий называет профессию. Учащиеся в группах должны решить, кто из их одноклассников больше всего соответствует данной профессии. Кратко, несколькими предложениями, обосновать свой выбор. Важно, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение, пусть даже в неформальном виде.
Разные группы могут называть как разных, так и одинаковых учеников, одного или нескольких, как из своей группы, так и из другой.
Затем ведущий называет новую профессию. Всего 1-3 профессий, в зависимости от усталости учащихся и лимита времени. Для выбора конкретных профессий ведущий использует материалы психологического тестирования. Ответы групп никак не оцениваются. Здесь важно, чтобы ребята просто высказали свое мнение.
Ведущий: Мы немного узнали о том, что требуется для того, чтобы освоить различные профессии. Вы вместе учитесь уже много лет, знаете друг друга. Давайте посмотрим кому из ваших одноклассников, какие профессии подходят. Сейчас я буду называть профессию, а группа должна решить, кто из одноклассников, по их мнению, будет в ней хорош. Надо не только назвать имя и фамилию, но и коротко, одним - двумя предложениями объяснить, почему вам кажется, что этому человеку подойдет эта профессия. Можно называть не одного, а нескольких людей, и сказать про каждого. Можно называть фамилии, как из своей группы, так и из других групп. Если у разных групп мнение совпало – ничего страшного.
Для ответа, пожалуйста, поднимайте руки.
Ведущий называет профессии: Повар, Программист, Дизайнер, Футболист, Экономист.
Этап 5 Деловая игра «Собеседование»
Задача: Развитие навыков рефлексии, соотнесение своих качеств с качествами, требуемыми для профессии.
Длительность: 20 минут.
Описание: Собеседование в игровой форме по профессии. Используются профессии, упоминавшиеся в ходе этапов 3,4 по которым у учащихся уже есть определенное представление.
Каждая группа получает карточку с названием профессии и ее краткой характеристикой, бланки оценки. Задача группы в рамках подготовки: обсудить, что требуется от человека, чтобы быть хорошим специалистом по ней и подготовиться к собеседованию по вакансии по данную профессию. Группа также должна определиться, кто будет от нее представлять «соискателя» на данную вакансию.
До начала подготовки из состава каждой группы выделяется один ученик. Он будет «директором», который проводит собеседование. Каждый «директор» проводит собеседование с соискателем не из своей группы.
«Директор» также получает от ведущего карточку с характеристикой профессии. Во время подготовки он должен понять, чего он хотел бы видеть в соискателе, какие качества и умения нужны для данной работы.
На время подготовки допустимы вопросы к ведущему как от групп, так и от «директоров».
После подготовки происходит краткое собеседование. «Соискатели» от каждой группы выступают по очереди.
Члены групп не участвующих в собеседовании наблюдают за процессом и дают в имеющихся у них бланках оценку и обратную связь, как «работодателю», так и «соискателю».
Ведущий: Теперь давайте представим, что вы уже закончили школу. Выучились на определенную профессию, и пришли устраиваться на работу.
Сейчас вы получите карточки с описанием различных профессий. Выберите от своей группы, человека, который пойдет проходить собеседование. Подготовьте его: Решите, что он уже знает и умеет. Как ему нужно держаться и вести себя на собеседовании.
Также прошу от каждой группы одного человека на роль директора, который будет проводить собеседование. Он должен понять подходит ли этот человек, для этой профессии и решить, возьмет он его на работу или нет. Учтите, что директор будет собеседовать соискателя не из своей группы.
Время на подготовку пять минут. Поскольку директор очень занятой человек, времени у него мало, он может выделить на собеседование тоже примерно пять минут. Если собеседование затянется, то, по моему сигналу, в течение одной - двух минут оно должно быть закончено и директор должен решить принимать на работу сотрудника или нет.
Все группы будут проходить собеседование по очереди.
Все, кто не проходит собеседование, пожалуйста, внимательно наблюдайте за ответами ваших одноклассников, и в бланках, которые будут у вас, пожалуйста, оцените и директора и соискателя.
Ведущий раздает бланки оценки и характеристики профессий группам.
Кто хочет быть директором?
Ведущий определяет, кто будет директорами (лучше, чтобы это были добровольцы.) Раздает им характеристики профессий и говорит, соискателя от какой группы они будут собеседовать.
Время пошло. Если что-то непонятно, подходите ко мне и задавайте вопросы.
Пока группы готовятся, ведущий поясняет директорам, что они должны прочитать характеристики, понять, что нужно для хорошего работника на данной профессии. В ходе собеседования, слушая соискателя, и задавая ему вопросы, понять, подходит ли он для данной профессии, решить берут ли они его на работу?
Краткие характеристики профессий
Повар
Готовит еду в заведениях общественного питания: столовых, кафе, ресторанах. Повар должен быть аккуратен, собран, обладать хорошей памятью. Хороший повар должен любить готовить.
Также эта работа требует хорошего здоровья, физической выносливости. Может быть, придется работать вечером или ночью.
Дизайнер
Придумывает внешний вид различных предметов. Существует множество различных направлений дизайна, и дизайнер обычно специализируется на чем-то конкретном. У нас будет дизайнер-модельер, который специализируется на придумывании новых моделей одежды.
Дизайнер должен обладать творческим мышлением, умением придумывать новое. Вещи, которые он придумывает должны быть как красивыми, так и удобными. Дизайнер должен уметь общаться с людьми, понимать чего они хотят. Также иногда ему приходиться делать не так, как ему кажется лучше, а так как хочет заказчик. Либо он должен переубедить его.
От дизайнеров часто требуют примеры ранее сделанных работ.
Программист
Разрабатывает различные программы, налаживает их работу, делает интернет-сайты. Для программиста важны не только знания, но и хорошее мышление, умение самостоятельно находить решение сложных задач, постоянное самообучение.
Программист должен быть самостоятелен и терпелив. Ему часто приходиться объяснять окружающим понятные для него, но непонятные для них вещи. Иногда программист не ходит на работу, а работает из дома ( вообще-то многие программисты предпочитают работать именно так).
Образец бланка оценки собеседования учащимися
Вопрос | Примечание | Ответ |
По какой профессии было собеседование? | Напишите справа название профессии по которой проводится собеседование. | |
Кто был директором? | Напишите справа имя и фамилию | |
Кто был соискателем? | Напишите справа имя и фамилию | |
Показал ли соискатель, что он знает свою профессию? | Напишите справа Да \ Нет, или свое мнение | |
Был ли он вежлив? | Напишите справа Да \ Нет, или свое мнение | |
Уверенно ли он себя вел? | Напишите справа Да \ Нет, или свое мнение | |
Что бы вы хотели посоветовать этому соискателю? | Напишите справа свое мнение по этому вопросу. | |
Взял ли директор соискателя на работу? Как вам кажется, почему? | Напишите справа Да \ Нет, а также свое мнение: Почему соискателя взяли или не взяли на эту работу? | |
Показал ли директор, что он знает ту профессию, по которой проводит собеседование? | Напишите справа Да \ Нет, или свое мнение | |
Был ли он вежлив? | Напишите справа Да \ Нет, или свое мнение | |
Уверенно ли он себя вел? | Напишите справа Да \ Нет, или свое мнение | |
Что бы вы хотели посоветовать этому директору? | Напишите справа свое мнение по этому вопросу. |
Оценка результатов работы учащихся:
Группы, наиболее успешно выполнившие задания на этапах 2,3,5, получают «плюс», который вписывается в соответствующую колонку на доске. Крайне желательно поощрить группы, набравшие максимальное и следующие за ним количество плюсов, оценкой или иным образом. Это создаст эффект положительного подкрепления как относительно занятий по профориентации, так и профориентации вообще.
Например, все члены группы, набравшей максимальное число плюсов, получают 5. Члены группы набравшей следующее за ним количество плюсов 4.
Подведение итогов занятия:
Этап 6 Краткое эссе «Кем быть?»
Написание в рамках классного часа или занятия по профориентации краткого эссе (не более 2-х страниц).
Задача: ответить на вопросы: Кем и почему я хочу быть? Какие личные качества, образование мне для этого нужно? Что из этого у меня уже есть и что надо сделать?
Для лучшего уяснения задачи учащимися можно представить эссе, как ответы на ряд последовательных вопросов. Вопросы следует написать на доске, чтобы они постоянно были перед глазами во время написания работы.
План эссе с вопросами для учащихся:
Кем я хочу быть?
Что мне требуется для работы по этой профессии?
Какими качествами и знаниями, нужными для этой профессии, я уже обладаю?
Каких качеств и знаний, нужных для этой профессии, мне пока не хватает?
Что я могу сделать в будущем, чтобы получить эти знания, развить эти качества?
Что я сейчас делаю для этого?
А как у нас:
В центре занятости населенияя г. Уссурийска
Будущие повара
Парикмахеры
Молокозавод «Уссурийский»
Аграрный техникум