«Использование интерактивных технологий в формировании познавательных интересов старших дошкольников»
Важнейшим этапом в формировании личности ребенка считается дошкольный возраст. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребёнка наиболее интенсивно развиваются до 6–7 лет. Важнейшими компонентами для развития познавательных интересов ребенка выступают такие познавательные процессы как восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.
Образовательный процесс в детском саду имеет свою специфику, он должен быть эмоциональным, ярким, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых материалов, видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее возможностями.
Сегодня трудно кого-то удивить наличием в детском саду компьютера, интерактивной доски, мультимедийного проектора, цифрового микроскопа, документ камеры. Эта техника уже становится необходимым и незаменимым средством повышения качества воспитательного и образовательного процесса.
При применении интерактивной доски в образовательном процессе у детей повышается интерес к знаниям, улучшается внимание, скорость мыслительных операций. Для того чтобы добиться наибольшей эффективности, непосредственно образовательную деятельность следует строить с учетом образовательной программы и возрастных особенностей дошкольников, включая в НОД занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, познавательные фильмы.
Интерактивная доска объединяет огромное количество демонстрационного материала, освобождает от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры, значительно расширяет возможности предъявляемого познавательного материала, позволяет повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями, усиливает эффективность усвоения материала, повышает скорость приёма и переработки информации для лучшего запоминания ее детьми.
Способы применения интерактивной доски в образовательной деятельности - это презентации, создание проектов в графических, программных средах, интерактивные обучающие программы, интерактивные игры. А игра, как известно, была и остается основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности. Именно она способна превратить не всегда легкий процесс обучения детей в динамичное, увлекательное действо.
Совсем недавно, у нас в группе появилось «новинка цивилизации» - мобильный передвижной интерактивный пол, с программным обеспечением «Алма».
Мобильная версия интерактивного пола имеет прочный корпус (тумба). На тумбе закреплен короткофокусный проектор, который имеет большой угол проецирования и разворачивает достаточно большое интерактивное изображение с маленького расстояния. Внутри тумбы находиться компьютер. Корпус интерактивного пола имеет колесики со стопорным механизмом для более легкого перемещения. На место проецирования проектора выкладываются белые пазлы (экран), также в комплект входит стилус – 2шт, подзарядка, и беспроводная мышь, клавиатура.
«Алма» - это интерактивная платформа (программное обеспечение) открывающее удивительные возможности для продуктивных и при этом увлекательных занятий с детьми дошкольного возраста.
В разработке программы принимали участие ведущие отечественные педагоги, психологи и логопеды, обладающие высоким уровнем квалификации, многолетним опытом работы, необходимыми практическими знаниями и навыками.
«Алма»- это современный инструмент позволяющий педагогу превратить обычное занятие в интересное, захватывающие, интригующие. При использовании «Алма» полностью раскрывается потенциал ребенка, каждый вовлечен в процесс обучение и получает от него удовольствие, каждый мотивирован на получение новых знаний. Все это создает условия для организации активной учебно – познавательной деятельности, формирование у ребенка готовности к непрерывному развитию и самообразованию. В итоге удается улучшить личностные и предметные результаты освоения образовательной программы
В системе заложено большое разнообразие (64) интерактивных игр, которые можно использовать как для индивидуальных, так и для групповых занятий. Каждая игра- это удивительные персонажи, захватывающий сюжет, яркие эмоции и новые впечатления. Благодаря этому ребенок не воспринимает игру как обязательную часть занятия. Он с наслаждением играет и получает удовольствие от процесса своих побед и достижений. Игры сопровождаются как визуальным, так и звуковым материалом. Каждая игра состоит из двух версий: первая - обучающая (голос автора подбадривает или предлагает подумать внимательнее) и вторая – игра (шкала успеха, поднимается если ответы правильные опускается если ребенок допустил ошибку)
Игра «Танаграм»
Игра «Волшебный телевизор»
Игра «Слова»
Игра «Волшебная лаборатория»
Игра «Числа от 1 до 10»
Игра «Шахматы»
В процессе игр ребенок учиться читать, считать, а также многому другому,
благодаря играм, направленным на развитие:
логики;
памяти;
творческих способностей;
мелкой моторики;
внимания;
абстрактно-логического мышления;
воображения;
Интерактивные технологии помогают организовать образовательный процесс - увлекательно, оригинально, необычно, неповторимо так же такое оборудование помогает детям раскрепоститься, снять мышечное напряжение и эмоционально разгрузиться.
Вообще детям безумно нравятся интерактивные развивающие игры. Будь то мозаика, головоломка, тетрис, шашки или шахматы, - ребятам всегда будет интересно добраться до сути, когда все так наглядно, ярко. Возможность самостоятельно управлять изображением позволяет ребенку полностью погрузиться в процесс игры.
Однако следует помнить, что использования интерактивных технологий, должно быть уместным, целесообразным. Чтобы воздействие интерактивных технологий имело не развлекательный, а действительно развивающий и познавательный эффект, их целесообразно использовать в комплексе с традиционными формами обучения, стандартным наглядным материалом, реальными объектами, которые стимулируют полноценное всестороннее развитие дошкольников.
Таким образом, интерактивные технологии открывают перед воспитателями новые пути и средства педагогической работы. Активное и умелое использование педагогом возможностей интерактивных технологий в практической деятельности, становится для ребёнка проводником в мир новых знаний, формирует основы информационной культуры его личности. Как показывает практика, при этом значительно возрастает интерес детей к образовательной деятельности, повышается уровень познавательных интересов.