«Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»

Цели и задачи:  создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»;  развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;  сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.  отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Открытый урок

по русскому языку

«Правописание слов

с глухими и звонкими согласными

в корне»

3 «а» класс

УМК «Школа России

2016г.

Тема урока: Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Класс: 3

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы ведения урока: деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная, парная, индивидуальная.

Средства обучения:

компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной работы, тест, сигнальные карточки .

Цели и задачи:

создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»;

развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;

сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

Планируемые результаты:

понимать и принимать учебную задачу;

проверять парные звонкие и глухие согласные в корне с разными способами;

сопоставлять произношение и написание слов;

подбирать проверочное слово;

находить примеры слов на изученную орфограмму;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

анализировать, делать выводы.

Личностные планируемые результаты (ЛР):

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

проявлять интерес к новому содержанию занятия;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

анализировать, делать выводы.

Метапредметные планируемые результаты (МПР):

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать,

делать выводы;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ход урока:

1. Организационный момент

Улыбкой приветствуем гостей. Настраиваемся на урок.

Психологический настрой: – Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Только начался урок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

Все готовы к полёту,

В страну белоснежную и очень полезную.

На пути нас ждут большие испытания,

А на финише – радость, победа, знания!

Слайд 1. Эпиграф урока:

«С мастерством готовым люди не родятся, а добытым мастерством гордятся».

- Как вы понимаете эти слова? (Человек гордится своими успехами, которые добился благодаря труду. Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться).

- Готовы ли вы добывать новые знания, чтобы можно было гордиться своим мастерством?

- Чему мы учимся на уроке русского языка?

- Грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей.

- Мы снова с вами окунёмся в удивительный мир русского языка.

Слайд 2. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки.

Наконец-то ты пришла. К нам волшебница … (Зима)

- Сегодня на уроке мы с вами будем встречать Зиму.

Слайд 3. Минутка чистописания.

Каллиграфическая минутка Снеговик:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом скатились,

И ещё в снежки игрались.

- Посмотрите, какую букву будем прописывать?

- Будем прописывать заглавную и строчную буквы Зз.

- Дайте характеристику звуку [З] - согласный, звонкий, парный.

- Расположите правильно тетради.

- Напишите строчку элементов букв.

- Какая орфограмма в слове зима? (безударная гласная в корне слова).

- Как проверить безударную в корне слова? Зз зима

Запишите: Двадцать девятое ноября. Классная работа.

Слайд 4, 5. Словарная работа.

- Снеговик принёс с собой зимние слова.

- Всегда ли слова пишутся так, как произносятся?

(слова не всегда пишутся так, как слышатся – надо видеть опасные места и уметь их проверять.)

- А можно ли проверять словарные слова? (написание этих слов нужно запомнить).

Пороша, коньки, снегирь, мороз.

- На уроке познакомимся с новым словарным словом пороша.

- В словаре Ожегова даётся такое лексическое значение слова.

(Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.)

- На какой звук оканчивается слово мороз? (на согласный звук [з]).

- Чем звуки отличаются от букв?

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем, видим и называем).

- Молодцы, вы поняли, что звуки и буквы живут в разных царствах:

звуки — в царстве того, что мы слышим, а буквы — в царстве того, что мы видим.

- Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимый.

- В какой части слова находятся опасные места?

-Какие гласные можно написать без труда? Ударные.

-Почему? (они находятся в сильной позиции).

-Почему написание оставшихся гласных вызывает сомнение?

(Слабая позиция, безударные).

- Вспомните, на какие звуки делятся согласные? ( на звонкие и глухие звуки).

- Согласные, которые произносятся с шумом и голосом – звонкие согласные звуки.

- Согласные, которые произносятся только шумом – глухие согласные звуки.

- Некоторые звонкие и глухие согласные звуки образуют пары, поэтому их называют парными по глухости – звонкости.

- Дайте классификацию согласным звукам. (парные, звонкие, глухие)

Слайд 6,7. - Постарайтесь определить тему урока.

(Глухие и звонкие согласные в корне слова)

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

- Находить парные глухие и звонкие согласные в корне слова,

научиться подбирать проверочные слова.

Слайд 8,9. Самоопределение к деятельности.

- Произнесите парные согласные звуки: [б] [п], [в] [ф], [г] [к], [д] ]т], [з] [с], [ж] [ш].

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь шесть.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний - тихо говорит.

Слайд 10, 11, 12, 13. - Какой предмет вы видите на рисунке? (хлеб)

- Обратите внимание, какой звук слышится на конце этого слова? (звук [п]).

- Выберите правильное написание для этого слова?

В данном случае звучание парного согласного на конце слова не совпадает с его обозначенной буквой, поэтому такое слово надо изменить так, чтобы после согласного стоял гласный звук, нет (чего?) хлеба.

Написание буквы обозначающие по глухости - звонкости согласный звук на конце слово или перед глухим согласным надо проверять подбирая проверочные слова: глазки – глаза,

Слайд 14. Алгоритм действий проверки парных согласных в корне слова.

1. Надо изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

2. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

3. Надо подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед звуками [ л ], [ м ], [ н ], [ р ], [ в ].

Слайд 15,16. Работа по учебнику

Упражнение 208 стр. 111.

- Прочитаем текст Михаил Михайлович Пришвин)

- Мы прочитали отрывок из его сказки – быль «Кладовая солнца».

- Иллюстрация показывает нам, как собака Травка ищет своего хозяина, которого нет уже в живых. Собаке очень хочется найти друга и она находит его в лице мальчика Митраши.

- Что объединяет слова с пропущенными буквами? (орфограмма безударные гласные в корне слова).

- Как проверить слова с безударными гласными?

(безударные гласные в корне слова проверяем подбором однокоренных слов, в котором ударение падает на проверяемую гласную).

- Прочитайте слова с выделенными буквами.

- Назовите орфограммы в этих словах.

(правописание парных согласных в корне)

- Как проверить слова с парными согласными звуками?

(Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово.)

- Выполняем задание к упражнению.

Дети рассуждают так: пишу слово морозцы, слышится парный согласный звук с, изменяю форму слова – морозы, после согласной стоит гласный, пишу букву «зэ».

-Выделите орфограмму.

- Что означает цифра 2 над словом морозцы. (разбор слова по составу)

Стояли – стоя, морозцы – морозы, потеплело – тёплый, снежок – снежный, порошило – пороша, молодым – молод, снежком – снежный.

- Давайте вспомним, с каким новым словарным словом вы познакомились?

- Свяжите это слово с текстом, какое задание вы можете предложить?

(найти однокоренное слово к слову пороша).

Синтаксический разбор предложения: Несколько дней стояли морозцы.

Слайд 17. Музыкальная физкультминутка.

Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Слайд 18. Работа по учебнику

Упр. 209 (с. 111).

- Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква.

- В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.

Как звучит? Проверочное слово Проверяемое слово

сапо?ки сапожок сапожник

лебе?ь лебеди лебёдушка

у?кий узок узенький

ло?кий ловок

- В слове сапожки слышится парный согласный звук –ш-, чтобы проверить парный согласный звук подбираю однокоренное слово, так чтобы после согласного стоял гласный звук.

Слайд 19. Физминутка для глаз.

Слайд 20. Выполним устное задание из всероссийских проверочных работ.

- Сугроб, шапка, мороз, метель.

– Назовите слово, в котором все согласные звуки мягкие – метель.

–Назовите слово, в котором все согласные звуки глухие – шапка.

– Назовите слово, в котором все согласные звуки звонкие – мороз.

– Назовите слова, в котором все согласные звуки твердые – сугроб, мороз, шапка.

Слайд 21,22. Работа в парах.

Урок наш продолжаем

Трудиться не кончаем

Согласный будем проверять

Работу в паре выполнять.

- Ребята, на столах у вас карточки.

- Работая в парах, вам нужно вставить пропущенные буквы и соединить пары.

- Какая пара выполнит работу, поднимают руки .

- У кого верные ответы.

- Поднимите руки, те пары, которые выполнили работу верно. Проверка.

близок гибкий

резок крепкий

лёгок сладкий

крепок лёгкий

гибок близкий

сладок резкий

Слайд 23, 24, 25. Самостоятельная работа.

Подставьте букву, подберите однокоренные слова, выделите корень.

Гри…ки – грибок

берё…ка – берёза

шу…ка – шуба

ша…ка – шапочка

Слайд 26. Подведение итога урока.

- По какой теме мы сегодня работали и обобщали наши знания?

- Назовите способы проверки парных согласных в корне слова?

Слайд 27. Самооценка: Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Слайд 28 . Домашнее задание упр. 210 стр.112, выучить правило.

Дополнительное задание:

1. Написать 10 слов с парным согласным звуком в корне.

2. Подобрать две загадки со словами на изученную орфограмму.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что, усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.12.2020


Правообладетель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.