Эссе воспитателя Французовой Розы Никоноровны , воспитателя высшей категории МАДОУ №43 «Детский сад комбинированного вида». г. Кемерово на тему противопожарной безопасности:
«Нет недугам и несчастьям!»
«Безопасности формула есть :
надо видеть, предвидеть, успеть;
по возможности –все избежать ,
а где надо-на помощь позвать.»
Наши дети растут, играют, учатся познавать мир, обращаются к старшим с тысячами «почему», удивляют и радуют нас своими открытиями. Дети дороги всем. Мы хотим видеть их здоровыми, крепкими. И как больно и досадно, когда юная жизнь обрывается в самом начале, коверкается, уродуется, а иногда и со смертельным исходом. Простейший способ продлить жизнь- это не укорачивать ее неразумным поведением, а лучше всячески беречь и укреплять здоровье , чем беспечно
транжирить его и затем восстанавливать лечением. Советы старинные , но не стареющие. На них ориентируется не только медицина с ее давним упором на профилактику, а и педагогика, которая должна способствовать предупреждению, предотвращению заболеваний, несчастных случаев, трагических исходов.
Так можно ли предвидеть и предотвратить беду с малышом? Своевременно формировать у них основы пожарной безопасности, в том числе пожаробезопасного поведения?
Конечно же, можно! Только говорить об этом надо как можно раньше, и чтобы ребенку было интересно. И это, пожалуй, самая главная и ответственная задача всех взрослых, начиная от родителей и воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений.
1.
Единство взглядов между родителями и педагогами по формированию
основ пожаробезопасного поведения должно быть обязательно, иначе, в силу своих особенностей, ребенок окажется на перепутье.
Ежедневно сотрудники МЧС России получают тревожные сводки о пожарах, наводнениях и других чрезвычайных ситуациях, жертвами становятся наши дети. Грустная статистика говорит о том, что ежедневно в Российской Федерации происходит свыше 250 тысяч пожаров, на которых погибает более 14 тысяч человек, причем 5 % от общего числа погибших – дети.
В соответствии с Законом РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятым Государственной думой 18 ноября 1994 года (статья 25), «обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой.
В апреле в нашем городе традиционно проводится месячник «Останови огонь». Коллектив нашего детского сада всегда активно принимает в нем участие и занимает всегда призовые места.. Особое внимание уделяем работе с воспитанниками, родителями и педагогами по вопросам
противопожарной безопасности, так как сама жизнь подсказывает ее необходимость .
В нашем детском саду детям в самой доступной форме даем первоначальные знания по пожарной безопасности.
Дети на занятиях должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса. Занятия только тогда дадут положительные результаты и оставят след в сознании ребенка, когда они будут интересными, творческими и эмоционально окрашенными.
Как же сделать эти занятия с детьми захватывающими, веселыми, понятными и доступными? Что нужно сделать, чтобы ребенок не
2.
затвердил правила собственной безопасности, но и задумался над тем, что должен сам отвечать за свою безопасность и безопасность окружающих его людей, животных, растений?
Многолетний опыт работы с детьми в области профилактики нарушений пожарной безопасности показывает, что любые творческие направления (рисунок, лепка, работа с природными материалами, экскурсии, песенно-музыкальное творчество, хореография), казалось бы, совершенно далекие от «пожарной темы», - все приносит ощутимую пользу. Дети тянутся ко всему зрелищному, яркому, музыкальному: это и кукольные представления; и небольшие сценки – драматизации; развлечения, праздники и т.д.
Анализ пожарной статистики показывает, что детей младшего возраста во время пожара отличает пассивно-оборонительная реакция: ребенок прячется в укромный уголок, вместо того чтобы покинуть горящее помещение или позвать на помощь.
Запомните! Когда огонь и дым, беда, -
Не нужно прятаться куда-то НИ-КОГ-ДА!
Подальше от огня вы убегайте!
По телефону «01» пожарных вызывайте!
Еще одна «больная» тема, свойственная многим детям, - тяга к огню и исследованию легковоспламеняющихся материалов, веществ и предметов (спички, зажигалки, различные баллончики, петарды – «бомбочки» и т.д. и т.п.).
Особое внимание уделяется новогодним праздникам. Не секрет, что в дни каникул ребята предоставлены сами себе и как следствие этого – рост детского травматизма от неосторожного поведения с электроприборами (электрогирляндами), различными пиротехническими игрушками (петардами, бенгальскими огнями и т.д.), легковоспламеняющимися веществами и предметами.
Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача
3.
дошкольного учреждения, семьи, государства. Участившиеся в последнее
время трагические случаи пожаров в детских учреждениях и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической работы с детьми, с педагогами, детьми, родителями.
Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей, пострадавших от пожара, возрастает с каждым годом. И это не может не вызывать тревогу .
4.