КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.
«ВЕСНА КРАСНА» Из цикла времена года.
Подготовила воспитатель высшее квалификационной категории Сергиенко Ирина Михайловна
(г. Владимир МБДОУ ЦРР Детский сад №72)
Программное содержание:
Закрепить представления детей о характерных особенностях весеннего времени года.
Формирование навыков опытно-экспериментальной деятельности.
Развитие у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности.
Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы.
Развитие логического мыщления, умения на основе сопоставления фактов, результатов наблюдений делать выводы и заключения.
Взаимосвязь с другими видами деятельности: художественный и ручной труд, музыкальное развитие.
Организация деятельности детей до НОД:
Систематическое наблюдение во время прогулок за жизнедеятельностью птиц, животных в различные периоды. Наблюдение и фиксация изменений в природе, выделение признаков приближения весны. Знакомство с приметами и поговорками весны.
Организация деятельности детей после НОД: экспериментальная деятельность на прогулке, наблюдение и анализ результатов эксперементирования.
Оборудование: куклы Дед и Баба Природоведы, материалы, атрибуты, художественная литература, дидактические игры, карточки различных времен года. Для эксперементирования – вода, различные сосуды, мелкие предметы, кристалы марганцовки, зеленки, ветки деревьев.
Взаимодействие с семьями воспитанников: рекомендовать посещение библиотеки; повторить эксперименты с водой в условиях дома, провести наблюдение за птицами и животными около своего дома.
Ход НОД:
Этапы деятельности. | Содержание деятельности | Время |
Процесс вовлечения в деятельность. | Кукла Бабы запевает песенку «Весняночка», привлекает детей к пению, вождению хоровода. Закличка: Жаворонки, жаворонки, Прилетайте к нам, Приносите нам Весну-красну, Красну солнышку, Тёплу гнёздышку! | 2 мин. |
Процесс целеполагания. | Дед Природовед «Что за шум, ребятушки, кого зовем?» Дети: «Весну красную зовем! Тепла, птиц, солнца ждем!» Дед Природовед: «Непорядок, а в моем доме до сих пор все говорит о зиме!» показывает на уголок природы. Дети: «Надо навести весенний порядок!» | 2 мин. |
Процесс проектирования и планирования деятельности. | Назвать признаки наступившего времени года. Сделать весенние изменения в уголке природы. | 2 мин. |
Процесс осуществления деятельности. | Дед Природовед поворачивает стрелку на макете года на весеннее время года. Включается музыка П.И. Чайковского. Зазвенели ручьи, Прилетели грачи. В дом свой – улей – пчела Первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Весна.) Дидактическая игра «Весна». Воспитатель располагает в групповом пространстве материалы, атрибуты разных времен года, а дети выбирают только признаки весны. Дети совместно с воспитателем производят изменения в уголке природы и в развивающей среде группы – убирают литературу, дидактические карточки, игры, иллюстрации о зиме, размещают все, что относится весне. Дед Природовед вместе с детьми называет приметы весеннего времени года - Назовите весенние месяцы? (март, апрель, май) - Какая весна в нашем краю? (холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т.д.). - Что вы знаете о природе весной? (природа оживает, появляются подснежники –первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т.п.) - А что происходит со снегом? (тает, превращается в воду) - Хотите узнать какая она вода? Дед Природовед проводит совместно с детьми эксперименты с водой. «Вода – жидкость». Задача: выявить свойство воды – текучесть.Перелить воду из одного стакана в другой. Вывод: вода жидкая. Она может течь, это свойство воды называется текучестью.«Вода прозрачная». Задача: выявить свойство воды – прозрачность.Опустить в стакан с водой мелкие предметы разного цвета.Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная, через нее виден предмет. «Вода может изменить свой цвет» Задача: выявить свойства воды: может окрашиваться в разные цвета. Опустить в воду кристаллики марганцовки и капнуть зеленку.Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какое вещество в нее добавили.«Вода не имеет запаха». Задача: выявить, что вода не имеет запаха.Понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?Вывод: вода ничем не пахнет, у нее нет запаха «Вода принимает форму». Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.Заполнить сосуды водой.Вывод: вода принимает форму сосуда.«Вода имеет вес» Задача: измерить количество воды мерными ложками.В узкое горлышко воду можно налить через воронку, тогда она не прольется. Измерить 10 ложек, наливая в сосуды разной формы, а затем перелить в одинаковые стаканчики.Вывод: вода имеет вес. «Животворное свойство воды». Задача: знать кому и зачем нужна вода (растениям, животным, птицам, человеку – всему живому). Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.Поставить одну веточку в сосуд с водой, а другую – без воды. В течение длительного времени наблюдать, что происходит с ветками. Вывод: веточка без воды завяла. Все живое гибнет без воды. | 17 мин. |
Процесс рефлексии | Дед Природовед: «Ребята, что вы узнали сегодня?» Дети делятся своими впечатлениями, знаниями. | 2 мин. |
Переход к следующему виду деятельности | Дед Природовед: « Кто весну на крыльях приносит? (птицы.) Птицы весной вьют гнезда. Из чего они делают гнезда?» (выслушать предположения детей, предложить провести следующий эксперимент. Дети совместно с педагогом готовят все необходимые материалы и собираются на прогулку). Из чего птицы строят гнезда? Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. Материал:нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки. Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Через несколько дней анализируют результаты. |