Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Использование мультисенсорной методики «Нумикон» в развитии математических способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Использование мультисенсорной методики «Нумикон» в развитии математических способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума.

Не стоит думать, что математические способности — это врожденный дар, с наличием или отсутствием которого нам придется смириться. Математические способности, так же, как и другие, можно и нужно развивать. Поэтому мы можем не только обучать дошкольника основам чтения, письма и счета, но и работать над формированием так называемого математического склада ума.

Что это такое? Скажем, если ребенок хорошо считает, складывает и вычитает, можем ли мы сделать вывод о том, что перед нами будущий математик? На самом деле вычислительные способности — это лишь одна грань из мира математической науки.

В общепринятом смысле математический склад ума — это предрасположенность к изучению точных наук, особенный взгляд на мир, в котором всегда есть место формулам, схемам и таблицам. Кроме того, математический склад ума подразумевает хорошо развитое пространственное, абстрактное и логическое мышление.

Ж. Пиаже утверждал, что дети не умеют мыслить так же логично, как взрослые. Они постепенно приходят к такому мышлению отчасти опытным путем, отчасти – в процессе общего развития. Не следует ожидать от детей взрослого мышления, но можно обсудить с ними логику, которой они следуют, и помочь им поразмышлять над основаниями для тех или иных своих выводов.

В старшем дошкольном возрасте одним из основных принципов обучения является принцип наглядности. Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника. Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо объяснить и показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. Это объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Наглядные пояснения всегда доступнее. Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Именно этому принципу соответствует мультисенсорная методика Нумикон.Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я неоднократно сталкивалась с тем, что некоторые родители делали большой акцент именно на математическом развитии ребенка. Самостоятельно пытались обучать счету, решать задачки и т.д. У кого то это получалось хорошо, у кого то чуть хуже, а у кого то и совсем не получалось. Я понимала озабоченность родителей.

В 2012 году я прошла обучение и получила сертификат преподавателя «Мультисенсорной методики «Нумикон». Так как меня заинтересовала проблема развития математических способностей детей младшего дошкольного возраста, я решила применить данную методику, путем включения игровых заданий в непосредственную образовательную деятельность, а также в совместную деятельность с детьми.

Что же такое «Нумикон»?

Нумикон – программа для обучения математическим навыкам детей дошкольного и школьного возраста, в которой используется мультисенсорный подход и применяются специальные наборы наглядно-практического материала. Программа разработанна в Великобритании в результате исследовательского проекта 1996-1998г.г.. Шаблоны, включенные в набор «Нумикон», помогают детям установить связь между числом и величиной, которую оно обозначает. Когда при обучении используется только письменное обозначение чисел, добиться этого гораздо труднее. В процессе осуществления детьми различных действий с шаблонами у них формируется собственное представление о числах и величинах.

На начальных этапах дети в игровой форме учатся сопоставлять название числа с соответствующим шаблоном, а затем с помощью этих шаблонов выполняются различные арифметические задания. Таким способом у детей формируются собственные представления о числах, о соотношениях между ними и об арифметических операциях. Постепенно дети начинают все лучше и лучше понимать, что такое числа, образы чисел перестают быть привязанными только к шаблонам «Нумикона»

«Нумикон» помогает наглядно усвоить сложение и вычитание, поразрядное представление чисел, удвоение и деление пополам, приблизительное оценивание, деление, умножение и многое другое, в том числе проценты, дроби, десятичные числа. Детям нравится выполнять арифметические задачки благодаря привлекательным, ярким и разноцветным шаблонам «Нумикона», будь то индивидуально или в группах.

Визуальный, аудиальный и кинестетический подходы, используемые «Нумиконом», подходят для разнообразных форм обучения. Дети составляют из шаблонов разнообразные сооружения и конструкции, играют в игры с использованием специального мешочка, в котором фигурки можно распознать только на ощупь. При этом как глаза, так и руки помогают понять, как разные числа соотносятся друг с другом. Кроме того, в процессе таких занятий формируются яркие образы, которые могут стать подспорьем для ребенка, имеющего трудности в освоении школьной программы по математике. При этом возраст ребенка не имеет значения.

«Нумикон» является частью стандартной программы обучения математике общеобразовательной школы, утвержденной Правительством Великобритании. Программа «Нумикон» разрабатывалась авторами при ежедневном взаимодействии с детьми и педагогами-практиками. Задания к программе записаны на специальных иллюстрированных картах («Рабочей тетради педагога»)

Данная методика была апробирована в дошкольных учреждений № 300 и № 477 Сибирского отделения Российской академии наук, совместно с Институтом детства НГПУ «Нумикон» в группах детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я так же использовала данную методику, включая игровые задания в непосредственную образовательную деятельность по формированию математических представлений и в совместную деятельность.

Этапы:

Первый этап: Знакомство с паттернами

Цель: познакомить детей с названием паттернов, цветом, расположением

На данном этапе использовала различные игры, которые позволили детям манипулировать паттернами, выстраивать их в ряд (вагончики), ощупывать их, называть цвет и т.д.

Игры «Волшебный мешочек», «Найди на ощупь», «Сухой бассейн», «Построй вагончики», «На что похож?»

Для более легкого запоминания цвета и формы паттерна, придумали с детьми «мини – запоминалку»

1 Оранжевый как морковка,

2 Голубой как небо,

3 Желтый как солнце,

4 Салатовый салат,

5 Красный как огонь,

6 Бирюзовый как море,

7 Розовый бантик,

8 Зеленый огурец,

9 Фиолетовый баклажан,

10 Синий мяч.

Эту «Мини - запоминалку» сопровождают карточки с изображением предметов, которые ребенок может положить форму. Также на этом этапе я использовала демонстрационный материал, который изготовила сама (большие паттерны)

Второй этап: Знакомство с досками и схемами для наложения.

Цель: познакомить детей с назначение доски и схемы для наложения.

На этом этапе работы, я знакомила детей уже с более сложным материалом. Как можно использовать белые доски? На них тоже можно выкладывать «вагончики», только они будут короче. А можно из нескольких досок выложить очень длинную дорогу, по которой поедет длинный поезд. Можно располагать вагончики в разных местах (сверху, снизу и т.д.)

Следует сказать, что те игры, которые дети освоили на первом этапе, активно использовались и на втором. Это дало возможность детям постоянно взаимодействовать с материалом и лучше и быстрее запомнить все формы.

Третий этап: Знакомство со штырьками.

Цель: Познакомить детей с назначением штырьков.

Штырьки оказались для малышей самым любимы предметом из всего набора. Мы «строили солдатиков» по цвету (желтый, красный, синий, зеленый) – закрепили названия цветов и развивали пальчики.

Мы «строили солдатиков по два» (синий – красный, синий – зеленый, желтый – красный и т.д.), «по три» (зеленый – красный - желтый), тем самым создавали определенный рисунок из повторяющихся цветов, и учились чувствовать языковой ритм. (синий – красный – зеленый, синий – красный - зеленый)

Так же учились «строить домики» и «делать крыши для домиков». Сначала в « каждое окошечко выглядывал солдатик», затем просто копировали форму, а затем накладывали форму сверху. Также построили «многоэтажные дома». На этом этапе, так же материал первых двух этапов активно использовался.

Четвертый этап: Практическое использование всех материалов набора (рулетки и задания по картам)

Средняя группа

Цель: разнообразить и расширить практическое использование материалов набора.

На этом этапе идет постепенное усложнение игровых заданий. Так, например, в «Волшебном мешочке» нужно на ощупь найти форму, которую я указала, выложить форму без зрительной опоры, соотнести цифру и форму (работа с карточками), выложить цифры в ряд, составить из двух форм одну (состав числа), придумать задачку по карточке используя формы и т.д. Следует отметить, что несмотря на сложность некоторых заданий, дети всегда с удовольствием участвовали в этой деятельности.

Проводя мониторинг образовательных областей, я отметила достаточно высокий уровень большей части детей по следующим показателям:

Выводы:

Таким образом, я хочу отметить использование мультисенсорной методики Нумикон, положительно повлияло на развитие математических способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста и может использоваться как самостоятельно, так и дополнительно к основной программе для достижения положительных результатов в освоении детьми математических представлений.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области