Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Работа с одаренными дошкольниками в детском саду

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 94»

Специализированная выставка-ярмарка

«Образование. Карьера»

(г. Новокузнецк, 28–30 марта 2018 г.)

Разработал:

Е.Н. Алехина, воспитатель

Новокузнецкий городской округ,2017г

Введение

1

Консультация для родителей и воспитателей

«Одаренный ребенок, какой он?»

2

«Эмоциональный портрет одаренности

10

Консультации для воспитателей

Музыкальное и театральное творчество дошкольников.

12

Памятка для родителей. Условия развития музыкально-театральных способностей одаренного ребенка.

15

Памятка для родителей. Создания театра дома.

17

Памятка для родителей. Музыкальные игры дома

20

Консультация для воспитателей ДОУ

«Театрализованные игры с одаренными дошкольниками»

24

Консультация для воспитателей ДОУ

«Музыкально-дидактические игры» по работе с одаренными воспитанниками.

28

Литература

37

Введение.

«Слишком много на свете людей,

которым никто не помог пробудиться»

А. Экзюпери

Цель активизация знаний педагогов и родителей по развитию одаренности детей дошкольного возраста. Данный сборник содержит информацию об особенностях взаимодействия с одаренными детьми. Консультации и рекомендации помогут вам повысить эффективность взаимодействия с одарёнными детьми.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (05.11.2016г.) один из основных акцентов был сделан на дошкольном образовании, в том числе указано, что одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми на уровне государства обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны.

Консультация для родителей и педагогов

«Одаренный ребенок, какой он?»

Содержание термина «одаренный» для обозначения детей с развитыми способностями принадлежит американскому психологу Г. Уипплу. Современное понимание одаренности заключается в доминирующей познавательной и творческой активности, в ярко выраженной креативности при решении проблем и повышенной мотивации на достижение высокого результата. 

Признаками одаренности в раннем детстве принято считать неуемное любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов, способность к концентрации внимания на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость.

В более старшем возрасте признаками одаренности считаются: потребность в коллекционировании, хорошее чувство юмора, сформированность навыков логического мышления, оригинальность ассоциативного мышления, способность к планированию предстоящей деятельности, самостоятельность, гибкость, общительность, энергичность, настойчивость, предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях. 

Таким образом, признаками таланта считают:

Наличие активной познавательной деятельности;

Быстрое и точное выполнение заданий;

Устойчивая концентрация внимания на деле;

Оригинальность и креативность при решении задач;

Творческий подход к выполнению заданий;

Развитость воображения и фантазии;

Инициативность, альтернативность;

Планирование, предвидение этапов деятельности;

Целенаправленность, пробы (опора на опыт);

Доведение начатого дела до конца, стремление к гармонии.

Ученые считают, что одаренность имеет как врожденные предпосылки к той или иной деятельности, передаваемые генетически, так и социальные, формируемые социальной средой, воспитанием, обучением. С.Л. Рубинштейн говорил, что любая одаренность нуждается в поддержке педагога, для раскрытия внутреннего ресурса и полноценного, разностороннего формирования личности. «Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» 

Ещё один немаловажный фактор – это воспитание и обучение одарённого ребёнка, как целостной, многосторонней личности. Человек, рассматривается как самостоятельная, развивающаяся открытая система. А основными составляющими этой системы являются семь уровней развития:

Генетически-физический уровень. Задатки, заложенные природой, часто передаваемые по наследству, «дар Божий», который есть у каждого, но не каждый его использует. Сформированность таких компонентов как сила воли, трудолюбие, усидчивость, способность выполнять задания по - образцу (зрительно-моторная координация), функциональность моторики, к этому же уровню можно отнести и такие навыки, как чистоплотность, соблюдение правил гигиены и привычки самообслуживания.

Эмоционально-сенсорный уровень. Умение устанавливать дружеские, доброжелательные межличностные взаимоотношения. Стремление к пониманию переживаний другого человека, пониманию чувств, заложенных в произведения литературы, живописи, музыки (синестезия). Эмпатия, толерантность. На этом уровне находится и способность к половой самоидентификации, и понимание межполовых взаимоотношений, мораль и нравственность. Взаимоотношения с родными и друзьями.

Интеллектуально-когнитивный уровень. Способности и особенности мышления (речевого, понятийно-логического, интуитивного, формально - и структурно-визуального, абстрактного, ассоциативного, образного, аналитического и синкретического). Способности к обучению, запоминанию и воспроизведению по памяти. Объём памяти кратковременной и долговременной. Вид репрезентативной системы личности (визуальная, аудиальная, кинестетическая). Активность отделов головного мозга (коры больших полушарий, левого и правого полушария).

Социально-адаптивный уровень. Этот уровень характеризует степень приспособленности человека к окружающей его среде. Любовь к людям, животным, природе. Интерес к космосу, природным явлениям, стремление найти и понять причинно-следственные связи всего, что происходит в мире. Понимание сути жизни и стремление её сберечь (экологический комплекс). Скорость адаптации к новым условиям, принятие перемен.

Коллективно-креативный уровень. Принятие коллектива, коммуникативные способности, выполнение роли лидера (но не диктатора и манипулятора). Отстаивание чести и достоинства коллектива, его имиджа. Активное участие в коллективных делах и мероприятиях. Принятие на себя ответственности за психологический климат и гармоничные отношения. Стремление внести свой вклад в улучшение коллектива, группы.

Культурно-духовный уровень. Воспитанность патриотических  и высоконравственных чувств. Любовь к своей Родине, её культуре, духовному наследию. Сохранение традиций (семейных, национальных, общечеловеческих). Понимание «духа» творчества, его предназначения и ценности. Стремление создавать, творить (но не разрушать). Отвращение к войне, к вандализму. Толерантное отношение ко всем нациям и расам. Поиск духовного развития и самосовершенствования. Стремление к познанию мира.

Системно-целевой уровень. Характеризуется степенью осознания своей миссии, предназначения. Понимание цели жизни, своей и человечества, в целом. Поиск своего места и возможности полной реализации своих способностей («дара»). Умение поэтапно планировать свою жизнь, отвечать за свои действия и поступки. Способность ставить цели и поэтапно достигать их, прилагая волевые усилия. Доведение начатого дела до конца. Самооценка. Предвидение действий и результатов. Умение создавать альтернативные планы и выбирать наиболее напряжённый путь, не боясь трудностей, ибо в этом заключена возможность наискорейшего роста и развития личности.

Вследствие вышеизложенного, если мы хотим получить портрет одарённого ребёнка, то исследование следует проводить по всем семи уровням системы личности, а не только на эмоциональном и интеллектуальном, как это бывает в большинстве случаев тестирования.  

Формирование группы одаренных детей осуществляется по анализу их деятельности, по достижениям, поведению, а также по результатам тестирования. 

Процесс становления творческой личности в онтогенезе включает несколько этапов:

Пробуждение – накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества. Важными моментами на этом этапе являются информационно богатое пространство и импульсы пробуждения, источники, мотивирующие творческую деятельность.

Подражания, имитации – освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов. Главное на этом этапе – технологический опыт ребенка в эстетическом полноценном, полихудожественном пространстве.

Преобразования – применение освоенных эталонов и их трансформация в новых личностно значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями.

Альтернативы – индивидуализация, гармонизация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, собственного неповторимого стиля.

«Эмоциональный портрет одаренности»

Эмоциональный мир человека – одно из самых загадочных явлений психики. Эмоции интегрируют личность, воздействуют на мышление, воображение, мотивируют поведение. В эстетической деятельности эмоции занимают особое место. П ос ловам С. Моэма, искусство – «манифестация чувств».

Обобщенный эмоциональный портрет одаренного ребенка:

эмоциональная отзывчивость

выразительность и разнообразие выражения чувств

богатство и разнообразие эмоционального опыта

эмоциональная лабильность и инверсивность от одного полюса к другому

эмоциональная память

восприимчивость к невербальным проявлениям чувств (экстрасенсорное восприятие)

развитое чувство юмора.

Для выявления одаренных детей используются:

Беседа с ребенком

•          Определение общей музыкальности ребенка

•          Тестирование музыкальных способностей

Драматизация отрывков знакомых произведений

Составления сказок

Умения выразительно прочитать стихотворения

Рекомендации для воспитателей

Музыкальное и театральное творчество дошкольников.

В дошкольном возрасте, наиболее эмоциональном из человеческих возрастов, значение встречи с музыкой – искусством самым эмоциональным по своей природе, трудно переоценить. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней содержится, что заложено в ней композитором, но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании. То, что создает его собственное воображение.Музыка помогает ребенку ориентироваться в мире эмоций, усиливает их. Ребенок ищет средства для наиболее адекватной передачи своих чувств, а педагог лишь побуждает его к выбору этих средств и визуализирует услышанные впечатления, передавая их художественными средствами. Так на основе восприятия музыки у ребенка рождается образ, который в условиях музыкальной деятельности, основанной на использовании театрализации, раскрывается в сценическом действии. Более близкими и понятными дошкольникам могут быть музыкальные образы героев детской музыки. Это могут быть герои сказок, животные, птицы, цветы и т.п.Произведения композиторов-классиков для детей, которые могут войти в репертуар музыкальных занятий, как правило, вызывают у дошкольников яркие эмоциональные переживания и являются удобными для включения –элементов театрализации.Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Театрализованная деятельность является разновидностью игры. Игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в 3 года. А сама игра достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет.

Театрализованное обыгрывание музыкальных произведений должно занимать существенное пространство в целостном музыкальном воспитании ребенка.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно.

Памятка для родителей

Условия развития музыкально-театральных

способностей одаренного ребенка.

В развитии эмоциональной сферы детей особая роль принадлежит музыкально-театрализованной деятельности. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Всякую выдумку, яркое впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая при этом огромное эмоциональное удовольствие. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И педагог, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды музыкально-театрализованной деятельности, способствует расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой активности.

Музыка значительно обогащает, эмоционально окрашивает даже самые первоначальные представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает. Оказывая общее благотворное влияние на нашу психику, музыка способствует творчеству, развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Известно, что основой музыкального образа является звучащий образ реального мира. Поэтому для музыкального развития ребенка важно наличие богатого чувственного опыта, в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность, сила, тембр звучания, реально представленных в звучащих образах окружающего мира (например, дятел стучит, дверь скрипит, ручей журчит и т. д.).

Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т. д.).

Все это может быть обыграно при помощи театрализации и эмоциональной окраски образов.

Музыкально-театрализованная деятельность является уникальным средством эмоционального развития детей. Она развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру,

Театрализованные игры позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Если музыкально-театрализованной деятельностью заниматься с детьми с раннего возраста, то к моменту поступления в школу у них будут сформированы такие личностные качества как раскованность, коммуникабельность, уверенность в себе, умение считаться с мнением товарищей, радоваться их успеху, правильно оценивать достижения свои и сверстников, высокий уровень волевой воспитанности к творчеству в разных видах деятельности.

Памятка для родителей.

Создания театра дома.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Чем привлекательна для них игра? Прежде всего свободой самовыражения. Психологи отмечали, что в игре ребёнок напоминает писателя. Дети создают свой мир и действуют так, как им нравится. Они со всей серьёзностью относятся к придуманному ими миру и проявляют неподдельные эмоции.

В игре ребёнок не просто воспроизводит различные ситуации из реальной жизни, но и, беря на себя роль, вживается в них, экспериментирует, прогнозирует. Игра для ребёнка одновременно театр и лаборатория, где можно исследовать окружающий мир и искренне переживать его проблемы.

Каждый ребёнок должен обязательно иметь время для самостоятельной игры.

Игры с предметами, находящимися под рукой.

В течение своей жизни ребёнок проявляет разное отношение к вещам. Сначала он манипулирует ими, открывая их физические свойства (кидает, облизывает, постукивает и т. д., затем употребляет их по назначению (ложкой ест, на стуле сидит) и, наконец открывает их игровые возможности. Решается, какой предмет и чем может быть в игре. Важная роль в игровом употреблении предметов принадлежит воображению. Ребёнок по-новому смотрит на ставший уже привычным предметный мир. Он делает одно открытие за другим. Простой зонтик может быть ракетой, а может и превратить его обладательницу в принцессу.

«Игра в шляпу»

Эта игра начинается с простого примеривания маминой шляпы. Затем, надев её, девочка превращается в барышню, меняет походку, манеры.

Видя положительное отношение взрослого, ребёнок дополняет игру: он представляет. Что с ним идёт собачка, она хочет мороженого и не слушается.

«Игры с платком»

Из платка создаётся удивительный наряд (необычная юбка). Убедившись, что он получился, ребёнок начинает обыгрывать свою роль. Например, девочка становится балериной или важной дамой. А если нарядились не только дети, то появляются совместные действия и сюжеты.

Игры против скуки.

Дети не переносят скуки. В ожидании приёма у врача, в транспорте они просто изнывают. Тогда помогает игра.

Игра «Невидимые герои»

Дети могут вообразить себе какой-нибудь персонаж и обращаться к нему как реальному лицу. В этом случае не смейтесь над ними и не пытайтесь их переубедить.

Вымышленный герой поможет вам общаться с ребёнком. К этому герою могут быть обращены поручения, похвала, он может быть образцом для подражания или, наоборот, страшным проказником.

Иногда вымышленные герои помогают ребёнку справится с одиночеством и отсутствием внимания. Когда у него находятся реальные друзья, вымышленные чаще всего исчезают.

«Игры с самодельными куклами»

Каждый из нас пытался сделать свою куклу, свой персонаж. Для кого-то он был другом, для кого-то – идеальным героем, носителем всех положительных качеств, а для кого-то – неумейкой. Удивительно, но при обеспеченности современного ребёнка игрушками эта традиция не угасает. И дети иногда сами или с помощью мам, пап и бабушек мастерят кукол.

Советы родителям

-Разыгрывайте с детьми ваши семейные события и истории.

-Позволяйте ребёнку свободно выражать свои чувства, не одёргивайте его, не пытайтесь читать мораль, а наоборот, эмоционально сближайтесь с ним.

- Поощряйте детскую инициативу, чётко следуйте избранной вами роли в игре и не «соскальзывайте» с неё на свою реальную позицию.

-Если дошкольник просит многократно повторить какой-либо сюжет, то не отказывайте ему в этом, повторяйте столько, сколько потребуется.

«Творческая деятельность детей дома».

Анкета для родителей.

1. Читаете ли вы детям книги? Какие, по чьей инициативе и как часто?

2. Проводятся ли беседы после чтения?

а) Какие вопросы вам задают дети?

б) О чём говорят после чтения?

в) Стремятся ли дети пересказать прочитанное, выделить то, что им больше всего понравилось? Делятся ли своими впечатлениями, полученными от прочтения с другими?

г) Обращают внимание только на содержание или также на форму произведения: повторяют образные выражения, сравнения, запоминают сказочные повторы.

3. Играют ли дома в творческие игры: придумывание загадок, разыгрывание знакомых сказок по ролям с использованием мимики, жестов.

4. Какое участие принимают дети в семейных праздниках (готовясь к празднику, учат стихотворения, инсценируют их, сочиняют поздравления вместе со взрослыми).

5. Как проявляется творческая деятельность ребёнка в подготовке и проведении праздников дома: новогоднего, 8 марта, дней рождений родственников.

6. Находят ли отражение в играх ребёнка литературные персонажи, сюжетные ситуации произведений и мультфильмов?

7. Имеется ли у ребёнка место для книг, игрушек?

Памятка для родителей.

Музыкальные игры дома.

Игра — основной способ обучения и воспитания дошкольников.

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в будущем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Музыкальная игра является важным средством развития музыкальной деятельности ребенка. Музыкальные игры помогают привить любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, вызвать интерес и желание участвовать в них. В результате ребенок учится любить, ценить, понимать музыку и получает необходимые знания об основах музыкальной грамоты,

Для музыкального воспитания и развития ребенка в семье мы хотим предложить вам, простые музыкальные игры. В эти игры вы можете играть как вдвоем, например, ребенок и мама, так и всей семьей дома, на семейных праздниках, по дороге в детский сад.

«ПРИДУМАЙ НОТАМ СЛОВА»

Участники игры по очереди придумывают слова, содержащие сочетания, соответствующие семи нотам и произносят вслух. В результате должен получиться ряд слов. Например: дом – редиска – мишка – фартук– соль – лягушка – синица.

«ПЕСНЯ-ТАНЕЦ МАРШ»

Первый участник называет любой жанр музыки, второй участник его должен изобразить движениями (если это марш или танец) или спеть песню (если жанр песня). После выполнения задания второй участник называет жанр, а следующий участник показывает жанр и т. д.

«АПЛОДИСМЕНТЫ»

Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Второй участник повторяет и придумывает другой ритм и прохлопывает. И так далее.

«СТУЧАЛКИ»

Для этой игры нужны музыкальные инструменты. Если дома нету музыкальных инструментов подойдут предметы, с помощью которых можно извлечь звук, например металлические столовые приборы, кубики и др. Желательно использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или пластиковые коробочки, металлические банки и кастрюли. Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.

Первый участник придумывает и «проигрывает» ритм на предметах, например, железными палочками простучать часть ритмического рисунка по деревянной поверхности, а часть – по металлической. Второй участник повторяет ритмический рисунок с использованием тех же самых предметов и тембров.

«ЗВУКИ ВОКРУГ НАС»

Участники прислушиваются к звукам, которые их окружают и по очереди припевают. Например, участник говорит, что слышит гул летящего самолета и поет на одном звуке: у-у-у-у-у, также участник изображает голосом приближающийся и улетающий в даль самолет, постепенно усиливая и ослабляя звучание.

«ЗАЙМИ МЕСТО»

В эту игру желательно играть большой семьей. Это самая любимая игра детей. На середину комнаты в кружок ставят несколько стульев, количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше. Ведущий включает веселую и ритмичную музыку, игроки бегают вокруг стульев, при окончании звучания музыки участники игры садятся на стулья. Тот, кто не успел занять стул или сел мимо, должен выйти из игры. Вместе с ним убирается один стул. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок вместе с одним стулом.

Игру можно разнообразить движениями. Бег можно заменить, прямым и боковым галопом, хороводом, танцевальными движениями, а также вместо бега можно передавать в движении образ животного или другого сказочного персонажа,

Консультация для воспитателей ДОУ

«Театрализованные игры с одаренными дошкольниками»

Театральная игра - «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». Одним из видов самостоятельной детской деятельности широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная игра.

В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. .

Театрализованную игру делят на две группы: игры драматизации и режиссерские. В играх-драматизациях ребенок - артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли.

Игры- драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е.Е.Кравцова).

«Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

Виды драматизации:

игры – драматизации с пальчиками;

игры с куклами Бибабо;

импровизации;

с атрибутами (маски, шапочки, элементы костюмов).

Драматизация основана на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику.

Игры-драматизации:

инсценирование потешек,

инсценирование небольших сказок,

инсценирование песен,

инсценирование небольших литературных текстов,

творчество детей.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

Пальчиковый театр доступен и легко применяется в детском саду и дома. Фигурки персонажей одеваются на пальчики. Обратите внимание на разные виды пальчикового театра, из чего его можно сделать.

Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров:

Настольный театр картинок и игрушек;

Теневой театр;

Театр на фланелеграфе;

Стенд книжка;

Плоскостной театр;

Театр марионеток.

В режиссерских играх ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа.

Самый простой и доступный театр - это театр кукол на столе Игрушки для него можно сшить из кусочков: ткани, меха, кожи, поролона, они не должны быть большими. При изготовлении необходимо учитывать соотношение игрушек по размеру и фактура. В старшей группе следует знакомить детей с марионетками. Такие куклы приводятся в движении с помощью ваги (т.е деревянной крестовиной).

Воспитывать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности, подводить детей к созданию выразительного игрового образа в этюдах. Теневой театр вернее было бы сказать, театр теней – очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Силуэтные картинки или предметы могут быть сделаны из обыкновенной бумаги, кальки или картона. Широко известны теневые представления, в которых с помощью ладоней изображаются различные животные и люди. Этот прием можно смело использовать в театре теней. Настольный театр на ложках Во время игры: развивается речь, моторика, совершенствуется координация движений и, самое главное, ребенок получает только положительные эмоции! Куклы из носков. Куклами можно играть в группе, а также использовать на прогулках. Театр кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.

Театр из соленого теста можно привлечь детей старшего дошкольного возраста для изготовления персонажей театр, разных животных. Пальчиковый - из соленого теста, игрушки надеваются на пальчик. Настольный - фигурки животных, передвигаются с помощью детей. Всестороннее развитие дошкольников средствами театрализованной игры будет эффективно при условии: - систематического использования театрализованных игр в образовательном процессе; - учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста; - создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности. Подведем итог выше изложенного, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Консультация для воспитателей ДОУ

«Музыкально-дидактические игры» по работе с одаренными воспитанниками.

Одной из важных задач всестороннего развития дошкольников является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду - она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности (слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах), что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности. На основе полученных детьми знаний о музыке у них формируется сначала избирательное, а потом и оценочное отношение к ней, появляются начальные формы музыкального вкуса.

Однако практика показывает, что полноценное восприятие ребенком музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем она «рассказывает», способен сравнивать услышанное с чем-то предметным, уже встречавшимся ему в жизни. Музыкальные образы «...побуждают ребенка к сопереживанию и заставляют задуматься над тем, о чем музыка «рассказывает»,- пишет Н. А. Ветлугина, «ребенок не просто воспринимает музыкальные звуки, красоту и гармоничность их сочетаний, но стремится сопоставить все это с чем-то реальным».

Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика и т.д.), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

В этом дошкольникам помогают музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом. Б. М. Теплов отмечал, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов».

Наглядные пособия - эффективное средство познания объективной действительности. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность учащихся, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания. Известный специалист в области музыкального воспитания дошкольников - Н. А. Ветлугина считает, что в музыкальном воспитании детей необходимо применять вспомогательные наглядные средства, которые поясняют содержание музыки.

Использование наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности - звуковысотное восприятие, чувство ритма, гармонический слух, чувство лада, темпа. У них возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. Совершенствуются память и музыкальный вкус.

К таким наглядным пособиям можно отнести музыкально-дидактические пособия и настольные музыкально-дидактические игры. Между ними много общего. И те, и другие служат, прежде всего, учебным целям, развивают у детей представление о высоте и длительности музыкальных звуков, умение понимать характер разных музыкальных произведений и т. д.

Однако между музыкально-дидактическими пособиями и играми есть существенное различие. Оно состоит в том, что музыкально-дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми самостоятельно вне музыкальных занятий, в то время как музыкально-дидактические пособия в качестве учебных применяются в основном на музыкальных занятиях.

Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены. Тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку, т.е. участвовать, будут побуждать детей к творчеству, приобщать их к прекрасному миру музыки.

«Три цветка»

Цель: Определение характера музыки

Демонстрационный материал: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» - спящее, плачущее или веселое), изображающих три типа характера музыки:

добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

грустная, жалобная;

веселая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т.д.

Раздаточный материал: у каждого ребенка - один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры

I         вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.

II         вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цвет ков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

«Подбери картинку»

Цель: развитие чувства ритма

У каждого ребёнка полоска с ритмическим рисунком. По очереди дети прохлопывают свой ритм и подбирают соответствующую картинку животного

«Звучащие узоры»

Цель: развитие чувства ритма

Покажите детям цепочки цветов. Предложите им прохлопать названия цветов.

Каждый ребёнок получает карточку с цветком. Дети делятся на подгруппы и выкладывают цепочку из своих карточек. Сначала дети прохлопывают свои цепочки, а затем играют их на шумовых инструментах. У каждой подгруппы свой инструмент.

«Веселые гудки»

Цель: развитие слухового восприятия, чувства ритма

У каждого ребёнка набор полосок (длинные и короткие)

Ход игры

Музыкальный руководитель. Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Показывает картинку парохода)  

Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок.)

Дети отхлопывают ритм и выкладывают его полосками у себя на карточках.

«Чей это марш?»

Цель: Расширять представления детей о жанрах музыки, развивать умение различать характер марша. развитие слухового восприятия, внимания, чувства ритма

Дети слушают различные марши и подбирают соответствующую картинку:

Марш игрушечный

Марш военный

Марш свадебный

Литература:

1. Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., 2016г

2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 2014.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 2010.

4. Дьяченко О.М., Веракс Н.Е. Чего на свете не бывает? – М., 2017.

5.Зимина А.Н. Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектных ДОУ. Издательство: Гном-Пресс, 2014

6.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – СПб.: «Композитор», 2005. – 73с.

7.Роот З.Я. Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста. Издательство: Айрис-пресс, 2005

8. Савенков А.И. Детская одарённость: Музыкально-театральное развитие. – М., 2017г

9.Юркевич В.С.Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. Для учителей и родителей. – М.:Просвещение, Учебная литература, 2016.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области