Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Повышение информационно-коммуникативной компетентности педагогов ДОУ»

Развитие профессиональной компетентности педагогов за счет овладения современными технологиями.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Старший воспитатель МБДОУ детского сада № 10 г.Павлово

Малышева Я.С.

«Повышение информационно-коммуникативной

компетентности педагогов ДОУ»

2 слайд

«Здорово жить в момент, когда все в мире меняется, и чувствовать токи прогресса в кончиках пальцев, лежащих на клавиатуре».

3 слайд

Мы живем в непростом, постоянно меняющемся мире информационно-коммуникационных технологий, которые активно внедряются во все сферы, в том числе и в образование. Информатизация образования - новая область педагогической науки, основные задачи которой:

-совершенствование качества образования, его доступности и гибкости;

-повышение эффективности управления на основе использования ИКТ;

-формирование информационной культуры педагогов, обучающихся и родителей.

Поэтому современное управление дошкольным образовательным учреждением с использованием ИКТ требует от всех педагогов готовности к образованию и самообразованию в этой области, т.е. высокого уровня информационно-коммуникационной компетентности.

4 слайд

Профессиональный стандарт педагога в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования конкретизирует трудовые функции и необходимые умения педагога детского сада, который включает в себя и такой пункт, как: педагог владеет ИКТ - компетентностями.

В педагогике существует несколько трактовок понятия «ИКТ-компетентности». Я проанализировала несколько понятий разных авторов:

-В.Ф. Бурмакина «ИКТ-компетентность – уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной, образовательной и иной деятельности…»;

-А.А. Елизаров «ИКТ-компетентность – это совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причём именно наличие такого опыта является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций»;

-О.Н. Шилова М.Б. Лебедева «ИКТ-компетентность – это способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий»;

-Л.Н.Горбунова и А.М. Семибратов «ИКТ-компетентность – это готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности».

Рассмотрев существующие трактовки термина ИКТ-компетентность я выделила общую трактовку согласно которой: «ИКТ-компетентность – это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества».

5 слайд

Можно выделить следующие составляющие педагогической ИКТ - компетенции:

- общепользовательскую компетенцию;

- общепедагогическую ИКТ - компетенцию;

- предметно-педагогическая ИКТ.

А так же можно выделить уровни ИКТ - компетентности:

-компьютерная грамотность (базовая);

-информационная грамотность (профессиональная).

ФГОС ДО задал высокую планку для всех участников образовательных отношений. Оказание качественных образовательных услуг возможности лишь при условии готовности кадрового состава к осуществлению профессиональной деятельности на самом высокой уровне. В этом и состоит одна из ведущих задач методической деятельности старшего воспитателя. Отсюда следует, что освоение педагогами ИКТ становится одним из приоритетных направлений повышений их профессиональной компетентности.

6 слайд

Для создания эффективной системы методического сопровождения повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в области применения ИКТ я разработала чек-лист «Как повысить ИКТ-компетентность педагога в МБДОУ детском саду № 10 г. Павлово», в котором прописала 4 этапа своей работы:

1 этап – Организационный:

● Анализ информационной образовательной среды ДОУ:

-нормативно-правовой базы информатизации

-кадровых условий

-материально-технических условий

-программно-методического обеспечения

●Постановка задач информатизации образования в ДОУ

● Повышение своей информационной компетентности

старшего воспитателя

2 этап – Подготовительная работа с педагогами:

●Анкетирование педагогов по ИКТ компетентности

●Распределение педагогов по группам по результатам анкетирования

●Разработка системы повышения ИКТ компетентности педагогов

●Подготовка нормативно-организационной базы по информатизации образования в ДОУ

●Оформление лэпбука по компьютерной грамотности педагогов

●Подготовка электронного учебника по информационной грамотности педагогов

●Разработка электронных образовательных ресурсов, обновление информации на сайте

3 этап – Основной

4 этап – Заключительный:

●Анкетирование педагогов по ИКТ компетентности

●Анализ проведенной работы по повышению ИКТ компетентности

● Проектирование индивидуального маршрута профессиональной деятельности педагогов.

7 слайд

Итак, в рамках 1 этапа (организационного) я провела анализ информационной образовательной среды ДОУ, а именно нормативно-правовой базы информатизации:

-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»

-Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

-Конституцию РФ

-Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»

-Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

-Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»

-Уголовно-процессуальный кодекс РФ

-Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 №785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»

-Приказ Минобрнауки РФ от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»

-Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»

-Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

-Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

8 слайд

-кадровых условий

В штатном расписании учреждения кроме должностей, которые обеспечивают присмотр, уход, развитие, воспитание и обучение детей, в том числе и детей с ОВЗ предусмотрены следующие специалисты: педагог - психолог, учитель - дефектолог, учитель - логопед, которые имеют высшее педагогическое (профильное) образование. Состав педагогического коллектива: 8 воспитателей, музыкальный руководитель и 3 специалиста. Из общего количества педагогического состава 67 % имеют первую квалификационную категорию и стаж работы свыше 15 лет. В число специалистов входит молодой специалист (учитель – логопед).

9 слайд

-материально-технических условий

анализ материально-технических условий показал, что в детском саду имеется определенное количество аппаратного оборудования:

общее количество ПК-3

общее количество ноутбуков-2

интерактивная панель-1

мультимедийный проектор-1

переносной экран-1

принтеры-3

цифровой фотоаппарат-1

Имеются высокоскоростной Интернет с выделенной линией и модемное подключение, а так же беспроводная сеть Wi-Fi.

10 слайд

-программно-методического обеспечения:

наличие имеющегося в детском саду программно-методического обеспечения процесса информатизации позволяет повышать профессиональный уровень педагогов средствами ОЭР по различным направлениям педагогической деятельности, ИКТ компетентность педагогов через онлайн семинары, вебинары, тестовые задания, результативность образовательной деятельности через использование компьютерно-игрового комплекса для дошкольников. В методическом кабинете имеется комплекс методических материалов, мультимедийных презентаций, фото, ауди, видеоматериалов, текстовых документов, электронных образовательных журналов на СD и DVD-дисках.

11 слайд

После анализа информационной образовательной среды детского сада, я поставила задачи по повышению общего уровня профессионального мастерства педагогов посредством формирования ИКТ-компетентности:

1.Формировать положительного отношения и мотивацию к повышению ИКТ-компетентности у педагогов.

2.Разработать систему повышению ИКТ-компетентности педагогов.

3.Активизировать деятельность педагогов в ИКТ-насыщенной образовательной среде: участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах, семинарах, конференциях.

4.Формировать умение применять информационные технологии в различных видах творческой деятельности.

12 слайд

Одним из пунктов организационного этапа стало повышение своей информационной компетентности как старшего воспитателя, а именно прохождение дистанционных курсов, участие в олимпиадах, онлайн-тестировании, викторинах, семинарах и т.д., а так же в процессе подготовки областного семинара мной была разработана брошюра и сконструирован календарь с помощью специальных компьютерных программ.

13 слайд

На втором этапе своей работы мной была разработана анкета для педагогов по ИКТ-компетентности, которая включала в себя критерии информационной грамотности и

компьютерной грамотности.

Изучение уровня ИКТ-компетентности позволил мне выделить три группы педагогов, которые характеризуются разной степенью принятия значимости ИКТ.

Первую группу составили педагоги – стажисты с низким уровнем умений, но имеющие высокую мотивацию (42% - 5 педагогов).

Во вторую группу вошли педагоги с достаточным уровнем умений, но с низкой мотивацией использования ИКТ (33 % - 4 педагога).

В третью группу вошли молодые педагоги с высоким уровнем умений и мотивации (25 % - 3 педагога).

Эффективным способом решения данных проблем стала разработка системы обучения педагогов компьютерной грамотности на основе дифференцированного подхода к каждой группе педагогов.

14 слайд

Так же в период подготовительной работы с педагогами я оформила лэпбук по компьютерной грамотности педагогов, подготовила электронный учебник по информационной грамотности педагогов, разработала электронные образовательные ресурсы, обновила информацию на сайте дошкольного образовательного учреждения.

15 слайд

После этого я перешла к основному этапу своей работы с педагогами, в котором использовались разнообразные формы и методы методического сопровождения, но модель повышения ИКТ - компетентности базировался исключительно на базовом уровне ИКТ компетентности каждого педагога, а так же уровне информационной грамотности, т.е. с использованием дифференцированного подхода.

Со всеми педагогами были проведены: серия практических занятий, на которых педагоги получали ответы на возникающие вопросы: «Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании», «Мультимедийная презентация для ребенка с ОВЗ» и т.д; открытые просмотры деятельности педагогов из 3 группы с детьми: «Использование программного обеспечения «Дельфа» в развитии ребенка с ОВЗ»; мастер-класс педагога из 2 группы «Стабилоплатформа как средство развития общей моторики ребенка» и т.д.

16 слайд

Действенной формой работы стало наставничество, где педагог из 3 группы делились своим мастерством как индивидуально, так и с группой педагогов. Не менее эффективной для повышения ИКТ компетентности педагогов стала работа в группах: тренинг «Компьютерная грамотность», «Создание интерактивной игры», где работали группы с заданиями разной сложности.

17 слайд

Для поиска творческих методов и приемов использования новых технологий в работе с детьми организовывались виртуальные экскурсии.

18 слайд

С педагогами, имеющие низкий уровень умений, проводилась индивидуальная работа: консультация «Знакомство с электронной почтой», практикум «Работа с таблицами» и т.д. С педагогами с достаточным уровнем умений, проводилась консультация «Сделаем буклет для родителей».

С молодыми специалистами была организована работа по самообразованию, где педагог-психолог самостоятельно создавала базу данных воспитанников групп и их родителей, а также учитель-логопед создавала банк электронных образовательных ресурсов.

19 слайд

В начале заключительного этапа мной было проведено повторное анкетирование, анализ которых показал положительные результаты в развитии информационной культуры педагогов детского сада.

20 слайд

А так же следующие результаты свидетельствуют об эффективной системе методического сопровождения каждого педагога по ИКТ-компетентности: прохождение самостоятельно дистанционных курсов, участие в интернет конкурсах, создание личных сайтов.

Заключительный этап, который включает самоанализ и самооценку педагогами уровня овладения ИКТ, а так же выявление пробелов в знаниях и навыков, помог наметить работу по индивидуальным запросам каждого педагога-проектирование индивидуального маршрута профессиональной деятельности педагогов.

21 слайд

Спасибо за внимание!

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области