Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Экологический проект «Птицы на кормушке»

Цель проекта Формирование знаний детей о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц, бережного отношения к ним. Воспитание любознательности, пытливости, интереса к живому миру. Задачи проекта: • расширять кругозор детей о зимующих птицах, живущих в нашей местности зимой • развивать речь, коммуникативные способности, мыслительные операции и психические процессы ребёнка • способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников. • активизировать умение родителей осуществлять экологическое воспитание детей • формировать у детей умение видеть в воспитателях и родителях своих помощников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Экологический проект «Птицы на кормушке» в средней группе

Проект «Птицы на кормушке» в средней группе

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (один месяц).

Актуальность проекта.

В холодное время года зимующим птицам очень трудно добывать себе пищу. Природный корм исчезает, но потребность в нем возрастает, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - прививать детям интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, учить беречь окружающий мир.

Цель проекта

Формирование знаний детей о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц, бережного отношения к ним. Воспитание любознательности, пытливости, интереса к живому миру.

Задачи проекта:

• расширять кругозор детей о зимующих птицах, живущих в нашей местности зимой

• развивать речь, коммуникативные способности, мыслительные операции и психические процессы ребёнка

• способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

• активизировать умение родителей осуществлять экологическое воспитание детей

• формировать у детей умение видеть в воспитателях и родителях своих помощников

I этап – подготовительный (информационно-накопительный)

1. Постановка проблемы: «Как помочь птицам выжить в зимний период?»

2. Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.

3. Подбор необходимой литературы по данной теме.

4. Выбор форм работы с детьми и родителями.

5. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

6. Организация развивающей, познавательной, предметной среды.

II этап – основной (практический).

Перечень мероприятий для реализации проекта.

1.Наблюдение за птицами на кормушке: синицей, вороной, снегирем, воробьем, голубями, их внешним видом и повадками. Наблюдение за поведением птиц на участке, рассматривание и сравнение следов птиц на снегу.

2.Труд: подбор корма для птиц, кормление птиц.

3.Беседы: «Что мы знаем о птицах», «Почему зимующие птицы не улетели в тёплые края?»

, «Польза, приносимая птицами», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».

4.Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Сорока и снегирь», «Тайна чёрного дятла»; Л. Воронкова «Птичьи кормушки»;

В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»; О. Григорьева «Синица»,

А. Яшин «Покормите птиц зимой»; И. Тургенев «Воробей», М. Горький «Воробьишко». Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

5.Исследовательская деятельность: «Почему птицы летают?»; «Зачем птицам нужен клюв?»; «Как объяснить пословицу: Как с гуся вода?»; «Как устроены перья у птицы?»

6.Дидактические игры:

«Один - много», «Назови ласково», «Счет птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Собери картинку», «Где чье гнездо?».

7.Подвижные игры

«Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот», «Птички и птенчики», «Перелет птиц», «Птички и кошка», «Вороны».

8.Слушание песен и музыки:

Аудиозапись «Голоса птиц». Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой проведение имитационных игр, связанных с игровой передачей образов – птиц, разучивание песен по теме проекта, проведение упражнений на развитие слуха и голоса.

9.НОД

«О тех, кто умеет летать», составление описательных рассказов о зимующих птицах(5-6 предложений) с использованием модели, схемы.

10.Художественно-творческая деятельность:

Рисование «Снегири на ветке ».

Аппликация «Птичка - синичка».

Лепка «Птицы на нашем участке».

11.Работа с родителями:

Консультации для родителей: «Из чего можно сделать кормушку для птиц», «Как научить ребенка заботиться о птицах?»

12.Пальчиковые игры:

«Птичья кормушка», «Я зимой кормлю всех птиц», «Дятел», «Воробей».

III. Презентационно – завершающий.

1. Конструирование и изготовление кормушек для птиц.

2. Выставка рисунков и поделок «Наши пернатые друзья» (дети совместно с родителями)

3. Создание стенгазеты о птицах.

4. Оформление результата проекта в виде презентации.

Занятие-беседа с детьми среднего дошкольного возраста «Почему зимующие птицы не улетели в тёплые края?».

Программное содержание:

- формировать у детей обобщённое представление о зимующих и перелетных птицах;

- закреплять умение правильно объяснять причины перелета и зимовки птиц (стало холодно, насекомые исчезли, следовательно, птицы улетают на юг). У зимующих птиц клюв толстый, крепкий, они могут питаться разнообразной пищей, в том числе и твёрдой, следовательно, они остаются зимовать;

- учить детей находить признаки, отличающие птиц от животных;

- использовать модели в качестве вспомогательного средства для активации познавательной деятельности, формировать навыки графического моделирования;

- воспитывать любовь к природе.

Словарная работа: названия зимующих и перелетных птиц, модели, клюв, пасть, животные.

Материал к занятию: изображение птиц и летучей мыши, схемы-модели.

Методические приёмы: загадки, логические загадки, вопросы к детям, работа со схемами, художественное слово.

Ход занятия:

На ветках дерева – птицы.

- Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело сегодня! Кого вы узнаёте? По каким признакам? (Дети показывают и называют)

- Да, много птиц, но у всех есть один общий признак. Подумайте. (Зимующие) Повторим это слово вместе.

- Почему эти птицы смогли зимовать вместе с нами, не улетели на юг? (У них толстый клюв, крепкий, они могут питаться разнообразной пищей, в том числе и твёрдой)

- Давайте внимательно рассмотрим этих птиц, что у них есть? (Голова, туловище, клюв, ноги, перья, хвост, крылья)

- Теперь сядем за столы и всё это изобразим на схеме.

- Дети, вчера мы с вами спорили: «Летучая мышь – это птица или зверь?» Давайте попробуем это узнать. (Голова, туловище, ноги – 4. Перья есть? Нет. Шерсть, крылья – есть, клюв – нет, пасть с зубами, выкармливает детёнышей молоком) Зарисуем это в нашей схеме. (Один ребёнок у демонстрационной доски)

- Теперь аккуратно зачеркнём общие признаки (голова, тело, крылья) и делаем вывод: «Птицы – это животные, у которых два крыла и две лапы. Для того, чтобы летать и ходить, тело покрыто перьями, рот у птиц – клюв, выкармливают птенцов насекомыми».

- Молодцы! Отдохнём?

Встают в круг.

- Девочки, мальчики, вокруг себя повернитесь, в зимующих птиц превратитесь!

- (Физкультминутка)

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышла птичка полетать,

Про кого мы загадаем,

Эти птички полетают

а) «Озорной мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крошки собирает». (Воробьишки летают, чирикают, клюют зёрнышки)

б) «А вот маленькая птичка, желтогрудая синичка, звонко песенки поёт, сало вкусное клюёт». (Вылетают синички, летают, поют «синь, синь, синь»)

в) «Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять».

г) «Носит серенький жилет, но у крыльев черный цвет, видишь кружат 20 пар и кричат «кар, кар, кар»».

- Быстрый зимний день кончается, птичьи игры прекращаются.

- Зимующие птицы вокруг себя повернитесь, в мальчиков и девочек превратитесь.

Дети садятся на ковёр, релаксация, звучит музыка.

- Давайте закроем глаза и послушаем. Что вы услышали? Голоса каких птиц вы слышали?

- Почему мы не слышим голоса этих птиц сейчас? (Они улетели в теплые края и еще не прилетели)

- Как эти птицы называются? Давайте скажем все вместе! (Перелётные)

- Дети, а вы помогали птицам зимой? (Высказывания детей)

- Как хорошо, что закончилось это трудное время для птиц, и насупил первый весенний месяц март.

- В марте, словно подарок женщинам к 8 марта, прилетают с юга грачи и скворцы.

- 17 марта – массовый прилёт грачей.

- 22 марта – праздник «сороки» - 40 птиц возвращаются в родные края.

- А к нам перелётные птицы уже вернулись. Каких птиц вы здесь узнали? (Среди прочих есть и провокационные изображения)

- Ну, перелётные птицы, ждём вас с нетерпением!

«Как устроены перья у птицы». Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе.

Интеграция образовательных областей

Познание:

Установить связь между строением пера и образом жизни

Познакомить со строением махового и пухового пера

Сформировать представление о пагубном влиянии на водоплавоющих птиц загрязнение водоемов, рек, морей нефтью

Художественное слово:

Развивать у детей творческое воображение, умение видеть характерные признаки предметов, сравнивать их.

Здоровье + физическая культура:

Способствовать развитию мелкой и общей моторики

Предупреждать утомляемость детей.

Коммуникация + социализация:

Расширять эмоциональную сферу детей.

Сформировать умение взаимодействовать со взрослыми и детьми

Воспитывать доброжелательность, чувство сострадания к птицам, попавшим в беду.

Развивать самостоятельность.

Безопасность:

Соблюдать основы безопасности при организации опытов.

Методы и приемы:

Социоигровые ситуации

Беседы

Художественное слово

Продуктивная деятельность

Опыты

Предварительная работа:

Игры «Опиши птицу»

Рассматривание иллюстраций

Рисование птиц

Лепка птиц

Организация развивающей среды:

1. Коробка для лабораторных исследований

2. Перья маховые, пуховые, крылья

3. Камни

4. Весы, молнии

5. Схемы пера, крыла, полета птиц, хвостов

6. Пипетки, емкость с водой, растительным маслом, бумажное крыло

7. Лупы, проволока, кисточки, салфетки

8. Ножницы, клеенка

9. Нефть

10. Гуашь, силуэты птиц в полете

11. Цветные перья

1 часть. Вводная.

Воспитатель вносит коробку для лабораторных исследований (читает детям)

- Как вы думаете, что находится в коробке (трясут, нюхают). Загадываю загадку

«По лесу летало, в воде болтыхалось.

В воду упало и сухим стало»

Дети отгадывают – перо.

Открываю, показываю., да, это перо.

- Чье это перо?

- Птичье.

- Как вы думаете какую роль играют перья для птиц. Давайте попробуем найти ответ.

Для этого нам надо пройти в лабораторию к профессору Знайке. (символ Сова) и исследовать как устроено перо.

Дети усаживаются за столами.

- Чем отличаются птицы от животных? Людей?

- Они умеют летать.

Ставлю на доску схему оперения птиц.

- Потому что вся птица покрыта огромным числом перьев. Птицы, единственные на земле имеющие перья.

- А за счет чего летают птицы?

- У них есть крылья (схемы крыльев, полета)

Показ крыльев от разных птиц.

- Одинаковые ли они? (птицы разных размеров, цвет пера разный)

2 часть.

- А сейчас посмотрите на свои крылья, которые приготовил вам профессор Знайка для исследований.

Ищем отличия (цвет, различия)

- Найдите самое длинное перо.

- Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев.

Рассматриваем.

- Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое)

Обследуем пальчиками.

- Интересно, легкое оно или тяжелое?

Дети кладут на руку перо, на другую – камень.

Делают вывод – легкое.

Взвешиваем на весах – перо, камень, два пера.

Делаем вывод.

- Подбросьте перо. Что вы видите?

- Падает медленно, плавно кружась.

- А за счет чего оно легкое? Стержень пустой.

- Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)

- Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете?

- Воздух.

- Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.

- Давайте посмотрим перо (опахало) через лупу.

- Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

(схема пера,)

Опыт с молнией.

Закрепляем, что это перо «маховое»

- А какие перья лежат у вас ещё?

- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).

Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое)

- Зачем такое перо птице?

- Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

- Интересно, какое перо легче – перовое или маховое?

Дуем – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?

Находим пуховые перья на крыльях.

- Перья на хвосте называются «рулевые». они помогают менять направление полета.

Схемы хвостов.

- Так зачем птицам перья?

- Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.

- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают? Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.

Давайте проведем эксперимент.

- У вас бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку (растительное масло, а теперь пипеткой капните воду. Вода скатывается, вот так и с перьев птиц не зря говорит пословица «Как с гуся вода».

- Ребята, а что может случиться с птицами, если произойдет непредвиденное загрязнение водоемов, рек, морей нефтью (это вязкое, густое, черное горючее). Его перевозят на больших кораблях в емкостях и случаются аварии и нефть разливается по воде.

- Они могут погибнуть (картинка)

- Почему?

- Потому, что птицы попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Они слипаются, теряют способность отталкивать воздух. И птицы погибают.

Проводим эксперимент.

Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло, покрашенное в черный цвет, бросаем перо)

Перо стало тяжелое, слиплись волоски.

- Надо беречь природу, чтобы птицы не попадали в такую ситуацию.

3 часть.

- А где в быту нам может пригодиться перо?

- Раньше не было ручек, люди писали пером. (картинка)

- Можно покрасить перья для поделок (показ цветных перьев).

Ими украшают шляпы, одежду.

- Пуховыми перьями набивают подушки, одежда, куртки (легкие, теплые).

- А рисовать можно? Давайте попробуем.

Обводим силуэт птицы в полете (гуашью).

- О чем узнали мы сегодня в лаборатории профессора Знайки?

- О том, как устроены птичьи перья и их назначение.

- Птицы каждый день заботятся о своих перьях, тщательно чистят свое оперение, удаляют чужеродные предметы, вытирают жир и периодически меняют лишнее перо.

О птицах много знаем мы,

И в то же время мало,

И нужно всем: и вам и нам,

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережем

Своих друзей пернатых,

Иначе, мы к нулю сведем

Певцов наших крылатых,

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых.

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

Конспект занятия по рисованию

«Снегири на ветке»

Цель: Формировать умение отражать в рисунке снегиря. Уточнить представление о внешнем виде снегиря (особенности строения, окраска). Вызвать интерес к рисованию птиц на ветке. Воспитывать любознательность, художественный вкус, интерес к занятию рисованием.

Материалы и оборудование: бумага А4, гуашь, кисточка для рисования.

Предварительная работа:

наблюдение за птицами, прилетающими на участок, рассматривание изображений птиц на иллюстрациях, фотографиях. Чтение и разучивание стихов о птицах, знакомство с силуэтами различных птиц; беседа с детьми о зимующих птицах, о том, как человек помогает птицам зимой.

Ход НОД

Звучит музыка: пение птиц в лесу.

Воспитатель: Что вы слышите?

Дети: звуки пения птиц.

Воспитатель: Действительно пение птиц.

Воспитатель:

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Дети: Снегирь

Воспитатель:

Что за чудо: в зимний день,

Оживилась вся сирень.

Красногрудые комочки,

Зашумели как листочки.

Будто красных роз букеты,

На сирень забросил ветер.

Стайки дружных снегирей

Крошки кушают на ней.

Вова с маленькой Танюшкой

Птичкам сделали кормушки.

Воспитатель: Зима славится своими белыми тонами. В белом царстве особо выделяется яркой окраской снегирь — певчая птица рода снегирей. Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. Лесные территории особенно нравятся птице, ведь именно в лесу она выводит птенцов. Снегирь по габаритам примерно такой же, как воробей. Телосложение имеет плотное. Природа наделила снегиря клювом толстым, широким.

Осенью снегири сбиваются в небольшие стайки и заселяются поближе к жилищам людей. Рябина и другие, оставшиеся от щедрой осени ягоды – основная пища снегирей зимой. Странствуют они в зимнее время по паркам, садам, рощам и скверам в надежде добыть себе пропитание.

Гнезда снегири строят на маленьких елочках. Они очень хорошие и заботливые родителям. Питаются они ягодами и семенами.

Особенность снегирей заключается еще и в том, что они поют. Трель у них мелодичная, светлая и чистая. Если оказаться в лесу утром рано, до уха может донестись приятная песня снегирей. Поют не только самцы, но и самки. А ведь у других птиц этой прекрасной особенностью обладают только самцы.

Воспитатель: Посмотрите, какие снегири? На что они похожи? Какого цвета?

Дети: Снегири красивые, похожи на яблочки, красные.

Воспитатель: Для чего снегирям нужен такой крепкий и толстый клюв?

Дети: что бы доставать семена из шишек.

Воспитатель: Чем еще может питаться снегирь?

Дети: засохшими ягодами рябины, личинками.

Воспитатель: Для чего они прилетают в город?

Дети: В поисках пищи.

Воспитатель: Как мы им можем помочь?

Дети: Развесить кормушки

Воспитатель: Правильно, мы их подкармливаем, развешивая кормушки и насыпая зернышки и семечки.

Воспитатель: Рисования снегиря мы начнём поэтапно. Как вы думаете, с чего будем начинать рисование?

Дети: С туловища, голова, хвост.

Воспитатель: Правильно, какой геометрической формы и цвета туловище снегиря? Голова? Хвост?

Дети: Туловище похоже на овал, красного цвета, а голова круглая и чёрная. Хвост - немного расширяется на конце, похож на треугольник.

Воспитатель: Подумайте, как расположить птиц, чтобы снегирь поместился на листе бумаги. Но прежде, чем рисовать, мы немножко отдохнём.

Физкультминутка «Снегири»

Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)

В красных майках снегири. (Показывают грудки)

Распустили перышки (Руки слегка в стороны,)

Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)

Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)

Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)

Кыш! Кыш! Улетели!

Звучит спокойная музыка «пение снегиря в лесу»

Воспитатель: А теперь приступаем к работе. Стараемся работать аккуратно, чтобы краски не смешивались между собой. Не забываем промывать кисточку. В случае затруднения, подсказываю некоторым детям по ходу занятия.

Воспитатель: Вот и закончилось наше рисование. Какие красивые снегири у вас получились. Все такие разные и прекрасные. Как называется птица, которую мы рисовали? На кого она похожа? Что есть у птицы? И т. д. В конце занятия устроить выставку «Прилетели снегири».

Конспект занятия. Аппликация «Птичка-синичка».

Цель – познакомить с новой техникой аппликации, с разнообразными возможностями использования шерстяных ниток, пайеток, поддерживать интерес к нетрадиционным видам аппликации.

Задачи :

Развитие мелкой моторики

Поддерживать интерес и любовь к творчеству

Закреплять умение аккуратно выполнять свою работу

Развивать умение работать с ножницами и клеем

Расширять знания о зимующих птицах

Предварительная работа по теме «Зимующие птицы» НОД «Окружающий мир».

Ход занятия:

Ребята, глазки вместе закрываем и куда ж мы попадаем?

Слушайте внимательно, где мы с вами оказались…

(звучит пение синички в лесу, дети отгадывают, кто это поет, открывают глаза и видят синичку - игрушка)

Синичка в гости залетела,

Друзей своих найти хотела.

Ребята, вы их не видали?

Синичке мы сейчас поможем

И смастерить друзей мы сможем.

1. Посадим наших синичек на веточки, которые сделаем из ниток. Ниточки вы можете расположить по – разному (развитие воображения, пространственного мышления). Во время работы с клеем и ножницами обращаем внимание на аккуратность при выполнении задания, умение правильно держать ножницы, аккуратно пользоваться клеем.

2. А сейчас посадим на наши веточки синичек (количество у всех разное, в зависимости от желания ребенка и времени). Во время работы повторяем полученные знания о строении птиц, о питании их в зимние время и т. д. Приклеиваем глазки синичке пайетки, хвост - делаем веер из цветной бумаги.

Физкультминутка.

Синичка наша полетела и на носик она к вам села (хватают тебя за носик, ушко и так далее, очень весело, когда происходит путаница между словами и действиями.

3. Смазываем клеем грудку синичек и засыпаем ее нитками,крыло - перышко. Украшаем нашу работу снежинками.

Вот такие красивые работы у нас получились!

Синичке друзей мы смастерили с вами,

И весело им будет летать над лесами.

Конспект занятий по лепке в средней группе на тему «Птицы на нашем участке»

Цели и задачи: Закрепить представление о зимующих и перелетных птицах. Закрепить умение лепить, используя знакомые приемы лепки. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, развивать память, внимание, воображение.

Материал: пластилин, дощечка, стеки.

Наглядный материал: скульптурная птица, изображение птицы.

Словарная работа: голова, хвост, круг, овал, глаза, клюв, оттягивать, прищипывать, стека.

Предварительная работа. Чтение сказки птичка.

Ход НОД.

Воспитатель показывает иллюстрацию птиц, просит вспомнить, как дети наблюдали птиц на участке и считали их на занятии по математике.

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает.

Эта птица - круглый год.

Во дворе у нас живет.

И чирикает она

Громко с самого утра:

- Просыпайтесь поскорей.

Всех торопит.

Кто это? (воробей)

Воспитатель: Каких еще зимующих птиц вы знаете? Ответы детей: галка,синица, голубь, ворона, глухарь, сорока, дятел

Воспитатель: Правильно.

Каких перелетных птиц вы знаете?

Ответы детей: Жаворонок, Грач, кукушка, ласточка, скворец, утка и т. д.

Воспитатель: Ребята, ваши родители не видели какие птицы прилетают на наш участок? Предлагаю вам слепить птиц. (показывает макет участка группы)

Воспитатель: Ваня расскажи что есть у птички? (туловище, голова, клюв, хвост, крылья).

Какой формы тело птички? (обводящий жест) (Овальное, как яйцо) .

-какой формы голова? (круглая). На что похожа? (на шарик). В какой части тела находится голова птички? (в начале тела) .

-какой у птички хвост? (длинный, примой). Посмотрите, что у птички есть на голове? (глаза, клюв)

-сколько глаз у птички? (два). Сколько крыльев? (два)

Воспитатель (Напоминает) Ребята мы с вами недавно лепили утят для уточки, но тело птичек, которые прилетали на участок, более круглое, чем у утенка, а клюв короткий, его можно вылепить приемом прищипывания.

Напоминаем детям об аккуратном пользовании пластилином, уточняю последовательность лепки, даем указание начать лепить. В процессе лепки помогаем правильно соотнести части тела птицы.

Индивидуальная работа с детьми: помощь отдельным детям разделить пластилин на 3 части, вспомню с ним способы лепки овала, шара, поупражнять детей в оттягивании и прощипывание (показ на своем куске) похвалю самостоятельных, аккуратных детей, еще раз покажу технику сглаживания поверхности предмета.

-Анализ детских работ. Дети располагают свои работы на макет. Воспитатель побуждает рассказать, какие птицы сидят на кормушке, какие расселись на ветках деревьев.

Познавательно-исследовательский проект «Зачем птицам нужен клюв?»

Цель

Узнать, для чего птицам нужен клюв.

Задачи:

1. Познакомиться с разнообразием птиц, их особенностями.

2. Узнать, как и чем питаются птицы.

3. Собрать информацию о форме клювов.

Литература:

1. Николай Сладков «Покажите мне их»

2. В. Бианки «Все самые»

3. Игорь Акимушкин «Животные – строители»

4. Ресурсы интернета

5. В Бианки «Чей нос лучше?»

ВВЕДЕНИЕ

У меня дома и в детском саду очень много книг, картинок, энциклопедий, рассказов о животных. Мне очень нравятся птицы! Птицы – это тоже животные. Птицы – верные наши помощники. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море. А всё потому, что них есть крылья. А ещё у них есть перья, лапы с когтями и клюв. Мне стало интересно, а клюв у птицы – это нос или рот? И для чего он нужен?

Гипотеза

Я предполагаю, что клюв птицам нужен не для красоты, он им необходим для добывания пищи и связан с условиями их жизни, поэтому клювы птиц разные.

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ

Чтобы узнать, для чего нужен клюв птицам, мне помогла моя воспитательница и моя мама. Мы читали книги, смотрели передачи о животных и даже искали ответ на мой вопрос в интернете.

Своё исследование мы спланировали так:

Изучаем книги, справочники, читаем рассказы о птицах.

Используем ресурсы Глобальной сети Интернет

Наблюдаем за птицами нашей местности.

Делаем выводы

Птицы - первые и самые надежные помощники человека. Защитники наших лесов, полей, садов и огородов. Без птиц нам не обойтись, но и птицы нуждаются в нашей помощи. В голодную и холодную зиму необходимо подкармливать птиц. Птицы – это тоже животные. У них есть крылья, перья, лапы с когтями и клюв. Мне стало интересно, а клюв у птицы – это нос или рот? И для чего он нужен?

Вот что мы узнали!

Клювы у птиц действительно разные.

(Фото на слайде)

Клювы бывают:

1. Длинные

2. Средние

3. Короткие

Самый большой клюв

Самый большой клюв у пеликана. Пеликаны живут рядом с водой, а его клюв напоминает мешок для ловли рыбы.

Самый маленький клюв

Самый маленький клюв у колибри. Она живёт там, где много цветов. Поэтому клюв ей нужен чтобы собирать нектар.

Самый прочный клюв

Самый прочный клюв у дятла. Клюв ему нужен чтобы долбить деревья и добывать из-под коры вредных жучков и личинок. Он даже дупло своим клювом делает.

Самый необычный клюв

Самый необычный клюв у красивой птицы - фламинго. Он служит совком для добывания пищи.

Клюв – оружие

У попугая клюв – третья нога, грозное оружие. Может клювом перекусить стальную проволоку.

Клюв – игла

У птицы-портнихи клюв – игла. Живёт эта птица в Индии. Когда приходит пора выводить птенцов, птица-портниха сшивает клювом и нитками края двух листьев. Игла – её тонкий клюв, а нитки она прядёт из растительного пуха.

Клюв – достопримечательность

У тукана очень большой клюв, а сама птица не больше гуся. Но клюв у него лёгкий и пористый, как пенопласт и служит для красоты и величия.

Птицы нашей местности

У нас живут синицы, воробьи, сороки, вороны, голуби. Зимой прилетают снегири. Снегирь имеет маленький клюв, а питается он ягодами рябины.

Выводы:

1. Птицы живут везде: в жарких и холодных местах. Только у птиц есть перья и клюв. Птичий клюв не только нос, но и рот. По клюву видно, что птица клюёт.

2. Птицы могут питаться семенами, ягодами, нектаром, насекомыми, червями, рыбой.

3. Клюв нужен, чтобы добывать пищу, строить гнёзда, оборонятся, копать и даже пугать.

Без носа птице – что нам без рук!

Конспект НОД познавательное развитие «Почему птицы летают?» в средней группе.

Цель: развитие интереса к исследовательской деятельности.

Задачи: побудить детей к исследовательской деятельности, учить высказывать свои предположения, развивать интерес к жизни птиц, воспитывать бережное заботливое отношение к птицам.

Оборудование, наглядный материал: картинки птиц, перья, лупы, энциклопедия «Птицы», аудиозапись «Пение птиц», маска кота, сердечки, вырезанные из картона, различная крупа.

Ход.

Воспитатель читает стихотворение:

Не видно в лесу тропинок,

В тулупах кусты стоят.

Уснувших жуков и личинок

Укрыл под корой снегопад.

Лети же, пичуга, к людям

И прячься скорей за окном,

А мы кормить тебя будем

Крошками, хлебом пшеном.

Воспитатель: Каких птиц вы видите зимой около своего дома? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, чем сегодня необычна наша группа?

Ответы детей (по всей группе «летают» птицы)

Воспитатель: Интересно, а как птицам удается летать? (Ответы детей)

Воспитатель: А чтобы узнать, как им это удается, давайте узнаем, что такое воздух?

Для этого нам потребуется полиэтиленовый пакет. Давайте попробуем «поймать» им воздух резким движением.

А что случилось с пакетом? (он раздулся как шарик)

Почему он раздулся, как шарик? (потому что мы «поймали» воздух)

Что сейчас находится в пакете? (воздух)

Какой он? (невидимый)

Какой можно сделать вывод? (воздух можно «поймать»)

Когда можно ощутить воздух? (при резких движениях)

Значит, может воздух помогать птицам при взлете? (да, может)

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, только воздух помогает птицам летать?

Ответы детей (птицам помогают летать крылья, строение их тела, хвост)

Воспитатель: Самый главный инструмент при полёте – крылья. Крылышко птицы имеет выгнутую форму, а это позволяет птице сильное отталкиваться от воздуха.

На столе лежат перья. Давайте их рассмотрим.

Дети рассматривают перья птиц под лупой.

Какие перья? (гладкие, легкие, пушистые, разные по величине и форме)

Перья придают телу птицы гладкую и обтекаемую форму. Это делает полёт легче, так как нет большого сопротивления со встречным воздухом.

Перья бывают разные. Есть перья, которые помогают птицам летать, они называются маховые у него толстый стержень, перышки жесткие.

А есть, которые согревают, они называются пуховыми это перо поменьше, стержень тоньше оно очень мягкое и легкое.

У птицы есть перья, которые регулируют направление полёта (рулевые перья на хвосте). Кроме того, они плотно прилегают друг к другу, что защищает тело птицы от неблагоприятных условий среды (дождь, ветер, жара, холод и т. д.).

Для чего птицам нужны перья?

Хотите проверить, почему птицы летают, парят и не падают?

Для этого нам понадобится перо и камешек. Бросьте их одновременно с одинаковой высоты.

Что вы заметили? (ответы детей)

Какой предмет упал быстрее? (ответы детей)

Какой предмет воздух пусть ненадолго, но все-таки удерживает?

Ребята, какой мы сделаем вывод?

Вывод: тяжелые предметы опираться о воздух не могут, они резко падают вниз.

Воздух удерживает легкие предметы с широкой поверхностью

Вот поэтому птицы умеют летать.

Предлагаю посмотреть презентацию «Полет птицы»

Просмотр презентации «Полет птицы»

Беседа по ходу просмотра презентации. Комментирование воспитателем.

Посмотрите, как складываются и раскладываются крылья и хвост у птиц. Когда они взлетают и садятся.

С раскрытыми крыльями птица опирается о воздух и отталкивается от него взмахами крыльев.

На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, а крылья прижимает к телу.

Гимнастика для глаз.

Сегодня из библиотеки я вам принесла очень познавательную энциклопедию, которая называется «Птицы».

В этой энциклопедии очень много интересной информации о птицах. Есть иллюстрации разных птиц, их птенцов, гнезд. Но больше всего я бы хотела показать вам картинку скелет птицы. Давайте внимательно рассмотрим его.

Скелет птицы очень прочный и лёгкий, а это помогает подниматься в воздух и сопротивляться окружающей среде. Прочность скелета достигается благодаря срастанию его костей.

Ребята, теперь мы можем ответить на вопрос, что помогает птицам летать?

Дети с помощью воспитателя подводят итог «Почему птицы летают?»

Предлагаю поиграть в подвижную игру «Воробушки и кот»

Воспитатель: А чем птицы могут удивить людей? (ответы детей)

Давайте послушаем, как птицы красиво поют.

Аудиозапись «Пение птиц»

Какие прекрасные голоса мы сейчас услышали! Хочется, чтобы птички всегда пели свои любимые песенки и никогда не знали, что такое холод и голод!

Ребята, как мы можем зимой помочь птицам? (ответы детей) (подкармливать их)

Давайте, мы сейчас приготовим угощение для птичек и повесим наше угощение на ветки деревьев, когда выйдем на прогулку.

Дети намазывают картонные сердечки клейстером, приклеивают крупу.

Подведение итога НОД.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области