Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Развитие мелкой моторики нетрадиционными техниками ручного труда. Изонить»

Цель создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Шелеховского района

«Начальная школа - детский сад № 10»

Тема работы:

«Развитие мелкой моторики

нетрадиционными техниками ручного труда.

Изонить»

Горкунова Наталья Юрьевна

воспитатель

п. Большой Луг

2016г.

За последние годы в дошкольном образовании происходят значительные изменения. Благодаря «Закону об образовании в Российской Федерации» от 1.09.2013г., дошкольное образование теперь трактуется, как первый уровень общего образования. Дошкольное образование, по-прежнему является необязательным, но оно считается ключевым уровнем развития ребенка. Дошкольное детство - это главный этап личностного развития (физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного, творческого), это период, в который ребенок начинает осознавать себя и свое место в окружающем мире. Когда он учится взаимодействовать со взрослыми, со сверстниками, с другими детьми.

Сейчас же, главной задачей перед дошкольной организацией стоит -формирование компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми (акцент на индивидуальное развитие ребенка и социальную адаптацию).

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования, существуют пункты, в которых основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:

1.Общие положения

1.4. Основные принципы дошкольного образования:

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

2.4. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

3.1. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

-недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

Считаю актуальным, включение нетрадиционных техник ручного труда «Изонить» в образовательный процесс.

Цель педагога: создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих  возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.

Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Мелкая моторика — это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным — важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности. Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать.

В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Исследования учённых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга.

Возрастные особенности развития мелкой моторики рук детей.

Развитие происходит постепенно, начиная от периода новорожденности. В возрасте 4-5 лет ребенок должен закрашивать простые формы. Копировать печатные буквы. Рисовать различные круги, квадраты, диагонали т.д. Например, рисование человечка. В 4-5 лет рисует карандашами, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина несколько частей, т.е. например ручки, ножки, голова и т.д. Умеет шнуровать ботинки. В 5-6 лет должны быть навыки аккуратно раскрашивать картинки, писать буквы и числа. В дошкольном возрасте развитие моторики является главной и неотъемлемой частью.

Новизна. У детей среднего возраста слабо развита мелкая моторика рук. Просмотрев разную литературу, я выбрала направление по изонити. За основу мной был взят учебный материал методического пособия Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников». Методическое пособие рассчитано на 1 год обучения, но я его переработала, под своих детей учитывая возраст (средняя группа), умения, навыки и продолжительность курса обучения. Составила примерный тематический план по принципу от простого к сложному.

Нитяна́я гра́фика (варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн)

-графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шёлковые нитки.

Изонить – это оригинальный вид декоративно – прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьёй способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохраняет не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навыки письма.

Моя работа с детьми в области развития творчества детей реализуется при обучении детей вышиванию в технике изонить. Это оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого - вышивка нитками по бумаге. Достоинства такого вида работы в том, что изображение выполняется быстро, отличается доступностью и волшебной для ребенка «возвратностью» - возможностью исправить работу на любой стадии, не повредив ее. Но работа эта требует точных и ловких мелких движений кисти и пальцев. Особенно полезны занятия этого вида для детей старшего дошкольного и среднего школьного возраста. Изонить расширяет представления об окружающем мире, учит внимательно вглядываться в окружающие предметы, выделять наиболее выразительные и характерные детали, основные конструктивные части, сохраняя при этом целостность восприятия объекта или композиции. Отсюда вывод: занятия изонитью способствуют развитию конструктивного мышления, творческих способностей и таких умственных умений, как анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Техника изонити требует ловких и тонких движений пальцев. В процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение выбрать и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать выбрать и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать композиционное решение изображения. Можно сказать: предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние и на личностное развитие ребенка.

Работа в технике изонити формирует такие качества личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующие целенаправленных волевых усилий, усидчивость и аккуратность). Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, «осмысленная моторика»).

Цель моей работы. Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста через организацию  ручного труда – оригами, вышивание лентами, изонить.

Исходя из цели занятий, были поставлены следующие задачи.

Обучающие:

Знакомить детей с основными формами работы с картоном.

Обучать приемам работы с линейкой и трафаретом.

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.

Учить различать острый, прямой и тупой углы.

Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции из углов и окружностей.

Развивающие:

Развивать память, внимание, пространственное и логическое воображение.

Развивать глазомер и мелкую моторику пальцев.

Развивать художественный вкус, творческие способности и воображение детей.

Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изображению в технике «Изонить».

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место.

Первым шагом на пути реализации поставленных задач было изучение методической литературы, диагностика детей, привлечение сотрудников и родителей по взаимодействию в рамках предстоящей работы.

Таким образом, все выше сказанное дает основание предположить, что процесс развития мелкой моторики рук детей 5-6 лет посредством изонити будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

соблюдения этапности в проведении занятий:

1этап - знакомство и освоение базового элемента «угол»;

2 этап - создание изображений, на основе многократного повторения базового элемента «угол»;

3 этап - знакомство и освоение базового элемента «круг»;

4этап - создание изображений, с много кратным повторением базового элемента «круг»;

5 этап - создание изображений, предполагающее комбинирование базовых элементов «угол» и «круг».

Занятия в кружке «Волшебная ниточка» проходят один раз в неделю, во второй половине дня (см. приложение 1). Продолжительность занятия для детей 5-6 лет 20-25 минут, для занятия необходимы различные материалы и инструменты (см. приложение 3). Занятия проходят в виде игры. Количество детей в группе не более 6 человек, определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности (см. приложение 2).

Цикл занятий состоит из:

-овладения техникой изонити;

-изображения окружностей;

-моделирование с их использованием образов;

Методы, приемы и форма работы.

словесные методы: объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы., художественное слово (загадки, чтение стихотворения, рассказывание сказки);

наглядные методы: показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы;

 практические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка, работать с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину (панно).

Диагностика. Чтобы виден был результат моей работы, провожу диагностику два раза за период обучения.

Получила следующие результаты:

ориентировка на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз)

-10 детей из 15, обладают хорошо этими понятиями

-5 детей путаются

трудовое воспитание

-дети не обладают такими навыками, т.к. в домашних условиях крайне редко используют данные предметы (игла, ножницы)

физическое воспитание

развитие мелкой моторики:

-у 6 человек из 15, хорошо развита мелкая моторика;

развитие глазомера:

-только у 7 человек развито хорошо;

координацию движений рук под контролем глаз:

- у 5 человек из отобранной подгруппы

В работе с родителями были просьбы, чтобы под присмотром взрослых детей чаще привлекали к работе с иглой и ножницами, как одновременно, так и по раздельности.

Заключение. Проводимая работа дала положительные результаты. Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в группе детского сада и семье способствовала:

-совершенствованию мелкой моторики рук

-совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела) ;

-совершенствованию активной речи, словарного запаса;

-совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

-совершенствованию навыков учебной деятельности.

 Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей.

2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики.

3. Продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;

4. Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей.

Список литературы:

1.Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику. С.-П., 2009г.

2.Н.Н. Гусарова «Техника изонити для дошкольников», Издательство Детство - Пресс, СПб 2010г

3.Кольцова М.М. «Развитие моторики» М., 2010г.

4. Кошелев В.М. «Художественный и ручной труд в детском саду». -  М.: - «Просвещение», 2009г.

5.О. В. Леонова. «Рисуем нитью ажурные картинки», СПб.,«Литера», 2009г.

6.Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2010 г.

7. Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2009г.

8.Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка» М., 2009г.

Приложение 1:

Примерный учебно-тематический план:

Тема

Содержание

Количество часов/сроки

1

«Волшебная ниточка» знакомство с техникой изонить

Знакомство с техникой изонить, основных принципах и особенностях работы. Техника безопасности при работе с инструментами, необходимыми для занятий изонитью.

1/

Январь

2

«Солнышко»

Выполнение работы «Солнышко». Обучение умению отличать лицевую и изнаночную стороны. Окружность в технике изонити. Правила и последовательность работы с окружностями.

1/

Январь

3

«Снеговик»

Выполнение работы «Снеговик». Закрепление умения отличать лицевую и изнаночную стороны изделия. Вдевание нитки в иголку, завязывание узелок. Дорисовка изображения после вышивки.

2/

Февраль

4

«Матрешка»

Выполнение работы «Матрешка». Отличие лицевой и изнаночной стороны изделия. Закрепление понятий – «окружность» . Дорисовка изображения после вышивки.

3/

Февраль-март

5

«Кошка»

Выполнение работы «Кошка» . Закрепление навыков выполнения окружность . Формирование чувства цвета. Чтение пословиц и поговорок о труде. Дорисовка изображение после вышивки.

3/

Март

6

«Нарисуй круг звездочкой»

Окружность в технике изонити. Правила и последовательность работы с окружностями.

2/

Апрель

7

«Паук»

Выполнение работы «Паук». используя заполнение окружности звездочкой..

3/

Апрель-май

8

«Медвежата»

Выполнение работы «Медвежата».Создание сюжетных композиций, используя разные заполнения окружностей. Учить доводить начатое дело до конца.

3/

Май

Приложение 2:

техника безопасности:

Передаем ножницы, кольцами вперед, удерживая их за лезвие в закрытом виде;

Нитки и скотч отрезаем только ножницами;

Иголки и булавки в рот не берем;

Чтобы не порезать руку, не проводим по краю картону.

Приложение 3:

Инструменты и материалы,

необходимые для работы в технике изонити.

   Для работы детям потребуются:

Иголка с широким ушком.

Цветные катушечные нитки № 20—40.

Ножницы.

Шило (короткое). Длинное шило желательно обрезать (рис. 1).  Отрезать 1см. 

 Рис. 1 Шило

      5.  Кусок пенопласта для подкладки во время прокалывания              шилом, чтобы не испортить поверхность стола.

   6.  Цветной картон или бархатная бумага, наклеенная на тонкий       картон для большей плотности

   Размер картона или бархатной бумаги на первом этапе              обучения должен быть примерно 10 X 15 см (большой лист картона неудобно поворачивать при работе, чтобы следить за положением нити на изнаночной и лицевой стороне)

Рис 2 Примерные образцы трафаретов

   7. Линейка. Ее могут заменить трафареты, выполненные из плотного картона, с нанесенными по краям отметками Примерные образцы трафаретов углов показаны на рис. 2 Количество отметок по всем сторонам трафарета должно быть одинаковое.

   Очень удобны трафареты окружностей, выполненные из плотного картона (рис 3) На трафарет наносится разное число делении.

   Для изображения дуг, завитков, овалов можно использовать фигурные лекала.

Рис.3  Трафареты окружностей

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области