Лялина Марина Викторовна,
воспитатель МКДОУ д/с «Березка»
г. Слободского Кировской области
Заботясь о птицах, мы охраняем природу
«Охранять природу –
значит охранять свою Родину»
В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Мир пернатых», целью которого является расширение знания детей о перелетных, зимующих и водоплавающих птицах нашего края. Это позволит расширить и углубить знания детей о жизни птиц нашего региона в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания, представление о внешнем виде, частях тела, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.
На подготовительном этапе, мы с детьми обсудили вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью: «Птицы, какие они?», «Что ты знаешь о птицах?», «Как узнать птицу?», «Как разделить птиц на перелетных и зимующих?», «Какое значение имеют птицы в жизни человека?».
Чтобы найти ответы на эти вопросы мы определили цель и задачи проекта, разработали план-график работы, изучили познавательную, художественную и методическую литературу, сделали подборку игр для детей среднего дошкольного возраста. Например, пособие «Пернатые друзья». Его цель – обобщение и закрепление знаний детей о зимующих, перелетных, водоплавающих птицах нашего края, о роли человека в жизни птиц. Задача детей – разместить птиц на плакате в соответствии со временем года.
В совместной творческой деятельности с детьми мастерили птиц из салфеток в технике бумажной пластики. С детьми рассматривали иллюстрации с изображением птиц нашего края, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили поговорки, скороговорки, дети приносили книги, сказки, делились новой информацией. На прогулке внимательно наблюдали за птицами в осеннее и зимнее время года. Наблюдая, мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сада.
Проводились эксперименты: «Что дальше улетит?»,«В воде купался - сух остался»,«Как устроены перья у птиц».Самым интересным было проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). Дети, с удовольствием принимая участие в эксперименте, убедились, что перышко улетает дальше ткани и бумаги.
Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания о птиц, проводились развивающие, дидактические, подвижные, пальчиковые игры: «Раздели птиц на перелетных и зимующих»; «Лишняя картинка»; «Угадай по описанию»; «Воробышки и автомобиль»; «Лиса и куры».
С родителями провели ряд консультаций на темы: «Расскажите дома детям о птицах», «Учим стихи о птицах», мастер-класс «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Привлекали родителей к оснащению предметно-пространственной среды в группе по данной теме. В группе создан макет дерева с птицами.
Во многих семьях работала «домашняя мастерская»: дети вместе с родителями мастерили кормушки, которые мы повесили на территории детского сада. Каждый день мы добавляли в кормушки корм. В итоге проведённых наблюдений дети научились: правильно кормить птиц различным кормом, заботиться о зимующих друзьях, проявляется в умение анализировать, делать выводы.
Весной планируется сделать совместно с родителями скворечники и повесить их на территории детского сада, оформить альбом с фотографиями и рисунками птиц и продолжить с детьми наблюдать за перелетными птицами.
В ходе реализации проекта дети узнали много нового о птицах родного края, их образе жизни, научились рисовать, лепит, складывать птиц способом оригами.
Таким образом, мы видим, что в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС дошкольного образования.
Список литературы
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд., испр и доп. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
2. Кравченко, И.В. Прогулки в детском саду. Методическое пособие /И.В. Кравченко,Т.Л. Долгова. – М:Сфера,20153. беседы Шарыгина
4. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2012.