Приобщение дошкольников к народным традициям как основа патриотического воспитания
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых важных и значимых задач современности. В последние годы в России получила развитие и укрепление система патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В 2001 - 2015 годах реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" составлена на основе обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи. (Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"). Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует выстраивания системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В содержании ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) дошкольного образования отмечается необходимость решения проблем нравственно-патриотического воспитания на новом уровне. Эта проблема сегодня стоит необычайно остро перед обществом.
Огромные перемены происходят в нашей стране за последние годы. Это касается и вопросов нравственности, патриотизма, отношения к неоднозначным событиям в нашей истории. В последнее время происходит возрождение позитивного отношения к своей стране, рост самосознания, гордости за свою Родину. Но, несмотря на экономические трудности и ежедневное решение материальных проблем, такие события как Олимпиада, присоединение Крыма дали толчок возрождению национального самосознания, гордости за Отечество, веры в свои силы. Меняется отношение людей к Родине. Эти события должны стать причиной активизации процесса патриотического воспитания, ведь именно патриотическое воспитание является одним из главных составляющих общественного сознания, основой жизнеспособности государства и общества, преемственности поколений.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования поставлены цели по патриотическому воспитанию: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности морально-нравственного и познавательного развития, позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются и включаются в любой вид деятельности, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте возникают огромные возможности для систематического патриотического воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, мышления, чувств, эмоций, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно период дошкольного детства является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и, оставляя след на всю жизнь, формируют в дальнейшем его личность, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, родителям, детскому садику, школе, городу, родной природе, но и знание, понимание культурного наследия своего народа, своей нации, традициям и общенародным праздникам.
Во все времена одной из главных задач воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям опыта, накопленного предшествующими поколениями. Ведь сила народной педагогики, народных традиций, обрядов в добром, подходе к личности ребенка и требовании с его стороны такого же отношения к окружающим. Именно понятия добра, благородства, любви всегда утверждались и прослеживались в народных традициях. И именно использование богатейшего потенциала народных традиций в дошкольной педагогике позволяет существенно расширить уровень воздействия в области патриотического воспитания.