Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ЧАСЫ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА по конструированию Мастерская «Ляпы - Тяпы» для детей среднего дошкольного возраста

Помочь ребенку проявить свои художественные и первоначальные конструктивные способности в различных видах детского конструирования (бумага, лего - конструирование, бросовый материал, тико - конструирование). -

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МБДОУ «Детский сад № 40»

ЧАСЫ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА

по конструированию

Мастерская «Ляпы - Тяпы»

для детей среднего дошкольного возраста

Цель: помочь ребенку проявить свои художественные и первоначальные конструктивные способности в различных видах детского конструирования (бумага, легоконструирование, бросовый материал, тикоконструирование).

Режим занятий:1 раза в неделю

Количество занятий в год: 30

Длительность занятия: 15-20 мин.

Период обучения: октябрь 2017 г. –май 2018 г.

Количество детей: 10 детей

Категория: средний дошкольный возраст

Автор - составитель:

Москвина Венера Газизяновна

2017 – 2018 год

Содержание:

 Пояснительная записка.

2. Основная часть.

2.1.Занятия с бумагой.

2.2.Занятия с бросовым материалом.

2.3.Занятия с лего конструктором.

2.4. Занятия по тико конструированию.

3.    Календарное планирование.

 4.   Перечень используемой литературы.

Пояснительная записка.

Цель программы: помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах детского конструирования (бумага, бросовый материал, лего конструирование, тико конструктор).

Основные задачи:

развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

привлекать детей к работе с разнообразными материалами (бумага, бросовый материал);

формировать умение создавать коллективные работы;

передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности;

развивать у детей интерес к конструированию и моделированию; обучать конструированию по образцу, заданной схеме, по замыслу;

совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;

развивать мелкую моторику рук, стимулируя общее речевое развитие, умственные способности.

Направления работы.

1.Развитие творческих способностей.

2.Художественно – эстетическое развитие.

3.Познавательное развитие.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа жизни. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственныхпредставлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему миру.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с бросовым материалом, работа с готовыми контсрукторами «Лего», «Тико- конструкторы»). Программа направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами и овладение конструированием по образцу.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе – 15- 20 минут.

Интегрированность дает возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.

Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

1.Изложение учебного материала.

Программа включает в себя широкое использование иллюстрированного материала, работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, музыка, поэзия); использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений.

В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения, в их числе: листовые материалы(бумага, картон, фантики, конфетти, фольга, калька), пластиковая посуда,краски (гуашь, акварель), кисти разной формы и толщины, тушь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы).

Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.

2.Практическая работа детей.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

договариваться о совместной работе, ее содержании;

планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

3.Обсуждение.

Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

4.Ожидаемые результаты.

дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;

освоят навыки работы с ножницами и клеем;

научатся некоторым приемам преобразования материалов;

научатся видеть необычное в обычном предмете;

разовьют мелкую моторику рук;

разовьется поисковая деятельность;

освоят умение анализировать поделку;

сформируется положительное отношение к труду;

разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности;

подготовится рука к письму.

Содержание программы

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с бросовым материалом: пластиковой одноразовой посудой, бумагой, провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно – эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

Принципы построения педагогического процесса.

1.От простого к сложному.

2.Системность работ.

3.Принцип тематических циклов.

4.Индивидуальный подход.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

1 этап – знакомство со свойствами материалов.

2 этап – обучение приемам изготовления.

3 этап – изготовление поделок.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары- практикумы.

Работа с родителями предполагает: папки – раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер – классы, анкетирование, родительские встречи, семинары – практикумы.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах – конкурсах детского сада, поселка, района.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

План

работы кружка по конструированию

мастерская«Ляпы- Тяпы!»

На 2017-2018 учебный год.

Название темы

Количество занятий

Работа с бумагой, картоном

12

Работа с бросовым материалом

8

Работа с конструктором «Лего»

4

Работа с конструктором «Тико»

6

Итого:

30

Перспективное планирование работы

кружка по конструированию мастерская «Ляпы- Тяпы»

Месяц

Название занятия

Программное содержание

октябрь

Занятие – беседа «Ознакомление со свойствами

бумаги»

«Курочки»

В работе используется бумага и природный материал (полоски бумаги) – аппликация с элементами рисования

«Елочка»

Оригами

«Что нам осень принесла»

Коллективная работа (складывание бумаги гармошкой)

Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает разного цвета, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, бумага шуршит, легко мнется.

Продолжать учить детей наклеивать готовые формы на основу, закреплять знакомые приемы наклеивания, развивать воображение, творческие способности.

Учить складывать квадраты пополам, совмещая противоположные углы, проглаживать линию сгиба, воспитывать усидчивость, аккуратность.

Учить детей складывать бумагу гармошкой, изготавливать объемные поделки. Продолжать учить пользоваться шаблонами.

ноябрь

«Книжка - малышка»

Оригами

«Флажок»

Оригами

«Уточки»

Нитки

«Осенняя веточка»

Коллективная работа

«Гриб»

Оригами

Продолжать знакомить со свойствами бумаги. Учить складывать прямоугольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба. Воспитывать аккуратность.

Закреплять умение складывать квадратный лист пополам, или с угла на угол.

Учить пользоваться новыми приемами – сгибание проволоки пополам, наматывание ниток на заготовку. Познакомить с техникой безопасности при работе с проволокой. Развивать творческие способности детей.

Продолжать учить складывать бумагу гармошкой. Учить округлять углы.

Закреплять полученные знания и конструкторские навыки: складывание прямоугольника пополам, квадрата с угла на угол. Развивать интерес к ручному труду.

Декабрь

Работа с одноразовой посудой «Вторая жизнь одноразовой пластиковой посуды»

Елочка из пластиковых ложек

Зверюшки из бумажных тарелок

Корона из бумажной тарелки

1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из одноразовых тарелок.

2.. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой дедеятельности, а также   поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики и оригами.

3. Воспитывать у детей интерес к прикладному искусству.

4. Развивать творческие способности детей.

5.Воспитывать культуру деятельности,

формировать навыки сотрудничества.

6. Развивать навыки декоративного искусства.

7. Способствовать развитию мелкой

мускулатуры рук, воображения и фантазии.

Январь

Кролик из бумажной тарелки

Гнездышко с цыплятами их бумажной тарелки

Лилии из пластиковых ложек

1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из одноразовых тарелок.

2.. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой дедеятельности, а также   поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики и оригами.

3. Воспитывать у детей интерес к прикладному искусству.

4. Развивать творческие способности детей.

5.Воспитывать культуру деятельности,

формировать навыки сотрудничества.

6. Развивать навыки декоративного искусства.

7. Способствовать развитию мелкой

мускулатуры рук, воображения и фантазии.

февраль

Легоконструктор

«Собери модель по памяти» Воспитатель показывает детям в течение нескольких секунд модель, собранную из трех – четырех деталей, а затем убирает ее. Малыши собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

«Простые логические цепочки» Воспитатель раздает карточки с набранными последовательностями, в которых детали чередуются по размеру или по цвету.

Упражнения на продолжения ряда. Воспитатель показывает детям последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а дети должны продолжить. Первый этап – каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, но используется два признака: цвет и поворот. Второй этап – каждый элемент ряда состоит их двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак. По цвету:

По положению:

1.Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части.

2. Обучать планированию процесса создания собственной модели.

3. Стимулировать конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу.

4.Формировать умение действовать в соответствии с инструкциями педагога.

5.Активизировать работу мелкой моторики рук.

март

1. Сборка прямой змейки.

2. Строительство забора.

4. Строительство лесенки.

5. Постройка домика покарточке.

Знакомство детей с деталями конструктора ЛЕГО, со способами скрепления двух кирпичиков. Обучение умению соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта. Формирование у детей представления о протяженности предмета путем построения змеек разной длины.

Ознакомление детей со способами сооружения заборов и конструктивными возможностями разных деталей. Обучение детей соотнесению своих построек с имеющимся образцом. Формирование умения правильно использовать цвет. Формирование представлений о высоте предмета (высокий – низкий).

Ознакомление детей с различными способами построения лесенок. Формирование понятия устойчивость, обучение способу скрепления опоры с лесенкой. Развитие умения делать прочную постройку.

Анализ образца, изображенного на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизведение постройки. Развитие умения работать по образцу. Активизация речи.

Апрель

Тико конструктор

ТИКО: разные детальки – форма, цвет, число. Играй-ка!

ТИКО: множество углов. Мы запомним много слов!

ТИКО влево, ТИКО вправо: всё пространство для забавы!

ТИКО - домик для куклы.

Знакомство с конструктором.

Знакомство с многоугольниками.

Пространственное ориентирование, конструирование дорожек, графические диктанты.

Понятие о симметрии.

Май

ТИКО - парк для Винни-пуха.

ТИКО - призма, ТИКО - куб, ТИКО - пирамида.

ТИКО - многогранникивдруг пустились вскачь: Каждый быстро сделает звонкий яркий мяч!

Развитие фантазии в пространственных формах.

Понятие об объеме и развертке.

Конструирование мяча.

Критерии качества освоения ребенком ручного труда

Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.

Владеет приемами работы с различными материалами.

Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

Умеет самостоятельно провести анализ поделки.

Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.

Выполняет работу по замыслу.

Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.

Показывает уровень воображения и фантазии.

Использует в работе разные способы ручного труда.

Диагностика по ручному труду(средняя группа)

п/п

Список детей

Свойства материалов

Овладение приемов работы с материалами

Развитие конструктивных способностей (резать, клеить, рвать, измерять, вырезать)

Мелкая моторика

Конструировать из готовых деталей по образцу

Одноразовая посуда

бумага

Легоконстуктор

Тикоконструктор

Сформирован -

На стадии формирования -

Не сформирован -

Педагогическое обследование детей по ручному труду(средняя группа)

п/п

Задания, вопросы

Используемый материал при выполнении задания

Знания, умения, навыки

сформированы

на стадии формирования

1

Узнай и назови вид материала и его свойства

Природный материал, бросовый, бумага, одноразовая посуда

Знает и называет не менее 5 видов материала и 5 свойств

Знает и называет не менее 3 видов материала и свойств

2

Овладение приемами работы с материалами

Клей, ножницы.

Владеет приемами (режет, склеивает)

Владеет приемами

3

Развитие конструированных способностей и художественного вкуса

Природный, бросовый и вспомогательный материал

Придумывает и выполняет несложную конструкцию, самостоятельно украшает ее

Делает попытки или выполняет работу с помощью взрослого

4

Мелкая моторика рук

Мелкие вспомогательные детали, мозаика

Прочно скрепляет детали самостоятельно

Пытается скреплять самостоятельно или с помощью

Перечень используемой литературы:

Поделки из бумаги:

Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.- (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).

Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб.: Химия, 1994. – 64 с.

Афонькин, С.Ю. Бумажный конструктор [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1997. – 64 с.

Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с.

Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст]: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.

От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с.

Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5-6 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с.

Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [текст] / Т. Б. Сержантова. – М.: Айрис Пресс, 2006. – 208 с.

Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – М.: Эксмо, 2003. – 246 с.

 Соколова, С. В. Сказки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – СПб. : Валери СПб, 1998. – 224 с. - (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»).

 Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. - (Серия «Я расту!»).

 Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст]:  тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. −  Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.

 Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей [текст] / Е. Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).

Поделки из одноразовой посуды:

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.

Дубровская Н.В. Чудесные тарелочки. Поделки из тарелки. – Детство-Пресс, 2014.

Дубровская Н.В. Оригинальные поделки из бумаги и природных материалов. – Астрель, 2012.

Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.,1990

Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.

Субботина Л. Развитие воображения у детей.- Ярославль, 1998.

Теория и методика изодеятельности в детском саду. – М.: Просвещение

Лего конструирование:

1.Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego). -М.; Линка

Прес,2001г.

2. Куцакова Л.В «Конструирование  и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.

3. Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducationсложные задания, связанные с физикой.

4.  Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2002г.-192с.

5. Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2.

6. ФешинаЕ.В.Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.

Тико конструирование:

Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. М.: Дрофа, 2006.

Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. СПб. Речь, 2007.

Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.

Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области