Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Причины психосоматических расстройств у детей дошкольного возраста.

-------

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Причины психосоматических расстройств у детей дошкольного возраста.

В последние время у детей дошкольного возраста часто появляются физиологические нарушения здоровья, которые в последствие не подтверждаются медицинскими показателями. В связи с этим родители все чаще стали обращаться за помощью к психологам.

В процессе консультирования было выяснено, что в большинстве случаев проблемы со здоровьем были связаны не с инфекционными заболеваниями, а несли психоэмунологический характер. Иными словами это дети с психосоматическими заболеваниями.

А что же такое психосоматическое заболевание? Еще Зигмунд Фрейд говорил о том, что любые негативные не пережитые эмоции (эмоциональный конфликт) найдут свое соматическое проявление. Таким образом мы обращаем внимание на то, что у ребенка не просто богатый внутренний мир, а так же активная эмоциональная жизнь, борьба, противостояние и т.д. Следовательно, психосоматическое расстройство – это заболевания причинами которого являются в большой мере психические процессы больного, чем непосредственно какие - либо физиологические причины. В данном случает мы рассматриваем такие психические процессы как эмоции и чувства. Давайте рассмотрим, какие же могут быть причины развития подобного типа невротического заболевания. К ним относят: 1.Психологическая травма (сильнейшее нервное эмоциональное потрясение) поскольку дети дошкольного возраста эмоционально подвижны, то не имеют жестких психологических барьеров. Например: ребенок который привык к спокойному общению с близким окружением, может довольно остро и тяжело воспринимать грубость и авторитарность со стороны посторонних для его жизни людей. Первая эмоция которая возникает в данной ситуации – страх. Систематически испытывая чувство страха, но не имея возможность избавиться от этого состояния психика ребенка вытесняет бессознательную сферу, негативные эмоции, которые в свою очередь, могут найти свое физиологическое проявление в качестве болевого синдрома. Как правило это все желудочно-кишечные расстройства.

2. Переутомление. Например: большое количество разучиваемых стихов, всевозможные спортивные тренировки (физические нагрузки), нарушения режима дня ( ранний подъем, поздний отбой), что влечет к излишней перевозбудимости, которая требует немедленной разрядки. Физическими проявлениями данной причины могут быть – болевой синдром в области головы, суставные боли, боли в спине.

3. В последствие в более позднем возрасте может сформироваться страх будущего. Однако подобный страх наблюдается и в раннем дошкольном возрасте, в период переживания возрастных кризисов. Например: может сформироваться страх приема пищи, так как в следствии не избежин стул. Так как с посещением туалета связаны негативные переживания. Или страх перед сном, потому что выключат свет, а свет воспринимается как некая защита от чего то (темноты). Подобный страх может переноситься и в дневное время суток, только здесь подключается чувство одиночества. Проявляется это в нарушении работы желудочно-кишечного тракта (запоры, тошнота), гипертермия (повышение температуры тела) либо гипотермия ( резкое понижение температуры тела, холодеют конечности, обильный холодный пот).

Родителям и педагогам следует обратить внимание как часто и в каких ситуациях возникают подобные физиологические проявления с целью исключить или подтвердить возможности медицинских показателей проявления заболевания или психосоматическое нарушение.

Прежде чем начинать работу с ребенком¸ необходимо было выяснить систему отношений внутри семьи, а именно систему поощрений, систему порицаний или даже наказаний. Так же выяснялось какая система отношений была в семье родителей, когда они еще были детьми. И не было ли сходства между системами воспитания поколений. Так же необходимо было выяснить насколько родители ребенка способны были договариваться между собой, т.е. определить тип воспитания. Насколько часто болеет ребенок, болеют сами родители, какие симптомы чаще наблюдаются у ребенка и родителей.

Цель нашего исследования заключается в том, что не является ли психосоматическое заболевание ребенка еще и индуцированной формой т.е. транслирование соматического состояния родителя и восприятие этого состояния ребенком, как своего собственного. Например: мама постоянно жалуется на головную боль и ребенок тоже в последствии ссылается на боли в голове, которые на самом деле поведенческое проявление, не имеющее истинное физиологической причины, но несет четкую эмоциональную нагрузку. На самом деле речь идет о том, что мама, ссылаясь на головную боль, говорит о том что ей что то не нравятся, но не в прямую, а опосредовано. Ребенок, систематически наблюдая подобную модель поведения, начинает транслировать тоже самое. Таким образом, через родителей формируется склонность ребенка к болезням.

Если в процессе консультации и наблюдения за ребенком выясняется, что все физиологические проявления не что иное, как психосоматическое нарушение здоровья, то необходимо выяснить причину, а именно какие эмоции и чувства стоят за ними. При каких обстоятельствах они могли возникнуть. Дать возможность ребенку озвучить эти эмоции и чувства или проиграть их, так как это поможет более безболезненно и менее энергозатратно их пережить. При этом очень важно найти возможные подходы разрешения неприятных ситуаций возникающих между родителем и ребенком с целью профилактики психосоматических заболеваний в будущем.

Одним из наиболее оптимальных способов лечения и профилактики психосоматических расстройств применяют: арт -терапию, сказкотерапию, юнгианскую песочную психотерапию, игро – терапия.

В работе с детьми основное внимание уделяется не столько самому ребенку, сколько родителям, так как они являются самым близким его окружением. Изменяя модель поведения, разрушая менее эффективные стереотипы поведения родителей мы формируем новую модель поведения родителей между собой и в отношении ребенка в целом, что дает возможность исключить повторение эпизодов.

Встречаются более тяжелые случаи, когда психосоматическое расстройство переходит в хроническое соматическое заболевание. Здесь мы говорим о уже сформировавшихся психологических барьерах, которые возникли уже во время психосоматического заболевания. Подобные барьеры уже не позволяют избавиться от соматического заболевания, так как негативные эмоции и чувства перешли в синдром. Как известно все хронические заболевания мало поддаются излечению и редко имеют объективную причину возникновения. В таких случаях необходимо не только поддержка медиков, но и опытных психоаналитиков.

Используемая литература:

Популярная психологическая инциклопедия.-М Эксмо.С.С.Степанов 2005; «Психосоматический больной на приеме у врача» Б. Любана-Плоцца, В. Пёльдингера, Ф. Крёгера- СПб, 1996 256 стр. «Психосоматический симптом как феномен культуры» Г. А. Арина в сборнике «Психосоматика: телесность и культура: Учебное пособие для вузов» / Под ред. В. В. Николаевой — М.: Академический проект, 2009. — 311 стр Белоусов Ю. В., Скумин В. А. . — Москва: Центральный ордена Ленина институт усовершенствования врачей, 1987. — 115 с. — 1000 экз. «Справочник практического психолога»; Малкина-Пых И. Г.; ЭКСМО; 2008 г.; 992 стр.; 978-5-699-06449-4

Педагог – психолог МБДОУ «Детский сад №57» Струкова Оксана Владимировна.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области