Особенности развития навыка пересказывания у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
У детей с с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности в овладении навыками связной речи, в частности пересказом, характерны нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски и ошибки, незавершенность фрагментов и т.д., на что указывают такие авторы, как Л.Н. Ефименкова, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В. Филичева и др.
В психолого-педагогической литературе разработаны наборы текстов для обучения ребенка пересказу. Требованиям отвечают народные сказки, рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, рассказы Е. Пермяка, К.К. Калининой и др.
Особый интерес представляет оригинальная педагогическая система К.Д. Ушинского. Учебные книги Ушинского насыщены произведениями народного творчества – пословицами, загадками, сказками.
Последовательница К.Д. Ушинского Е.Н. Водовозова в пересказах рассматривает проблему развития речи как основную. С этой целью она рекомендовала разговоры, беседы, чтение книг и пересказ, заучивание стихов, чтение и разбор басен. Она, прежде всего, рекомендовала знакомить детей с баснями Крылова и др.
Крупный педагог-методист и общественный деятель в области дошкольного образования С.И. Тинеева отводит большое место в развитии речи детей живому слову. Наиболее полно С.И. Тинеева раскрывает в своей методике рассказы по заглавиям, развитие рассказа по предложенному началу.
Итак, как известно, пересказ – самая первая ступень в формировании навыков монологической речи, и разнообразные приемы должны облегчить овладение ею каждым ребенком.
С детьми следует иногда пользоваться отраженным пересказом. Он труднее для ребенка, так как ему приходится не только вставлять отдельные реплики в рассказ воспитателя, но и повторять целые фразы.
Воспитатели в дошкольных учреждениях прибегают к пересказам частями, по ролям (лицам), в лицах, игра-драматизация.
К основным требованиям к пересказам и специфике обучения пересказу в различных группах детского сада можно отнести: осмысленность, полнота передачи произведения, последовательность, использование словаря и оборотов авторского текста, замена отдельных слов синонимами, ритмичность, отсутствие длительных пауз, культура устного рассказа.
Начиная с раннего возраста, детям систематически рассказывают сказки, читают рассказы, стихи, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали действенное влияние на их поведение, игры, речевое развитие.
Детей младшего дошкольного возраста педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводит их к воспроизведению текста. Это осуществляется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.
Речевая деятельность детей, связанная с пересказом выступает первоначально в форме ответов на вопросы. Задаваемые педагогом вопросы целиком определяют полноту и последовательность передачи ребенком прочитанного. Детей можно также привлекать к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном рассказывании педагогом сказки).
Начиная со средней группы, программой детского сада предусмотрено систематическое проведение занятий по пересказу.
Большую роль в развитии речи играют пересказы. Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой). Все авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком.
На данный момент проблема коррекции тяжелых нарушений речи у детей дошкольного возраста является острой, так как количество таких детей возросло за последнее время.
Поэтому существует острая необходимость поиска наиболее эффективных средств и способов обучения пересказу дошкольников. Дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи затрудняются в овладении связной речью вообще и пересказом в частности. Применение логопедических технологий позволяют выявить, какие стороны страдают при пересказе и наметить наиболее эффективные пути обучения пересказу, восполнить пробелы и повысить уровень речевого развития детей.
Целью является – научить планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в речевой ситуации и самостоятельно определять содержание высказывания.
При проведении занятий по обучению пересказу перед педагогом стоят следующие задачи:
- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
- формирование навыков построения связных монологических высказываний;
- развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
- целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения;
- формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает:
- усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.);
- формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения;
- обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.