Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Игры и игровые упражнения для формирования словаря прилагательных у детей с ОНР»

Цели: Формировать у обучающихся младшего школьного возраста с ОНР словаря прилагательных, посредством использование игр и игровых упражнений. Задачи: 1.Создать благоприятную атмосферу по обогащению познавательно-речевого опыта обучающихся; 2.Формировать навык словообразования прилагательных от существительных; 3. Развитие словаря прилагательных; 4.Активизация познавательных процессов (восприятия,памяти,воображения,мыслительных операций)

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

(слайд 1)Тема: «Игры и игровые упражнения для формирования словаря прилагательных у детей с ОНР»

(Слайд2)Грамматический строй у детей с ОНР недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого обучающие испытывают трудности:

- в понимании учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

- в овладении учебными понятиями, терминами;

- в формулировании связных высказываний.

Речь нельзя назвать полностью сформированной. Об этом свидетельствуют довольно частые примеры неточного употребления слов (положила похлебку вместо «налила похлебку», длинный кувшин вместо «высокий кувшин» и т.д.), аграмматичное построение многих фраз: опускание предлогов, неправильное согласование в роде, числе (например: мухи кусал, журавль присла, посадили влетку, по все тарелку и т.д.).

Отклонения в словарном и грамматическом отношении более заметно проявляется в ситуации обусловленной речи, когда свободный выбор слов и грамматических форм ограничен. В отличие от этого, в свободной речи возможны приспособительные попытки «обойти» трудные слова, заметить их более привычными и проверенными, дополнить слова жестами и т.д.

Ограниченность словарного запаса обнаруживается, если предложить детям назвать предметы, выходящие за пределы привычного обихода. При этом выявляется, что многих предметов дети не называют вовсе, например: подоконник, решето, лейка, этажерка и т.д. Ряд предметов обозначается неправильно или при помощи перифраза, например, произношение не передается: весло – грабли, паровоз – поезд, телега – сани, пряник – баранка и т.д.

Прилагательные употребляются детьми крайне редко и не согласуются с существительными в роде и числе («красный лета», «вкусная грибы»).

Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют, заменяются или искажаются.

(слайд3) Словарь- это слова(основные единицы речи),обозначающие предметы,явления,действия и признаки окружающей действительности.Различают словарь пассивный и активный.Под пассивным понимают возможность понимания слов,под активным-употребления их в речи.Словообразование-представляет собой, особый путь развития словаря и является составной частью морфологической системы языка,так как словообразование происходит путем комбинирование морфем.Образование от однокоренных слов новых,преобладающих смысл.

Грамматический строй речи- система взаимодействия слов между собой с словосочетаниях и предложениях.Различают морфологический и синтаксические уровни грамматического строя речи.Морфологический-предпологает умение владеть приемами словоизменения и словообразования.Синаксический-умение составлять предложения грамматически правильно сочетать ,сочетать слова в предложения.

(Слайд 4)По значению и форме различают разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.

Имена прилагательные завися от существительных, согласуются с ними, т.е. ставятся в том же падеже, числе, раде, что и существительные, к которым они относятся.Начальная форма имён прилагательных — именительный падеж в единственном числе мужского рода.— Имена прилагательные бывают в полной и в краткой форме (только качественные).

В предложении прилагательные в полной форме, как правило, бывают согласованными определениями, иногда являются именной частью составного сказуемого.

Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые.

Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степень.Уровень развития словаря прилагательных определяется количественными и качественными показателями.

(Слайд 5)Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Для детей игра является основным видом деятельности, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно-образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим.

Как правило ребенок приходит на логопедические занятия после уроков, отсидев за школьной партой целый день. Поэтому не стоит стремиться к тому, чтобы обстановка на занятиях была приближена к обычным урокам русского языка или чтению. Желательно максимально использовать игровые приемы, коллективные формы работы, предоставляя возможность учащимся перемещаться по кабинету. Иногда излишне на подобных занятиях обращаться к школьной отметке, как единственно эффективному способу стимулирования активности и интереса учащихся.

Некоторые примеры игр(слайд 6)

Овощи

1.Какой, какая.

Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование: картинки с изображением овощей (огурец, свекла, репа, помидор, кабачок, капуста, лук, чеснок, морковь, картошка и т.п.).

Описание игры: показываем картинки, спрашиваем: «Что это?» - «Это помидор» - «Какого он цвета?» - «Помидор красный». Эта же игра с определением формы и вкуса.

2.Какой, какая, какие.

Цель: учить детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.

Оборудование: картинки или муляжи овощей.

Описание игры: чтобы узнать о цвете и величине предмета надо задать вопрос: «Какой? Какая?». Выставляют два помидора и показывают их по очереди – большой и маленький. Вопрос: «Какой?» (большой, красный и т.д.) Выставляют морковку, вопрос: «Какая морковь?» (оранжевая, длинная, вкусная, сочная и т.д.). Выставляют два огурца, вопрос: «Какие?» (зеленые, хрустящие, овальные и т.д.).

Чтобы узнать о форме, величин, цвете и вкусе предмета надо задать вопросы: какой, какая, какие. Предлагаем детям назвать как можно больше признаков каждого овоща.

3.Что приготовим?

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

Оборудование: картинки овощей.

Описание: «Собрали много овощей, сейчас будем делать салаты. Какой салат сделаем из капусты?» (капустный) и т.п.

Описание: Попросить ребенка: «Скажи, из чего приготовлены эти соки, как они называются?» (сок из моркови - морковный и.т.п.).

Фрукты (слайд 7)

1.Загадай-ка

Цель: учить детей использовать в речи качественные прилагательные.

Оборудование: муляжи, картинки фруктов.

Описание: просим ребенка: «Загадай фрукт, назови его цвет и форму, а я попробую отгадать».

2.Отгадай-ка

Цель: закрепить навык понимания качественных прилагательных.

Оборудование: муляжи, картинки фруктов.

Описание: спросить ребенка: «Что это может быть за фрукт?»

А) если цвет этого фрукта не желтый, то это может быть (апельсин); не зеленый (гранат); не синий (банан) и т.п.

Б) если форма этого фрукта не овальная, то это может быть (апельсин, груша); не круглая (банан) и т.п.

В) не круглый и не желтый (груша, слива), не овальный и не зеленый (апельсин, яблоко), не круглый и не оранжевый (груша, банан) и т.п.

3.Приготовим сок.

Цель: закрепить навык образования относительных прилагательных.

Оборудование: картинки, муляжи фруктов.

Описание: предлагаем детям придумать свой сок и назвать его (яблочный, грушевый, яблочно-грушевый и т.п.)

4.Хлопни, топни.

Цель: закрепление понимания прилагательных.

Описание игры: «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, которое можно употребить, говоря про фрукты, топни ногой, если так сказать про фрукты нельзя». (Сладкий, соленый, нарядный, овальный, сочный, печальный, веселый, аппетитный, круглый, квадратный, твердый и т.п.).

Дикие животные (слайд 8-9)

1.Кто какой

Цель: закрепление прилагательных в речи.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Описание: предлагаем ребенку подобрать слова, описывающие животных (медведь – косолапый, неуклюжий, бурый; лиса – хитрая, рыжая; белка – проворная, быстрая, прыгучая; заяц – быстрый, осторожный, трусливый, косой).

Цель: закрепление прилагательных в речи.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Описание: предлагаем ребенку продолжить предложение.

А) Заяц всех боится, значит, он какой? (трусливый)

Б) Лиса всех обманывает, значит, она какая? (хитрая)

В) У ежа иголки, он … (колючий) и т.п.

2.Кто это?

Цель: закрепление прилагательных в импрессивной речи.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Описание: «Угадай про кого я говорю: лохматый, косолапый – это (медведь); серый, колючий – это (еж); рыжая, проворная, прыгучая - это (белка); серый, злой – это (волк); маленькая, быстрая – это (белка); рыжая, хитрая – это (лиса); серый, маленький, трусливый – это (заяц).

3.Путаница

Цель: закрепление понимания притяжательных прилагательных.

Оборудование: картинки с изображением животных, с чужими хвостами.

Описание: «Здесь нарисованы животные с чужими хвостами, скажите: у кого лисий хвост (у медведя); у кого беличий хвост (у зайца); у кого медвежий хвост (у лисы); у кого заячий хвост (у белки).

Оборудование: картинки с изображением животных, с чужими хвостами.

Описание: «Чей у медведя хвост? (лисий). Чей хвост у лисы? (медвежий). Чей хвост у белки? (заячий) Чей хвост у зайца? (беличий)».(слайд 10)

Домашние животные. (слайд 11)

1.Собери животное.

Цель: закрепление притяжательных прилагательных в экспрессивной и импрессивной речи.

Оборудование: картинки с частями тела животных (корова, лошадь, коза, кошка, собака).

Описание: «Покажите на картинке кошачий хвост. Найдите на картинке козью голову» и т.п. Ребенок отвечает на вопросы: «Это чья голова?» (козья) и т.п.

2.Путаница.

Цель: закрепление притяжательных прилагательных в экспрессивной речи.

Оборудование: картинки с изображением животных, где заменена одна часть тела.

Описание: Ребенок смотрит на картинку и говорит: «У меня лошадь, а хвост кошачий. Мне нужен лошадиный хвост» или «У меня собака, а уши козьи, мне нужны собачьи уши».

Оборудование: картинка со странным животным (голова свиньи, туловище лошади, хвост кота, копыта коровы).

Описание: какие домашние животные объединены в этом странном существе? Чей у животного хвост? Чья голова? Чье туловище? Чей хвост? Чьи копыта?

Посуда (слайд 12)

1.Что из чего?

Цель: закрепление словообразования относительных прилагательных,

согласование их с существительными.

Оборудование: картинки с изображением посуды.

Описание: детям предлагается продолжить предложение.

Это посуда из стекла, значит это (стеклянная) посуда.

Мама купила новую (стеклянную) посуду.

Ми пьем чай из (стеклянной) посуды

Мама наливает воду в (стеклянную) посуду.

Это посуда из глины, значит это (глиняная) посуда.

Мама насыпала муку в (глиняную) посуду.

Таня высыпает муку из (глиняной) посуды.

А это посуда из металла, значит это (металлическая) посуда.

Мама ставит на плиту (металлический) чайник.

Это чашка. Она сделана из фаянса. Это (фаянсовая) чашка.

Петя уронил и разбил (фаянсовую) чашку.

Это солонка для соли. Она из дерева, значит солонка (деревянная).

Это блюдо из пластмассы. Оно (пластмассовое).

Этот сервиз из тонкого фарфора. Это праздничный (фарфоровый) сервиз.

Оборудование: настоящая игрушечная посуда (глиняная, деревянная, фарфоровая, металлическая, пластмассовая, стеклянная).

Описание: Просим ребенка: «Покажи стеклянную посуду» и т.п.

Описание: Предлагаем ребенку рассказать, из чего сделана та или иная посуда. Например, «Эта ложка сделана из дерева – она деревянная» и т.д.

Одежда (слайд13)

1.Из чего.

Цель: закрепление в речи относительных прилагательных.

Оборудование: игрушечная одежда из разных тканей (джинсовая юбка, шелковая кофта, вельветовые брюки, шерстяная шапка, льняная рубашка, кожаная куртка).

Описание: просим ребенка рассказать из чего сшита одежда, и какая она, например:«Эта шуба, сшита из меха, она меховая» и.т.п.

2.Угадай.

Цель: закрепление понимания относительных прилагательных.

Оборудование: игрушечная одежда из разных тканей (джинсовая юбка, шелковая кофта, вельветовые брюки, шерстяная шапка, льняная рубашка, кожаная куртка).

Описание: предлагаем ребенку найти шелковую, меховую, вельветовую, джинсовую, шерстяную, льняную одежду.

3.Скажи наоборот.

Цель: закрепление в речи антонимов.

Описание: предлагаем ребенку сравнить предметы. Сказать наоборот.

Большой – (маленький (мяч)

Высокий – (низкий (стул)

Например: «Этот мяч большой, а этот (какой?) маленький» и т.п.

Игры с именем прилагательным (слайд 14-15-16)

Закрепление понятия «имя прилагательное»

Цель игры. Закрепление понятия о прилагательных.

Оборудование. Предметные картинки с изображением овощей.

Содержание. В игре участвуют все обучающие. Логопед читает стихотворение С. Погорельского:

Мы сами копали весной огород,

Мы сами сажали, пололи…и вот –

Рассеялся – разлёгся

В большущей корзине и красный,

И жёлтый, и белый, и синий, здоровый

Такой разноцветный народ.

Детям предлагается за 5 минут записать, как можно больше овощей с указанием их цвета, которые могли быть в корзине. Побеждает тот, кто запишет больше названий овощей и сможет показать их на предметных картинках.

Игра «В каком магазине»

Цель игры. Закрепление понятия о прилагательном, развитие умения образовывать прилагательные от существительных.

Содержание. В игре принимают участие все обучающиеся в составе 3 команд.Каждый ряд получает карточку – задание с названием товаров. Задача игроков – записать, в каком магазине можно купить тот или иной предмет. Каждый игрок записывает название магазина и передаёт карточку соседу или сидящему сзади. Ряд заканчивает работу, возвращает карточку учителю. Учитель проверяет и оценивает работу команд.

Материал для игры:Товар,Овощи ,Книги,Мебель,Продукты,Молоко,Хлеб

Мясо,Рыба,Цветы,Обувь,Клюшки,Магазин(овощной),(книжный),

(мебельный),(продуктовый),(молочный),(хлебный),(мясной),(рыбный)

(цветочный),(обувной),(спортивный)

Игра «Образуй прилагательное»

Цель. Закрепление умения образовывать имена прилагательные от имён существительных.

Содержание. Игра проводится в форме эстафеты. Каждый ряд или команда получает карточку-задание, в которой записаны существительные по числу учащихся. Каждый игрок образует однокоренное прилагательное от одного существительного и записывает на карточке, последний игрок передаёт карточку учителю, который проверяет работы и определяет победителей.

Материал для игры:

Карман– Длина -

Честь– Туман -

Место– Грусть -

Машина– Радость -

Ужас– Весна –

Игра «Допиши существительное»

Цель. Закрепление понятия об изменении прилагательных по рядам в зависимости от рода существительных.

Содержание. Играют 3 команды по 6 человек. На доске записаны 3 столбика прилагательных м.р., ж.р. и с.р. вперемешку. Задача игроков: записать рядом с прилагательным имя существительное соответствующего рода.

Материал для игры:

Белый…Белое….Белая…Высокая…Высокий…Высокое…Спелая…Спелы…

Спелое…Сочный…Сочное…Сочная…Душистое…Душистая…Душистый

Новое…Новая…Новый…

2 вариант игры. на доске записываются в 3 столбика имена существительные м.р., ж.р. и с.р. вперемешку. Задача игроков записать рядом с существительным подходящее по смыслу прилагательное соответствующего рода. Для игры могут быть использованы, например такие слова:

1) ветер, дерево, радуга, солнце, доска, стакан;

2) берёза, лимон, небо, хлеб, пальто, груша;

3)окно, туча, снег, чашка, дуб, яблоко.

Примечание. Игра может проведена в форме эстафеты по колонкам с участием всех обучающихся. При этом каждая колонка получает карточку-задание, в которой даны существительные по числу учащихся в колонках, а задача учеников – записать рядом с существительным подходящее по смыслу прилагательное.

Игра «Почтальоны»

Цель. Закрепление умения согласовывать прилагательное с существительным в роде.

Содержание. Учащимся каждого ряда раздаются в произвольном порядке полоски плотной бумаги размером 6 х 25 см. с написанными на них существительными м.р., ж.р. и с.р.. 3 ученика назначаются почтальонами. Им вручаются карточки с именами прилагательными, соответствующим существительным каждого ряда. Их нужно доставить по адресам, т.е. к тем существительным, к которым они относятся. Ученики, получившие «письма», читают образованные словосочетания. Выигрывает почтальон, который правильно и быстрее других доставит свои карточки по адресам.

Материал для игры:

Красный карандаш, сочное яблоко, спелая груша, кислый лимон, толстое бревно, старший брат;

Зелёная трава, прозрачное стекло, верный друг, злая собака, яркое солнце, круглый стол;

Длинная дорога, пушистый снег, высокое дерево, свежий хлеб, глубокая река, козье молоко.

Игра «Измени число»

Цель. Закрепление понятия о числе прилагательных, умение изменять число прилагательных.

Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика словосочетаний прилагательных с существительными:

Высокая сосна –

Старший брат –

Толстое бревно –

Поздний час –

Гусиное перо –

Грозовая туча -

Верные друзья –

Сочные яблоки –

Синие плащи –

Спелые колосья –

Серые мыши –

Белые облака –

Первая команда должна записать свои словосочетания во множественном числе, а вторая команда – в ед.числе. Выигрывает команда, которая правильно и быстрее выполнит задание.

Игра «Загадывай-отгадывай»

Цель. Закрепление понятия о прилагательном.

Содержание. Играют две команды по 6 человек. Каждый игрок получает текст одной загадки. Игрок 1-й команды читает загадку, а игрок 2-й команды должен отгадать и назвать прилагательные, которые имеются в загадке. Затем он читает свою загадку, а игрок 1-й команды отгадывает и называет прилагательные. Так же соревнуются и остальные пары. Класс оценивает работу команд.

Загадки для игры:

Конь стальной,

Хвост льняной.

Маленький, беленький,

По снежку прыг, прыг…

Зверь мохнатый, неуклюжий,

Не боится зимней стужи.

Под корягою лесною

Спит под снежной пеленою.

Этот шарик полосатый

Очень любят все ребята.

С виду он зелёный, гладкий,

В середине красный, сладкий.

Бываю чёрный, красный, синий,

С начинкой твёрдой в середине.

Я с острым ножиком дружу

И что хочу – изображу.

Жёлтый цвет у носа,

Шея – знак вопроса.

Белые одёжки,

Красные сапожки.

Круглое, горячее,

Яркое, слепящее.

На весь мир оно глядит,

На себя же не велит.

Говорливый и журчащий,

И холодный, и блестящий,

Он по камешкам бежит,

В речку дальнюю спешит.

Зелёные листочки,

Жёлтые серёжки.

Стоит в лесочке

На белой ножке.

Они чёрные, кривые,

От рождения немые,

А как только станут в ряд,

С нами вдруг заговорят.

Малые зверюшки, розовые ушки,

Серенькие шубки, острые зубки.

Сидят в норке, грызут корки.

Чёрный, пузатый,

Дружит с ухватом,

В печке был, картошку варил.

Игра «Близкие по смыслу»

Цель. Закрепить понятия о прилагательном, пополняют словарный запас учащихся синонимами.

Содержание. Играют 3 команды по 6 человек. На доске записаны 3 столбика прилагательных. Задача каждого игрока: подобрать к одному слову близкое по смыслу прилагательное с другим корнем и записать его справа, например, заботливый – внимательный, пасмурный – ненастный и т.д. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием и допустит меньше ошибки.

Материал для игры:

Неряшливый – (грязный), смирный – (тихий), влажный - (сырой), быстрый - (скорый), душистый - (пахучий), большой – (громадный), ласковый – (нежный), ветхий – (старый), сильный – (могучий), мудрый – (умный), грустный – (печальный), липкий – (клейкий), косматый – (лохматый), злой – (сердитый), аккуратный – (чистый), холодный – (морозный), страшный – (ужасный), отважный – (храбрый).

Игра «Противоположные по смыслу»

Цель. Закрепить понятия о прилагательном, пополняют словарный запас учащихся антонимами.

Содержание. Играют 3 команды по 6 человек. На доске записаны 3 столбика прилагательных. Задача каждого игрока: подобрать к одному слову противоположное по смыслу прилагательное с другим корнем и записать его справа, например, сильный – слабый. Класс проверяет работу команд и выявляет победителей.

Материал для игры:

Белый – (чёрный), светлый – (голодный), чистый – (грязный), длинный – (короткий), грустный – (весёлый), дневной – (ночной), зимний – (летний), острый – (тупой), мягкий – (твёрдый), чёрствый – (свежий), светлый – (тёмный), горячий – (холодный), новый – (старый), трусливый – (смелый), зрячий – (слепой), здоровый – (больной), толстый – (тонкий), кривой – (прямой).

Конкурс знатоков

На доске записан ряд словосочетаний: свежий хлеб, свежий ветер, свежие краски, свежая рубашка, свежая газета.

Соревнуются два ученика. Один из них должен подобрать к каждому словосочетанию прилагательное, близкое по смыслу, а другой – противоположное по смыслу. Слова, противоположные по смыслу (антонимы) записываются слева, а слова, близкие по смыслу (синонимы) – справа от словосочетаний, например:

Чёрствый – свежий хлеб – мягкий

Тёплый – свежий ветер – прохладный

Тусклые – свежие краски – яркие

Грязная – свежая рубашка – чистая

Старая – свежая газета – новая

Игра «Подумай - объясни»

Цель. Знакомство с прилагательными, имеющими переносное значение.

Содержание. Учитель читает стихотворение Е. Серовой Золотые.

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят.

Учитель предлагает детям ответить на вопросы:

- Как вы понимаете выражения золотая рожь? золотой человек? золотые руки? золотая осень? золотое сердце? золотые слова?

Для ответов на вопросы выделяются 2 команды, каждая из которых отвечает на 3 вопроса. Класс оценивает их ответы и определяет команду-победителя.

Игра «Аукцион»

Цель. Закрепление умения изменять прилагательные по родам.

Содержание. В игре принимает участие весь класс. Учитель записывает на доске прилагательное, например, красный и предлагает придумать как можно больше сочетаний этого прилагательного с существительным мужского рода. Кто хочет назвать такое сочетание, поднимает руку. Побеждает тот, кто скажет последнее сочетание, после которого на счёт раз, два, три больше никто не назовёт нового сочетания. Затем аукцион повторяется с тем же прилагательным красный, но в сочетаниях сначала с существительными женского, а затем среднего рода.

(слайд 17-18)Упражнения для формирования словаря прилагательных

Упражнения, представленные в этом разделе, научат ребёнка подбирать к слову – предмету слова – признаки

•Посмотреть на рисунок и ответить на вопросы: какой? Какая? Какие? Какое? Например: какой лисёнок по размеру? Какая у него шёрстка на ощупь? Какой у лисёнка взгляд? Какого цвета мех?

•Закончи предложения. Пришло лето (какое?). По небу плывут облака (какие?). Светит солнце (какое?). Поспели ягоды (какие?). На деревьях сидят птицы (какие?). В листве шелестит ветерок (какой?).

•Назови одним словом. Стена из камня – каменная, стена из кирпича — …; мыльница из пластмассы, дорога из песка, баба из снега, ваза из стекла, люстра из хрусталя, лодка из резины и т.д. Придумай свои словосочетания.

•Определи какие предложения неправильные. Забор у дома каменный, а флаг на доме пламенный. Забор у дома пламенный, а флаг на доме каменный. Вечер сегодня карманный, мне нужен фонарик туманный. Вечер сегодня туманный, мне нужен фонарик карманный.

•Подобрать ласковые слова: заяц белый, а зайчик беленький, лиса рыжая, а лисёнок…, небо голубое, а незабудка…

•Превратить слово – предмет в слово – признак: пламя — (какое?) пламенное, туман – (какой?)…, солома – (какая?)…

•Подобрать к существительным прилагательные (можно использовать картинки): вкусные сладкие шоколадные …, тёплая мягкая свежая, высокая кудрявая румяная…

•Синонимы (слова-друзья): а) большой — маленький: слон большой, а мышка…, стол большой, а столик…. б) длинный – короткий: у жирафа шея длинная, а у бегемота…, у девочки волосы длинные, а у мальчика… в) высокий – низкий: ёлка высокая, а земляника…, холм низкий, а гора… г) узкий – широкий: дорога широкая, а тропинка…, лента узкая, а полотенце… д) тонкий – толстый: бегемот толстый, а змея…, бревно толстое, а палка… е) горький – сладкий: конфета сладкая, а горчица…, лекарство горькое, а варенье… ж) старый – молодой: сосёнка молодая, а сосна…, внучка молодая, а бабушка…

•Назвать форму предмета (по предложенным картинкам).

•Назвать цвет предмета (по предложенным предметам, картинкам).

•Обобщение – подбери общее слово – признак для двух, на первый взгляд не похожих предметов: черепаха и улитка (какие?) – медленные, стол и шкаф…

•Назови, какие соки получились: сок из яблок – яблочный, из земляники — …, из клубники — …

•Образование степени сравнения прилагательных (Кто лучше? Кто хуже?): суп вкусный, а конфета вкуснее, вода прозрачная, а стекло …

(слайд 19)Так же в своей работе я использую комплект интерактивных развивающих игр педагогического интернет-портала «Мерсибо», а именно: «Домашние животные»( Это интерактивная картина с изображением домашних животных на ферме. Все животные озвучены. Главное – правильно сформулировать задачу. Дети могут «озвучить» животных, а могут назвать их детёнышей и то, чем они питаются); «Рюкзак туриста» (Весёлый турист собирает в рюкзак различные предметы. Ребёнок должен выполнять его инструкции – класть предметы за шкаф, под стол, доставать из рюкзака. Желательно, чтобы ребёнок мог не только выполнить указание, но и произнести вслух, куда он кладет предмет, правильно употребив предлог) ; «Потерянный хвост» (Наши звери и птицы потеряли свои хвосты! Любознательный малыш должен посмотреть на картинку и выбрать для каждого персонажа подходящий хвост. ); «Овощи-фрукты»Игра подойдет для детей, изучающих лексическую тему «Овощи и фрукты». Необходимо не только соединять правильно половинки плодов, но и называть их. ); «По домам»(У каждого животного и насекомого есть свой домик. Задача ребенка в этой игре - выбрать жилище для каждого. ) ; «Посиделки-постоялки» (На картинках персонажи производят разные действия. Задача ребенка - понять, где какое действие, и составить простое предложение ) ; «На рынке»Одно ведро – а много чего? Вёдер или ведров? Одно гнездо, а много чего? Специалист фиксирует ответы ребёнка, его ошибки при согласовании числительного и предмета в родительном падеже. Это грамматическое упражнение содержит выбор из множества слов, простых и сложных.); «Дискотека»

Чтобы верно согласовывать слова в предложениях, надо знать род существительных. Моя стол или мой стол? Моё облако или мой облако? ); (слайд 20)Развитие словаря прилагательных тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Поэтому очень важно развивать словарь прилагательных, так как речь ребёнка будет богаче, насыщеннее, красивее, содержательнее, чем без употребления слов прилагательных. Так как развитие словаря прилагательных тесно связано с развитием мышления и речи, развивая словарь прилагательных мы развиваем мышление и речь.

Так же в своей работе я использую серии пособий речевых игр. «Кого везут в зоопарк?»Игра на образование притяжательных прилагательных.

С.М.Мельникова,Н.В.Бикина.

«Волшебная посуда».Игры на классификацию предметов посуды и развитию навыков словообразования.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области