1
План – конспект
Открытого урока по слушанию музыки для учащихся
2-го класса.
Урок разработан преподавателем теоретических дисциплин Андреевой Л.И.
Тема: Типы интонаций.
Тип урока: комбинированный урок - беседа, урок – соревнование.
Цель урока: Закрепление темы «Интонация» и объяснение темы «Типы интонаций» . Демонстрация знаний, умений, навыков на уроке.
Задачи:1. Методические:
привлечение активных методов обучения как фактор повышения мотивации и интеллектуальной активности учащихся.
2. Образовательные:
обогащать музыкальные впечатления детей и формировать музыкальный вкус, способствовать определению личностного отношения учащихся к прослушанным произведениям
3. Воспитательные:
средствами музыки воспитывать любовь, доброту, состраданиек ближним.
4.Развивающае:
развивать эмоциональную отзывчивость к языку музыки. Способствовать развитию мышления , фантазии, воображения. Укреплять связи предмета музыкальной литературы с уроками специальности. Методы: 1. Словесный; 2. Наглядный; 3. Проблемно – поисковый.
Методическое оснащение:1. Раздаточный материал для каждого учащегося: 2. Фрагменты музыкальных произведений С.С.Прокофьева на флеш-карте для музыкальной викторины и для прослушивания.
Список литературы:
1.Шорникова М.И. учебник «Музыкальная литература 1-й год обучения» . 2 . Козлова Н.П. – учебник Русская музыкальная литература 1-й год обучения, М., Музыка, 2010
Предполагаемый результат: 1.Понимание роли интонации при создании музыкального образа. 2 .Узнавание музыкальных произведений С.С.Прокофьева по звучащим фрагментам. 3. Накопление новых музыкальных впечатлений.
Преподаватель Дорогие ребята, сегодняшний урок мы проведем в форме комбинированного урока- беседы и урока-соревнования. Все задания вы будете выполнять командно, то есть вместе, а в конце урока подведем итоги.
На прошлом уроке вы познакомились с понятием «Интонация», с двумя сторонами интонации. Закрепим эту тему, выполняя следующее задание: каждой команде будут розданы карточки. Вы должны будете вставить пропущенные слова.
Ученики выполняют это задание, а затем один ученик из команды читает полный текст. Преподаватель отмечает ошибки, поощряет одним баллом правильные ответы.
На карточках написан текст:
Интонация – это …(выражение) чувств и настроений. Интонация представляет собой мелодический …(оборот), в котором дается характеристика .. (музыкального образа), …(портрет) персонажа. Интонации бывают речевые и …(музыкальные), выразительные и …(изобразительные)
Преподаватель: Чем речевые интонации отличаются от музыкальных?
Ученики: Речевые можно проговорить голосом, а музыкальные – спеть или сыграть на инструменте.
Преподаватель: Молодцы! Вы справились с этим заданием. Каждая команда получает по 1 баллу. На этом уроке мы продолжим изучение этой темы и познакомимся с тремя типами интонаций: вопросительными ,восклицательными, повествовательными.
На мониторе компьютера высвечиваются 3 типа интонаций: вопросительные, восклицательные, повествовательные.
Преподаватель: Сейчас вы увидите на мониторе компьютера разнообразные картинки. Выберите картинки, соответствующие, как вы думаете, вопросительной интонации.
ученики выбирают картинки ребенка, ослика, чебурашку.
Преподаватель: Правильно. Вы выбрали картинки, которые отражают
удивление, вопрос, неуверенность, жалобу, просьбу. Это наиболее часто встречающиеся настроения в вопросительной интонации.
Преподаватель: А теперь поговорим одновременно о восклицательных и повествовательных интонациях. В восклицательных вы будете искать образы и настроения восторженные, восхищенные, яркие, гневные, торжественные, а в повествовательных – мягкие, певучие, рассказывающие, степенные, неторопливые , интонация колыбельной и т.д. На доске выписаны слова, соответствующие двум интонациям. Подчеркните, пожалуйста, слова, соответствующие восклицательным интонациям, двумя чертами, а интонации повествовательные – одной чертой. Это задание командное.
На доске выписаны слова вразброс: восхищение, тихая радость, важность, страх, интонация вздоха, просьба, спокойствие, мягкость, гнев, большая радость, торжество, колыбельная, восхищение, самодовольство.
Ученики подчеркивают нужные слова и затем анализируют свои ответы.
Преподаватель считает количество баллов. Команда, подчеркнувшая наибольшее количество слов, получает 1 балл.
Преподаватель: Выберите теперь соответствующие двум интонациям картинки. Н а картинках изображены: три богатыря, девица, ребенок в колыбельке, злая волшебница, царевна-лебедь
Ученики выбирают, аргументируя свой выбор.
Преподаватель: А теперь на время превращаемся в начинающих композиторов. Вика, скажи, пожалуйста, если бы ты сочиняла пьесу про незнайку или девочку-почемучку, используя вопросительную интонацию, ты бы предложения или фразы заканчивала устойчиво или неустойчиво?
Вика: Неустойчиво.
Преподаватель: Движение мелодии восходящее или нисходящее, если вопрос – .фраза веселая, радостная?
Вика: Восходящее..
Преподаватель: Правильно. А если во фразе – интонация вздоха, просьба?
Вика: нисходящее.
Преподаватель: Как говорит плачущий ребенок или персонаж? Размеренно или с остановками?
Вика: С остановками.
Преподаватель: Которые в музыке обозначаются паузами, длинными нотами.
Преподаватель: Если ваш персонаж веселый, активный, в каком темпе вы напишете свою пьесу – в быстром, подвижном, медленном, тяжелом?
София: В быстром или подвижном.
Преподаватель: Правильно. Восклицательным же интонациям в музыке присущ не быстрый темп, яркие скачки вверх и вниз на ч.4 и ч.5, повторение звуков, частое возвращение к тонике, как восклицание, утверждение.
В пьесах с повествовательными интонациями не торопливый темп, степенное движение, длительности четвертные, половинные, редко использование мелких длительностей, интонации колыбельной (повторение одной и той же мелодической фигуры).
Преподаватель: Сейчас мы проведем своеобразную музыкальную викторину в форме игры «Попробуй собери». В музыкальных номерах из знакомых вам произведений вы будете находить 3 типа интонаций. Но сначала надо собрать карточки. Для каждой команды подготовлены карточки и музыкальные номера,. Карточки надо собрать в соответствии с каждым номером викторины. Каждая команда получает по 4 балла, если правильно соберет карточки.
Звучит музыкальная викторина:
Фортепианный цикл «Детская музыка» №11 «Светит месяц»;(повествовательные интонации);
Симфоническая сказка «Петя и волк» эпизод «Кошка взбирается на дерево» (вопросительные интонации);
Симфоническая сказка «Петя и волк» эпизод«Прыжки волка» (вопросительные интонации);
Фортепианный цикл «Детская музыка» №1 «Утро» (повествовательные интонации);
Опера «Любовь к трем апельсинам» Марш рефрен (восклицательные интонации);
Симфоническая сказка «Петя и волк» Финальный марш ( восклицательные интонации).
Ученики по одному человеку из команды поочередно называют музыкальные фрагменты с анализом типа интонаций.
Преподаватель: Продолжаем музыкальную викторину в форме «Музыкального послания» Каждая команда заготовила по 2 музыкальных примера. . 1 команде было дано задание – использовать темы из сказки «Петя и волк», а второй – из «Детской музыки».
Ученики из каждой команды поют, играют или харатеризуют словами тему, а ученики из другой команды определяют темы.
4.Преподаватель: До этого момента вы определяли типы интонаций в уже известных вам музыкальных произведениях. Сейчас же вы прослушаете три незнакомых номера из ф.ц. «Детская музыка» и по характеру определите тип интонаций в каждой пьесе.
Звучат пьесы: №3 «Сказочка», № 7 «Пятнашки», № 10 «Марш».
Ученики определяют типы интонаций в пьесах.
5.Преподаватель: Настал момент немного расслабиться и заняться свободным творчеством. Мы будем сочинять синквейн. Что это такое?
Ученики: - Синквейн –это короткое стихотворение, состоящее из 5 строк.
Преподаватель: 1 строка - ключевое слово, 2 строка – 2 прилагательных, характеризующие ключевое слово, 3 – три глагола, 4 – четыре – пять слов, ваше отношение к теме , самое главное, 5 – одно – два слова синонима, в которых заключается суть вопроса.
Преподаватель выписывает на доске ключевое слово «Интонация».
Примерный вариант сочинения:
Интонация
Выразительная, изобразительная
Просит, требует, спрашивает
Выражение чувств и настроений человека
Основа мелодии.
Ученики показывают сочиненные дома синквейны. Преподаватель подводит итоги командной игры
Преподаватель: Заканчиваем наш урок прослушиванием и просмотром видео «Дуэта кошек», который написал датский композитор Вейс, используя фрагменты опер итальянского композитора Россини. В дуэте обычно два исполнителя, звучит всего одно слово, но сколько различных интонаций в нем заключены. Прослушивание «Дуэта кошек».
Ученики делятся своими впечатлениями от прослушанной музыки.
Преподаватель: Н а этой веселой нотке заканчиваем урок.. Подведем итоги.
Команда №… победила, так как набрала …очков. Сегодня вы познакомились с тремя типами интонаций: вопросительной, восклицательной и повествовательной. Послушали незнакомые произведения из «Детской музыки»: «Сказочку», «Пятнашки» , «Марш»; «Дуэт кошек» Вейса-Россини.
В одном произведении могут встретиться все три типа интонаций?
Ученики: Да.
Преподаватель: Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали.
Самооценка. Выставление оценок.
Домашнее задание: Анализ пьесы по специальности.