МБОУ «НОШ №39»
г. Череповец
Зубарева Ирина Васильевна
Эссе
«Почему, зачем и как нужно формировать инклюзивную культуру?»
Начавшаяся в 1992 году в нашей стране реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями», на сегодняшний день стала одной из ключевых проблем образования.
Поскольку, необходимость инклюзивного образования обусловлена рядом важнейших экономических, демографических и социальных проблем, хотим мы этого или нет, но процесс обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе необратим. А раз так, то необратима и необходимость формирования инклюзивной культуры. Ведь именно культура, наряду с доступностью и качеством, является одним из основополагающих принципов образования.
Лев Семёнович Выготский писал: «При всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого, умственно отсталого ребенка в узкий круг школьного коллектива. Создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фокусирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь».
Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребёнок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Позднее такие дети сталкиваются с проблемами в освоении социального опыта, имеют нарушения в процессе социальных взаимоотношений. Обучение детей с ОВЗ в одном коллективе со здоровыми сверстниками даёт возможность избежать данных проблем. Для этого и необходимо сформировать инклюзивную культуру в учебном коллективе. Ведь успешная социальная и образовательная инклюзия особых детей обеспечивается изменениями личностных смыслов и жизненной позиции.
Находясь среди обычных учеников, ребёнок с ОВЗ имеет возможность с помощью учителя, родителей ответить на вопрос «Кто я и кто для меня другие/иные?» Для преодоления барьеров общения с другими учениками разобраться в вопросе «Что делаю я с собой и с другими?» А также выделить для себя основные ценности, ради которых он готов преодолевать те или иные трудности.
Таким образом, формирование инклюзивной культуры имеет важнейшее значение для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование инклюзивной культуры необходимо также при построении школьного сообщества, в котором каждый чувствует, что ему в школе рады, относятся к нему доброжелательно. Ученики помогают друг другу. Ученики и учителя относятся друг к другу с уважением. В школе приняты инклюзивные ценности. Всех учеников одинаково ценят. От всех учеников школы ожидают высоких достижений. Сотрудники школы, ученики и родители разделяют идеологию инклюзии. Учителя стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного участия всех учеников во всех сферах школьной жизни. Различия между учениками – принимается как ресурс, который используется в процессе обучения. Разнообразие между учениками поддерживается. Деятельность школы направлена на обеспечение полного участия учеников с разным происхождением, опытом, успеваемостью и нарушениями здоровья в обучении и школьной жизни. Ученики с ОВЗ принимаются как личности с разными интересами, знаниями и навыками.
Однако, создание в школе единой системы ценностей инклюзивной культуры – непростая задача. Тем не менее, вне всякого сомнения, формирование инклюзивной культуры в направлении реализации принципов сопричастности, сотрудничества и равенства являются приоритетными. Для школ с инклюзивным подходом в обучении особенно характерна атмосфера тепла и заботы; это школа, где принимают каждого ученика. В таких школах сильно чувство принадлежности к коллективу, тесны социальные связи, здесь большое внимание уделяется заботе об окружающих. Инклюзивная культура не возникает спонтанно, а является результатом усилий по внедрению в школьную жизнь таких ценностей, как коллективизм и равенство.
Таким образом, формирование культуры инклюзии в образовательной организации связано с формированием в школьном сообществе универсальных ценностей инклюзии и понимания того, что инклюзивная школа-это школа, где все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня.
Инклюзия в рамках сегодняшнего образовательного процесса – это перемена. Перемены пугают всех. Но в данном случае речь идет о правах человека, и идти навстречу переменам необходимо. Воспитатели, учителя, работающие в системе инклюзивного образования, хотят они этого или нет, но должны быть готовы принять «особого» ребенка, зная, что в лице специалистов, а также родителей этих детей они будут иметь огромную поддержку.