Технологическая карта урока русского языка, проведенного в 4 «А» классе МБОУ СОШ №39
Учитель: Чугузова Елена Ивановна
Тема урока : «Склонение имен прилагательных во множественном числе»
Задачи урока: формировать умения склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе; составить таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа; учить определять падежи имен прилагательных во множественном числе; воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения.
Оборудование: рисунок теремка, фигурки зверей, презентация, учебник.
Ход урока
Планируемые результаты Предметные: называть вопросы и окончания имен прилагательных множественного числа в каждом из падежей; склонять имена прилагательные, пользуясь таблицей; определять падежи. Метапредметные: использовать общие приемы решения поставленных задач; определять общую цель и пути её достижения; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. | ||
Этап урока | Содержание педагогического взаимодействия | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
I.Мобилизующий момент | Мы отбросим прочь веселье, Примем все серьёзный вид,И отправимся учиться, Это нам не повредит. | Организуют рабочее место и настраивают себя на урок. |
II. Чистописание | -Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам в гости пришли герои сказки «Теремок». Холодно на улице, им надо найти крышу над головой! А мы им в этом должны помочь! -Поможем? Стоит в поле теремок! Он не низок, не высок. Бежит мышка-норушка. -А ей в ответ голос: «Я, дух русского языка!» А дух и отвечает: «Выполнишь моё задание, пущу!» Засуетилась, заторопилась мышка и рассыпала буквы, из которых слово было составлено. Давайте поможем ей составить слово вновь и выполнить задания духа! Аа Мм Ии Зз Запишем эти буквы правильно и составим слово. Как называются эти слова? Разберите их по составу. А чтобы открылся замок, нужно составить с одним из слов предложение и разобрать его. (Мышка заходит в теремок) | -Поможем. -Кто, кто в теремочке живет? -Пусти меня к себе жить. (Что?) Зима, (какой?), зимний, (что делать?) зимовать. -Это однокоренные слова. Разбирают по составу записанные слова. -Стоит холодная зима. -Делают синтаксический разбор предложения. |
III. Актуализация знаний. | -Бежит мимо Лягушка-квакушка. ( 1 слайд) Сне-ная, моро-, сне-, (не) тает, печ-, ноч-ка, х-лодный, чудес-ный, снег-пад. Назови орфограммы. -На какую тему записаны все эти слова? (Лягушка входит в теремок) -Бежит мимо Зайчик – побегайчик. -Работа по картине “Снегири” (2 СЛАЙД) Листья, ягоды, птицы -Составьте словосочетания. -Что вы заметили, когда составляли словосочетания? ( Зайчик входит в теремок) | -Кто, кто в теремочке живет? -Я, Мышка - норушка. -Пусти меня к себе жить! -Выполни задание хозяина, тогда войдешь в теремок. -Дети выполняют задания, объясняют орфограммы. - ЗИМА. (2 слайд) -Кто, кто в теремочке живет? -Я, Мышка – норушка, я, Лягушка – квакушка. -Пустите меня к себе жить! -Выполни задание хозяина, тогда войдешь в теремок. -Словосочетания стоят во множественном числе. |
IV. Самоопределение к деятельности | - Бежит мимо Лисичка – сестричка. - Работа в парах. -На столах у вас лежат конверты, в которых находятся имена прилагательные. Вам нужно распределить их в 2 группы. -На какие группы можно разбить данные прилагательные? ( 3 СЛАЙД) Ед. ч. Мн. ч. Морозная Опасные далёкий белые свежий тяжёлые синяя снежные доброе холодные глубокий - Что мы ещё не знаем об имени прилагательном множественного числа? - Сформулируйте тему урока. - Какие задачи мы решим сегодня на уроке? (4 СЛАЙД) (Лисичка входит в теремок) | -Кто, кто в теремочке живет? -Я, Мышка – норушка, я, Лягушка – квакушка, я, Зайчик – побегайчик. -Пустите меня к себе жить! -Выполни задание хозяина, тогда войдешь в теремок. -Выполнение задания. - Единственное и множественное число. - Как склоняется имя прилагательное во множественном числе. -Склонение имен прилагательных во множественном числе. -Ответы детей. |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (5 СЛАЙД ) | ||
-Бежит мимо Волчок – серый бочок. - А задание такое: просклонять словосочетание зимние дни. - Давайте запишем названия падежей и вопросы мн. числа. (6 СЛАЙД) -Просклоняйте словосочетание. (6 СЛАЙД) (Волчок заходит в теремок) | -Кто, кто в теремочке живет? -Я, Мышка – норушка, я, Лягушка – квакушка, я, Зайчик – побегайчик, я, Лисичка – сестричка. -Пустите меня к себе жить! -Выполни задание хозяина, тогда войдешь в теремок. -Дети выполняют задания, по очереди выходя к доске. -Склоняют, выделяют окончания. | |
V. Закепление полученных знаний | -Идет мимо Медведь. -Творческая работа: составьте предложение из приведенных слов. (7 СЛАЙД) Даны слова: пушист… высок… соснами. мы, городом, любовались, За -Разберите предложение по членам и частям речи. -Выполните морфологический разбор прилагательного пушистыми. ( Медведь входит в теремок) | -Кто, кто в теремочке живет? -Я, Мышка – норушка, я, Лягушка – квакушка, я, Зайчик – побегайчик, я, Лисичка – сестричка, я, Волчок – серый бочок. -Пустите меня к себе жить! -Выполни задание хозяина, тогда войдешь в теремок. -Ребята составляют предложение: За городом мы любовались пушистыми высокими соснами. -Объясняют, какие окончания вставили, доказывают, определяя падеж. |
ПОДВИЖНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (8 СЛАЙД ) | ||
- Подарил дух русского языка зверятам учебник русского языка и попросил хорошо учиться. -А мы с вами давайте тоже заглянем в учебник. Откройте страницу 38. -Сравните прилагательные, которые просклоняли в учебнике и прилагательное, которое просклоняли мы. Совпадают ли падежные окончания? -А есть ли что – нибудь новое ? | -Работа по учебнику. Ответы на вопросы. - В винительном падеже словосочетание с одушевленным существительным отвечает на вопрос КАКИХ? И имеет окончания –ЫХ, -ИХ. | |
- А что мы ещё знаем о прилагательных множественного числа? - Выполните упр. №83. | -Во множественном числе прилагательные не изменяются по родам. -Разбор задания. Выполнение работы. Проверка. | |
VI. Домашнее задание | -Упр. № 81 (по выбору) | |
VII. Рефлексия | - Вот и подошел к концу наш урок. Все зверюшки живут в теплом теремке, не боятся стужи и снега. А в этом есть и наша заслуга. -Кто считает, что мы хорошо помогли зверятам, приклейте свои снежинки на теремок. -Если вы чем – то остались неудовлетворенны, прикрепите их на доску. -Вот и подошла к концу наша сказка. А звери живут – поживают в теремке и хотят выучить русский язык, чтобы справляться с заданиями самостоятельно. (9 СЛАЙД) | - Ребята клеют снежинки. |