Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим
во 2-й младшей группе.
Тема: «Лесной обитатель еж».
Цель: продолжать знакомить детей с жизнью диких животных, расширяя экологические представления, развивая кругозор; активизировать речь детей, пополнять их словарь, поддерживать пытливый интерес, развивать любознательность, прививать любовь к природе; учить рисовать ежа: закреплять умение рисовать круг ,делать короткие ритмичные штрихи, изображая иглы ежа; разукра шивать ровно, в одном направлении, не заходя за контур; развивать мелкую моторику рук, учить правильно держать карандаш ( фломастер), делая нужный умеренный нажим.
Материалы и оборудование: игрушки – ежи разных размеров, игрушка – лиса, декорация леса, схема рисования ежа ( алгоритмы ), на каждого ребенка – пол – листа бумаги, карандаши ( фломастеры ), осенние листья, вырезанные из цветной бумаги; шарики, скатанные из пищевой фольги, по количеству детей.
Программное содержание:
-Ребята, давайте вспомним стихотворение « В лесу », которое мы недавно выучили. Кто хочет рассказать? ( Вызвать по желанию 1-2 детей. )
В лесу. ( Н.Матвеева. )
« Я с утра в лесу гуляю:
От росы я весь промок,
Но зато теперь я знаю
Про березку и про мох,
Про малину,
Ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которой за ежат
Все иголочки дрожат.»
- Ой, кто это шевелится под кустом? « Отгадайте – ка мою загадку: Под соснами, под елками сидит мешок с иголками.» Кто это? Да ведь это ежик! Здравствуй, ежик! Ежик пришел к нам не один, а с семьей. Какая дружная у тебя семья, ежик! А как мы назовем папу этого семейства? (Еж.) А ласково? ( Ежик.) Как мы назовем маму? ( Ежиха.) А их ребенка? (Ежонок.)
А сейчас я расскажу вам, какую жизнь ведут ежи. Все лето еж бегает по лесу, ищет еду, накапливает на зиму жирок. Любит еж крупных насекомых – червей, жуков, улиток. Лакомится яблочком. Лесным грибочком. Может побороться со змеей. Любит пить молоко. Если попадется на пути птичье гнездо, может разорить, утащить яичко. Еж – ночное животное. Днем – в основном спит, а ночью выходит на прогулку. Еж – полезное животное, так как уничтожает вредителей леса: слизняков, жуков. Вся спинка ежа покрыта острыми иголками – колючками. Дети, а зачем ему иголки? ( Ответы детей. ) Ежу иголки нужны, чтобы защищаться от врагов. Если ежику грозит опасность, он сворачивается в клубок, выставляет вперед иголки, а свое мягкое незащищенное брюшко прячет вовнутрь клубка. И никто не посмеет тронуть ежа: ни лиса, ни волк, ни хищный филин. Еж – дикое животное, он житель леса. Как вы думаете, где ежику лучше жить – в лесу или дома, с человеком? ( Ответы детей.)Ежика не нужно уносить домой, ему хорошо в лесу, здесь ему все родное.
-Ежик, к нам пришла лиса, она хочет побеседовать с тобой.
Диалог – инсценировка Л. Воронковой « Лиса и еж.»
Лиса. Всем, ты, еж, и хорош, и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
Еж. А что, лиса, я с колючками некрасивый?
Лиса. Да не то, что некрасивый.
Еж. А может я с колючками неуклюжий?
Лиса. Да не то, чтобы неуклюжий.
Еж. Ну, так какой же я с колючками?
Лиса. Да какой – то ты с ними . . . несъедобный.
- Да, острые иголки не всем нравятся! Почему? ( Ответы детей. ) Давайте с ежами поиграем.
Физкультминутка « Еж.»
Вот свернулся еж в клубок,
Может, ежик, ты продрог?
(Дети садятся на корточки, обхватив колени руками.)
Солнца луч ежа коснулся.
Ежик сладко потянулся!
( Поднимают руки вверх, потягиваются.)
Хитрый ежик, хитрый еж,
На клубочек он похож.
( Вытягивают руки перед собой,
сжимают кулаки, делают ими
вращательные движения.)
На спине иголки
Очень – очень колки.
(Несколько раз сжимают и разжимают кулаки.)
На ежа мы поглядим,
Молочка ему дадим.
(Ладони складывают «черпачком»)
И не тронем колкие
У ежа иголки мы!
(Грозят пальчиком.)
-А теперь нарисуем ежа и подарим его портрет ежиной семье.
(Дети рисуют согласно алгоритму:1.рисуем колобок.2.рисуем иголки.3.рисуем голову, дополняем деталями (нос,глаз).
Дидактическое упражнение «Спрячем ежиков под листочками.»
- Подарите ежикам свои рисунки. А теперь давайте поиграем, пусть наши ручки отдохнут.
(Катаем по ладошке круговыми движениями шарик из пищевой фольги.)
«Мы слепили колобок,
У него колючий бок.
Колобочек, покатись,
Только больше не колись.» (Слова А. Головчак.)