Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Организация проектной деятельности дошкольников (на примере проекта "Развитие детской любознательности через ознакомление с окружающим")

Цель творческой разработки: показать пути реализации проектной деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГТ. Задачи. 1.Изучить технологию организации проектной деятельности в ДОУ. 2.Выявить особенности проектной деятельности в разных возрастных группах ДОУ. 3.На примере проекта « Развитие детской любознательности через ознакомление с окружающим» показать особенности организации проектной деятельности дошкольников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Организация проектной деятельности дошкольников ( на примере проекта «Развитие детской любознательности через ознакомление с окружающим»).

Выбранная мною тема актуальна по ряду причин.1.Каждая личность уникальна и то, что вносит человек в свое социальное окружение, если ему удается заинтересовать в этом и других людей, то он оказывается в ситуации социального восприятия, что стимулирует его личностный рост и самореализацию.2.Мы живем в динамичном обществе развития экономических и социальных отношений и часто оказываемся в обстоятельствах, когда нужны нестандартные действия, оригинальность мышления.3.Человек должен разнообразно гармонично развиваться, чтобы уметь проявить продуктивную инициативу.4.И мы, педагоги, должны как можно раньше помочь детям получить социальный опыт реализации собственных замыслов.

Подобное умение необходимо воспитывать с детства. Однако существуют определенные трудности. Так как социум является строгой нормативной системой, человек должен действовать по определенным правилам, по стандарту. Инициатива же может выйти за определенные рамки, и в то же время действия, обусловленные инициативой, должны быть культурно-адекватными, то есть вписываться в систему норм и правил. Инструментом в проявлении инициативы являются способности ребенка. Чтобы ребенок мог проявить свои способности, проявив познавательную инициативу культурно-адекватным способом, поможет проектная деятельность в условиях реализации ФГТ.

В современной педагогической литературе авторами Евдокимовой, Киселевой, Данилиной, Зуйковой, Костиковой разработаны методические рекомендации по использованию проектной деятельности в условиях ДОУ.

Цель творческой разработки: показать пути реализации проектной деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГТ.

Задачи.

1.Изучить технологию организации проектной деятельности в ДОУ.

2.Выявить особенности проектной деятельности в разных возрастных группах ДОУ.

3.На примере проекта « Развитие детской любознательности через ознакомление с окружающим» показать особенности организации проектной деятельности дошкольников.

I.Теоретические основы проектной деятельности в условиях реализации ФГТ.

1.1.Технология реализации проектной деятельности в ДОУ.

Особенностью детей дошкольного возраста является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель( замысел). Поэтому метод проектов в ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты вне зависимости от вида: творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и другие, нуждаются в постоянном внимании, помощи, сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже спровоцировать ее возникновение и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Дошкольный возраст необходимо рассматривать как подготовительный этап к школе. К моменту поступления в школу у ребенка формируется готовность к школе: педагогическая, психологическая, социальная. К этому возрасту у детей должны быть сформированы представления об окружающем мире, математические представления, развита монологическая и диалогическая речь, сформированы основные психические процессы, трудовые умения, навыки, знания; нравственно – волевые качества, способность преодолевать трудности, настойчивость, усидчивость, аккуратность, коллективизм. Ребенок должен понимать мотивацию, почему надо учиться. Использование проектной деятельности – это особая система обучения, где дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Проект – от греческого - «путь исследования». Именно с дошкольного возраста необходимо начинать внедрять творческие проекты, так как это способствует более качественному усвоению знаний, формированию умений и навыков.

По мнению Симоненко творческий проект – это творческая деятельность, способствующая развитию творческих черт личности. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развивается пытливость, способность предвидения, способность к глубокому пониманию причинно – следственных связей; развивается интеллект.

Творческий проект является одним из средств развивающего( лично – ориентированного ) обучения, когда ребенок самостоятельно учиться исследовать, ставить проблему, собирать и обрабатывать информацию, экспериментировать, анализировать, делать выводы.

В процессе выполнения проектной деятельности, по мнению Чечеля, дети затрудняются:

- различать ведущие и текущие цели и задачи;

- искать пути их решения, выбирая оптимальный, если есть альтернатива;

- делать выбор и аргументировать его;

- предусмотреть последствия выбора;

- действовать самостоятельно( без подсказки );

- сравнивать полученное с требуемым;

- корректировать деятельность, учитывая промежуточные результаты;

- объективно оценивать деятельность и результаты проектирования.

В настоящее время принципиально меняются цели образования. Долгое время детям давались теоретические и широкие энциклопедические знания; в наше время осуществляется комплексный подход в обучении. Это происходит через освоение творческого проекта. Творческий проект является одним из технологий личностно – ориентированного обучения.

В связи с возникшими изменениями в образовательной сфере все больше появляется педагогов – исследователей в области изучения творческого проекта. В настоящее время , используя связь «детский сад – школа», педагоги Симоненко, Матяш, Цветкова, Матюшкин занимались изучением проектов в системе школьного образования.

На основании изученной литературы педагог – исследователь Костикова разработала этапы осуществления проекта детьми дошкольного возраста, учитывая особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста. Эта педагог разработала игровые названия этапов выполнения: «Лесенки – чудесенки»:1.Задумка.2.Решалка.3.Поделка.4.Вспоминалка и обучалка.5.Воображалка и рисовалка.6.Планировка.7.Мастерская.8.Выполнялка и исправлялка.9.Проверялка.10.Фантазерка.11.Подправлялка.12.Одобрялка.

Всего методика Костиковой в организации творческого проекта детей среднего возраста осуществляется в 5 этапов.

1 этап. Целеполагание. Формируется цель. Что будем делать? Где можно применить? Что получим? У детей развиваются социальные и в какой-то степени личностные действия.

2 этап. Планирование. Определение последовательности действий ( простейший план работы).

3 этап. Конструирование. Выполнение трудовых операций. Дети старшего дошкольного возраста контролируют друг друга, а потом – каждый себя.

4 этап. Рефлексия. Достигнута ли цель? Дети рассказывают об этапах своей деятельности. Слушают мнение педагога, сверстников. Анализируют.

5 этап. Коррекция. Дети определяют, что нужно подправить. Учатся корректно поправлять друг друга, внимательно выслушивать мнение сверстников.

Считаю целесообразно использовать в практике ДОУ идеи, предложенные педагогами Рыжовой Н.( экологические проекты старших дошкольников ), Савенковой ( исследовательские проекты старших дошкольников ), Данюковой ( проекты, включающие работу с семьей и детей среднего дошкольного возраста), Евдокимовой ( проекты, как мотивация к познанию ).

Творческие проекты могут быть разнообразны по направлениям деятельности, характеру изменений, масштабам, срокам реализации, степени сложности и т.д. Но все они являются выражением инициативы детей и их педагога.

Данюковой были предложены основные этапы последовательности работы воспитателя.

1.Цель, исходя из интересов детей, их потребностей.

2.Вовлечение детей в решение проблемы ( «детская» - цель ).

3. План движения к цели.

4. Обсуждение плана с семьями.

5. Обращаюсь за рекомендациями.

6. Вместе с детьми и родителями рисуем план – схему и вывешиваем на видном месте.

7. Собираем информацию, материал.

8. Занятия, игры, наблюдения, поездки.

9. Домашнее задание родителям, детям.

10. Самостоятельные творческие работы родителей и детей ( поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы по теме ).

11.Презентация проекта ( праздники, открытые занятия, КВН, книга, альбом ).

12.Итоги: выступление на педсовете, обобщение опыта.

Евдокимова выделила уровни выполнения творческого проекта. Каждый уровень соответствует возрастной группе детей.

1 этап. С 3,5 до 5 лет.

Происходит на подражательно – исполнительском уровне. Здесь ребенок выступает в качестве заказчика проекта.

Алгоритм действия: 1 шаг – интригующее начало, определение проблемы; 2 шаг – постановка цели, мотивация; 3 шаг – привлечение детей к планированию и реализации плана; 4 шаг – совместное движение к результату; 5 шаг – совместный анализ, переживание результата.

2 этап. С 5 до 6 лет.

Здесь развивающий уровень проектирования. Это опыт общения со сверстниками, опыт совместных переживаний. Дети не только готовы участвовать в проектах, предложениях взрослых, но и сами находят проблемы, являющиеся отправной точкой разнообразных проектов. Алгоритм включает самостоятельную деятельность детей, совместное определение перспектив.

3 этап. 6 – 7 лет – творческий.

Этап развития проектной деятельности. Характеризуется высоким уровнем интереса детей к творческому проектированию.

Костикова разработала методику организации проекта с детьми дошкольного возраста, что отразила в таблице.

Этапы:

1.Целеполагание.

2.Планирование.

3.Конструирование.

4. Рефлексия. ( Просмотр всех этапов ).

5. Коррекция работы. ( « Мозговой штурм» ).

Таким образом: проект – это технология, которая направлена на применение полученных ранее знаний, умений и навыков и приобретение новых знаний в процессе планирования и выполнения творческой деятельности.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области