Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

повысить собственный уровень знаний по воспитанию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста с использованием художественной литературой; повысить уровень звуковой культуры детей средней возрастной группы посредством использования художественной литературы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №18 «КОЛОБОК» г. БРЯНСКА

ТЕМА

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

«ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Воспитатель: Чубыкина И.Ю.

г.Брянск

Актуальность

«Нет чтения — нет и духовного единства

воспитателя и воспитанника…»

В.А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте у детей происходит становление речи и ее формирование. Это время, когда ребенок осваивает звуки родного языка, учится чётко и грамматически правильно произносить слова и фразы, расширяется словарный запас, усиливается потребность в общении.

В работе по развитию речи детей дошкольного возраста в ДОУ незаменима художественная литература, позволяющая установить контакт между воспитателем и ребёнком, она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно, обогащает ребёнка эмоционально, дает прекрасные образцы русского литературного языка, подготавливая дошкольников к успешному обучению в школе, адаптации в кругу сверстников.

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания - одно из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Но наш век – это время новых информационных технологий, когда в качестве преобладающих источников информации выступают - телевидение, видео- и аудиопродукция, информация в сети интернет. Согласно данным проведённых исследований, и дети дошкольного возраста отдают предпочтение не книге, а иным источникам информации. Как следствие, постепенно утрачивается осознание ценности художественной литературы, как неотъемлемой части русского литературного языка способной передать и разъяснить ребёнку мир человеческих чувств, взаимоотношений, законы социума.

Следовательно, проблема воспитания звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста с использованием художественной литературы приобретает, в современных условиях, особую актуальность.

Цель, задачи

Цель: повысить собственный уровень знаний по воспитанию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста с использованием художественной литературой; повысить уровень звуковой культуры детей средней возрастной группы посредством использования художественной литературы.

Для достижения цели выделила следующие задачи:

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по звуковой культуре речи детей среднего дошкольного возраста.

Повышение педагогической компетентности родителей по данной теме.

Создание речевой развивающей среды.

Проявление своего творческого потенциала.

Сущность и понятийный аппарат

«Культура речи с позиции современного языковедения, - как отмечает доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Леонович, - включает владение нормами устного и письменного литературного языка: правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления, а так же умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи».

Что касается педагогической системы обучения детей дошкольного возраста родному языку, то она представляет собой совокупность таких наук как языкознание и психология: лингвистические, психологические и педагогические идеи в своей совокупности и образуют систему обучения родному языку в дошкольном детстве.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом, и, следовательно, воспитание звуковой культуры речи включает в себя:

формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения;

воспитание орфоэпически правильной речи;

формирование правильного речевого дыхания;

формирование выразительности речи;

выработку дикции;

воспитание культуры речевого общения как части этикета.

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами).

Речь является величайшим даром природы, благодаря которому люди располагают широкими возможностями общения друг с другом. В то же время на появление и становление речи отводится достаточно мало времени – это ранний и дошкольный возраст, когда создаются благоприятные условия для развития устной речи, и закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития детей. Любая задержка или нарушение в процессе развития речи ребенка может неблагоприятно отразиться на формировании его личности. Недостаточно развитая речь ребёнка может привести к застенчивости, молчаливости, замкнутости.

Как отмечает О.С. Ушакова, главным в изучении закономерностей овладения языком дошкольниками «является понимание особенностей становления и взаимосвязи всех языковых уровней - фонетического (произнесение звуков речи, дикция, интонация), лексического (словарный запас), грамматического (владение морфологией, словообразованием, синтаксисом) в тесной связи с развитием метаязыковой способности (осознанием явлений языка и речи). Именно на этой основе происходит развитие связной монологической речи, а также формируются коммуникативные способности ребёнка».

Согласно Ф.А. Сохину (основатель лаборатории развития речи в Институте дошкольного Воспитания), даже без специального обучения дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития - постепенного осознания языковых явлений, то есть развивается метаязыковая деятельность детей. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка.

Так же в звуковой культуре речи выделяют два раздела: речевой слух и культуру речепроизношения (Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева, В.И. Рождественская, Е.И. Радина, М.М. Алексеева, А.И. Максаков, М.Ф. Фомичева, Г.А. Тумакова).

В исследованиях, посвящённых методике развития речи детей дошкольного возраста (Е.И.Тихеева, Ф.А.Сохин) отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

Особенности восприятия художественной литературы, ребенком дошкольного возраста исследовались в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других учёных. Художественная литература – это письменная форма искусства слова. В основном, данный термин используется для обозначения произведений, закрепленных в письменной форме и имеющих общественное значение. В широком смысле слова под литературой подразумевается совокупность любых текстов. Как и всякое искусство, она выражает многообразие человеческого бытия, помогает нам познавать жизнь и ее законы.

Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы,- пишет А. В. Запорожец». Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

Характерной чертой восприятия художественного произведения ребёнком «является единство чувствующего и мыслящего. Восприятие художественной литературы, - отмечают Масалиева Ж.А. и Жетес Б., -рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях».

Проанализировав теоретическую базу по исследуемому вопросу мною был сделан вывод о том, что звуковая культура речи дошкольника - это владение культурой речепроизношения, включающей в себя как фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, так и умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения, речевым слухом.

В то же время важнейшими источниками развития детской речи являются произведения художественной литературы, выводящие ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Литературные произведения позволяют ребёнку интуитивно видеть целостную картину окружающего мира во всем его многообразии, чувствовать связей вещей, событий, отношений.

.

Роль ДОУ в формировании звуковой культуры речи у дошкольников

Воспитание звуковой культуры речи - одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Д. Б. Эльконин отмечает, «что от того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматика и связанной с ней орфографией».

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

О.И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, пишет, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи».

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Согласно данным, полученным в результате многочисленных исследований в сфере педагогики и психологии, существует необходимость в формировании в процессе обучения дошкольников специальных действий, которые будут направлены на воспитание и формирование чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов и выразительности речи (А. Н. Гвоздева, Т. Г. Егорова, Ф. А. Сохина, О. И. Соловьева). Обязательным условием при этом выступает соблюдение воспитателем при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических.

Работа по формированию звуковой культуры речи у дошкольников в ДОУ, для того чтобы она была успешной, должна осуществляется с учетом следующих принципов:

1) принцип опережающего подхода, диктующего необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного подхода - с другой;

2) принцип развивающего подхода (в основе его лежит идея Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка;

3) принцип сознательности и активности детей, означающий, что воспитатель должен предусматривать в своей работе приемы активизации познавательных способностей детей;

4) принцип доступности ииндивидуализации, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;

5) принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых, к более сложным заданиям;

6) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма. Воспитание звуковой стороны речи детей осуществляется в условиях детского сада в двух формах: обучение на занятиях; воспитание всех сторон звуковой культуры речи вне занятий.

Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Ведущей формой обучения являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей. Фронтальные занятия, посвященные решению только задачи воспитания звуковой культуры речи можно проводить 1–2 раза в месяц.

Помимо этого, отдельные упражнения со всеми элементами фонетики включаются в специальные комплексные занятия по развитию речи, которые поводятся во всех возрастных группах еженедельно. Наряду с работой над правильным звукопроизношением следует работать над всеми элементами звуковой стороны речи. В этих умениях заложено наиболее важное условие становления всех сторон речи и особенно ее связности. Следовательно, цель работы ДОУ в данном направлении - создание единого образовательного пространства, способствующего преодолению проблем фонетической стороны и звуковой культуры речи при взаимодействии всех у частников образовательного процесса.

Характеристика особенностей речевого развития

детей 4- 5 лет

Средний дошкольный возраст характеризуется специалистами как период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия. В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов. Дошкольники начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы), употребляют обобщающие слова.

К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000-2500. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом - неправильно. Типична и обратная замена звуков (шапка - «сапка», жук - «зук»).

У многих наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков («Р», «Л»), что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Вместе с тем дошкольники 4-5 лет отличаются особой чувствительностью, восприимчивостью к звукам речи, что очень важно для обучения элементам грамоты.

В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов (красный шар, красное платье); начинают активно использовать в речи предлоги (в, на, под, между, около); выполняют интеллектуальные операции, связанные с сравнением предметов, их группировкой, классификацией; активно используют в речи слова, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, одежда, обувь; цветы - садовые, луговые; животные - дикие, домашние и т.д.);

Речь становиться связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам или используя игрушки.

У дошкольников 4-5 лет формируется осознание своих произносительных умений. Работа в средней группе по развитию фонематического слуха должна строится с учетом психических и физических особенностей детей, что позволит подготовить ребенка к следующему этапу обучения - развитию звуко-буквенного анализа.

Задачами по развитию речи в среднем дошкольном возрасте являются:

формирование словаря;

формирование грамматически правильной речи;

воспитание звуковой культуры речи;

развитие монологической речи;

приобщение к художественной литературе;

развитие графических навыков с целью подготовки руки к письму;

развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).

Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов.

Художественная литература - средство речевого развития детей среднего дошкольного возраста

«Чтение — это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя».

В.А. Сухомлинский

Педагогами и психологами всегда акцентировалось внимание на роли детской литературы в развитии речи детей дошкольного возраста, но, как уже отмечалось ранее, в настоящее время проблема приобщения детей к чтению художественных произведений в контексте дошкольного образования является одной из основных.

Особенности восприятия художественной литературы, в процессе развития речи дошкольниками, исследуется в трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Е.А. Флериной, Л.М. Гурович, Т.А. Репиной, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихиевой и ряда других учёных, идеи которых о роли и месте родного языка в воспитании и обучении ребенка и по сей день являются принципиально значимыми.

О глубоком, центральном значении отечественного языка в первоначальном обучении убедительно писал К.Д.Ушинский, считающий родной язык главным предметом, входящим во все другие предметы и собирающим в себе их результаты. Он показал национальные особенности родного языка и его роль в воспитании самосознания. Речь – появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дошкольном. Особое значение в данный отрезок времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений.

Художественная литература оказывает большое значение в развитии речи дошкольников. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать.

Самый действенный компонент в воспитании - художественное слово. Ребёнок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому детей необходимо приобщать к миру художественной литературы с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.

На первоочерёдность задачи формирования интереса и потребности в чтении (восприятии книг), указывается и в действующих Федеральных государственных стандартах для реализации содержания образовательной области «Речевое развитие», рассматривающих интерес к чтению в качестве одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе. В условиях реализации ФГОС примерная программа включает раздел «Приобщение к художественной литературе». В программе «От рождения до школы» Н.Е. Веракса разъясняется, что это образовательная программа нового поколения, разработанная с учётом современного социума в котором находятся дети, в центре программы - ребенок начала двадцать первого века. Главный результат реализации Программы – целостный (полноценное всестороннее развитие) «социальный портрет» ребёнка 7-ми лет.

Раздел «Приобщение к художественной литературе» направлен на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг и должен быть реализован посредством выполнения следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, включающее и развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Формы освоения данного раздела разнообразны: интегрированные занятия, литературная гостиная, игры-ситуации, творческие встречи, беседы, книжные выставки и тематические выставки рисунков и поделок, конкурсы чтецов, литературные игры и праздники, экскурсии, просмотр мультфильмов, диафильмов, кружковая работа, индивидуальная группа, театральная деятельность, практическая мастерская, конкурс, консультации.

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

Перед воспитателем ДОУ стоит важная задача – донести до ребёнка каждое произведение как произведение искусства, помочь понять, прочувствовать, проанализировать его содержание и форму, раскрыть замысел автора. Научившись переживать события, чувства с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Работа по использованию художественной литературы как средства развития речи была мною выстроена исходя из следующих принципов:

целенаправленность;

индивидуализация (нельзя сравнивать успехи детей у каждого свой потенциал);

последовательность;

наглядность;

доступность (возраст, уровень подготовки детей);

нравственность;

прочность закрепления знаний.

Так же необходимо помнить о принципе интеграции образовательных областей, являющемся одним из принципов, на которых строится содержание и структура общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Согласно принципу интеграции задачи одной из образовательных областей осуществляется не только в процессе организации образовательной деятельности данной области, но и при организации всех видов детской деятельности других образовательных областей.

Воспитание звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста с использованием художественной литературы

Этап

Возраст детей

Направление деятельности

Цель деятельности

2016-2017 гг.

средняя группа

«Забавушка»

Создание полноценной реч речевой среды

Воспитание звуковой

культуры

речи с использованием

художественной

литературы

Методы и приемы ознакомления детей с литературой

Метод

Приемы

Словесный

Чтение произведений

Беседа с детьми по содержанию произведения

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Прослушивание грамзаписи

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр диафильмов, видеофильмов

Оформление выставки

Практический

Элементы инсценировки

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры, использование разных видов театра Игровая деятельность

Система работы по звуковой культуре речи с детьми

Система работы воспитателя по звуковой культуре речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием художественной литературы должна носить комплексный характер.

Работа с детьми:

1. Изучение артикуляционной и музыкально-речевой оздоровительной гимнастик.

2 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: физкультминутки (утренняя гимнастика «Звериная зарядка» А. Барто, гимнастика под песню «38 попугаев»); использование потешек при уборке игрушек, вещей («Мы с игрушками играем, их на место убираем...», «Зайчик Саша-скок-поскок, подберет штаны, носок...»); использование потешек при проведении гигиенических процедур («Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды...», «Если носик твой сопит, значит, он совсем забит...», «Кран, откройся! Нос, умойся!...»); использование потешек при одевании на прогулку («Будем быстро одеваться, на прогулку собираться», «Мы во всем порядок любим...»).

3. Обучение правилам речевого этикета.

4. Игры: дидактические игры («Подбери иллюстрацию» к художественному произведению; назови героев сказки); музыкально-дидактические игры («Угадай, кто позвал?»»; познавательные игры («Гори, гори ясно!», «Заинька попляшем!» и др.); игры упражнения («Мимика моя, здравствуй, вот и я»); игры на развитие дыхания («Кто загонит мяч в ворота», «Забей гол Дракоше», «Самый быстрый карандаш» и др.).

Технология использования художественной литературы в играх

Этапы

I

II

III

IV

Знакомство с произведением (чтение, рассказывание, просмотр диафильма, видеозаписи, рассматривание картин и иллюстраций).

Знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательная обратная связь (пересказ, настольный театр, подвижная игра с персонажами)

Отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности (лепка, рисование, конструирование, изготовление атрибутов для игр).

Подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывание сюжета произведения, театрализованной игры.

5. Чтение художественных произведений: произведения малых фольклорных форм (песенки, потешки («Дед хотел уху сварить…», «Лень-потягота…», заклички («Иди, весна, иди, красна», скороговорки (««Бобр добр до бобрят», «Са-са-са – залетела к нам оса»») и др.), стихи, русские народные сказки и зарубежные («Воробьишко» М. Горького, Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Сказка про Комара Комаровича…» Д. Мамина-Сибиряка, «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик» X.К. Андерсена и т.д.).

Работа по воспитанию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста с использованием художественной литературы должна проводиться с обязательным привлечением родителей.

Работа с родителями проводится с целью повышения педагогической компетентности родителей по данной теме: дать им представление о роли художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста; рассказать, как правильно читать детям книги, познакомить с программным материалом. Формами такой работы являются:

общие родительские собрания;

индивидуальные беседы;

консультации (консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей среднего школьного возраста»);

анкетирование (анкета для родителей «Книга в жизни Вашего ребёнка»);

викторины (литературная викторина для родителей «С книгами знаться – ума набираться»)

беседа с родителями («Итоги учебного года»);

оформление интерактивной тематической папки («Леп бук»);

информация в уголке для родителей;

день открытых дверей.

Работа с педагогами – так же обязательный компонент работы в указанном направлении (памятка для воспитателя: «Культурные и методические требования к речи воспитателя ДОУ»; «Оформи книжный уголок»).

Ожидаемый результат

Ребенок к концу 5-го года должен уметь:

правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;

делить слова на слоги;

дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;

определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);

произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы;

выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;

значительно увеличить свой словарь;

активно употреблять слова, обозначающие эмоциональные состояния, эстетические качества, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов;

осмысленно работать над собственным произношением;

осмысливать причинно-следственные отношения;

подробно с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений;

рассказывать истории, которые являются следствием развития фантазии;

активно сопровождать речью свою деятельность.

Согласно результатам мониторинга (в начале года – сентябрь, и в конце года – май), проведённая мною работа, принесла видимые результаты. Большинство детей соответствуют уровню программных требований: дети любят книги, рассматривают иллюстрации, пересказывают любимые отрывки, называют героев произведений, обмениваются впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка.Дети внимательно слушают воспитателя, активны в речевом диалоге со взрослыми и сверстниками, используют в речи под руководством воспитателя разные формы художественного слова (стихи, загадки, сказки).

Такой результат является показателем эффективности применяемой системы работы с детьми среднего дошкольного возраста.

Заключение

Культура речи является одним из важнейших условий воспитания общей и внутренней культуры человека, в то время как владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности личности. Средствами художественного слова еще до усвоения грамматических правил ребенок дошкольник практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Воспитание у детей интереса и бережного отношения к языковому богатству, умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и в словесном творчестве - одна из важнейших задач речевого воспитания в ДОУ решить которую, будет возможно только если воспитатель сможет добиться самого главного, – сформирует у детей интерес к художественной литературе, который будет содействовать активному отношению маленьких слушателей к тому, что им читают.

Литература

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2010.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-синтез, 2014.

Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, Москва, 2009.

Ерёменко Т. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 128-131.

Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия: 4–5 лет / Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М.: Оникс-XXI век, 2005.

Логопедия: практическое пособие / авт. сост. В.И. Руденко - Ростов н/Д: 2008.

Масалиева Ж.А., Жетес Б. Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника // Южно-Казахстанский государственный педагогический институт Шымкент, Казахстан / Электронный ресурс.

Сохин Ф. А Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. - М.: НПО МОДЭК, 2002.

Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Шапошникова Н. В. Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей посредством // Молодой ученый. - 2016. - №23.2. - С. 117-120.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей:

«Книга в жизни вашего ребенка»

1. Есть ли у Вашего ребенка своя книжная полка?

2. Часто ли Вы читаете ребенку книги?

3. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги Вашего ребенка?

4. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных Вами ребенку книг?

5. Беседуете ли Вы с ребенком о прочитанном произведении?

6. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с Вами произведения?

7. Имена каких поэтов и писателей знает Ваш ребенок?

8. Может ли Ваш ребенок пересказать отрывок из любимого произведения?

Консультация для родителей:

«Роль художественной литературы в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

Большое значение в развитии речи ребенка играет художественная литература. «Чувства предшествуют знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял, и не узнал ее», - писал В.Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его взрослый. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Поэтому как мы, воспитатели, так и Вы, родители должны помочь детям развить интерес и любовь к художественной литературе.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах гуманности дети и в своих рассказах и в сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, и наказывая злых. Ознакомление с произведениями литературы способствуют воспитывать интерес и способность различать выразительные средства, учит определять и мотивировать своё отношение к героям произведения, формировать нравственные критерии оценки.

Очень важна интонационная выразительность речи взрослых при чтении ребёнку художественных произведений. Такое чтение будет не только способствовать глубокому и правильному пониманию содержания, но и воспитывать у ребёнка потребность самому передать текст выразительно, в нужном темпе, а при пересказе текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев.

Обращайте внимание и на иллюстрации в книге, они окажут помощь в организации речевой работы с детьми.

Знакомство ребенка с художественной литературой следует начинать с миниатюр устного народного творчества - потешек, песенок, а, далее - народные сказки, доступные ему по возрасту. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений - миниатюр.

Помните, что выбор произведения не может быть случайным, книга должна обладать художественными и воспитательными достоинствами, развивать у детей чувство прекрасного. Желательно покупать книги с яркими художественными иллюстрациями, чтобы привлечь внимание ребёнка, возбудить интерес к книге. Это может быть сказка с торжеством добра, любви и справедливости над злом; книга писателя-природоведа о красоте и богатстве родной природы; книги о красоте людей в труде.

Перед чтением рассмотрите вместе с детьми красочные иллюстрации, что изображено на картинках, но не раскрывайте содержание книги.

Старайтесь, чтобы дети запоминали имена писателей, название произведения. Полезно дать краткие сведения о писателе. Если ребёнок отвлекается от слушания, ни в коем случае не делайте резких замечаний, подчеркните выразительной интонацией, паузой, жестом, что вы ждёте от ребёнка внимательного слушания, но не нарушайте хода повествования. По окончании обсудите с ребёнком прочитанное, ответе на его вопросы.

Следует обращать внимание детей на художественные особенности языка произведений. Например, после чтения рассказа Снегирёва «Скворец», вспомните с ребёнком, как автор писал о зиме, какими словами рисовал картину зимнего леса. Ваша задача - помочь детям вдуматься в слова, прислушаться к ним.

Время от времени книгу надо перечитывать. Дети любят находить для себя что-то новое в уже знакомом произведении, повторное чтение углубляет и закрепляет восприятие услышанного. Чтение одного небольшого произведения может не удовлетворить ребёнка, тогда можно прочитать ещё что-нибудь, придерживаясь тематики или единства образов. Большие произведения лучше читать отдельными частями, например, сказку «Конёк-горбунок» Ершова. Книги, насыщенные большим количеством событий, читайте реже. Лучше читать книги, носящие жизнерадостный характер, с несложным сюжетом. Полезно после чтения ещё раз рассмотреть иллюстрации, невозможно воспитать любовь к книге, не воспитывая у ребёнка бережного отношения к ней. Учите ребёнка самостоятельно рассматривать книгу.

Не следует прибегать к чтению во время еды, чтобы заставить ребёнка есть, в транспорте по пути домой, а так же читать без учёта возраста детей. От такого чтения хорошего ждать мало.

Лучше читать в спокойной обстановке, в свободное от других занятий время. Особенно хороши «семейные чтения», когда слушают все члены семьи. Покажите, что книгу всегда нужно класть на место, брать чистыми руками, а перелистывая страницы не мять и не рвать, беря их с верхнего правого угла. Не разрешайте ребёнку перегибать книгу. Расскажите, что над созданием книги трудилось много людей, её надо беречь.

Научившись переживать события, чувства с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Помогите ребёнку обзавестись собственной библиотекой, и, конечно, желательно, чтобы у ребёнка был маленький шкаф для книг или полка.

Памятка для воспитателя:

«Культурные и методические требования к речи воспитателя ДОУ»

Считается, что визитная карточка человека – это его речь. Владение культурой речи влияет не только на успешность в повседневном общении, но и на его профессиональную деятельность. Речь воспитателя ДОУ должна отвечать следующим требованиям:

правильность - соответствие речи языковым нормам;

точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе;

логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и

отношений между частями и компонентами мысли;

чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку;

выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и

создающая атмосферу эмоционального переживания;

богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации;

уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения;

правильное использование воспитателем невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Строгое соответствие содержания речи воспитателя к возрасту детей и уровню их развития, запасу представлений с опорой на их опыт, равно как и владение методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками является залогом успешной работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Обследование речи детей 4-5 лет

Обследование звуковой культуры речи

Задание №1

Цель: выявить особенности интонационной выразительности речи (при наличии фразовой речи).

Примечание: характеристика интонационной выразительности речи (функции: темп, ритм, громкость, речевое дыхание) определяется на основании наблюдений в процессе обследования.

Характеристика интонационной выразительности речи:

темп – нормальный, ускоренный, замедленный.

ритм – нормальный, дисритмия.

громкость - нормальная, чрезмерно громкий, тихий, с носовым оттенком, сиплый, монотонный.

речевое дыхание – оценивается по объёму дыхания (достаточный, недостаточный), правильность расстановки пауз в речевом потоке.

Оценка:

Высокий – все функции сформированы.

Выше среднего – одна из функций сформирована недостаточно.

Средний - две функции сформированы недостаточно.

Ниже среднего - три функции сформированы недостаточно

Низкий – все функции не сформированы.

Задание №2

Цель: обследование речевого слуха, фонематического восприятия.

Оборудование: предметные картинки: на звук «А» - астра, Аня, арбуз; на звук «С» - сани, сумка, собака.

Методика обследования:

а) Педагог показывает картинку с изображением предмета, название которого начинается с гласного, стоящего под ударением. Произнося слово, воспитатель голосом выделяет звук (аааастра, Ааааня, ааарбуз). Затем предлагает ответить на вопрос: «Какой первый звук ты слышишь в этих словах?» или «С какого звука начинаются слова?».

б) Педагог просит ребёнка из предложенных картинок выбрать только те, в названиях которых есть звук «С» («песенка насоса: СССС»).

Примечание: речевой слух и фонематическое восприятие в данной возрастной группе (в начале учебного года) не изучаются.

Оценка:

Высокий – все задания выполнены верно.

Выше среднего - одно задание выполняется с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно.

Средний – два задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются после повторного воспроизведения.

Ниже среднего – одно задание недоступно, при выполнении требуется помощь.

Низкий - не выполняет задание, ответы неадекватны.

Обследование словаря

Задание №1

Цель: выявление уровня развития словарного запаса.

Оборудование: предметные картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда», «Обувь».

Методика обследования: ребёнку предлагается назвать картинки по темам.

При обследовании можно использовать игры-лото: «Во саду ли, в огороде», «Уютный домик» и другие.

Оценка:

Высокий – все слова правильно понимаются и употребляются.

Выше среднего - встречаются единичные ошибки в назывании предметов, но есть в пассивном словаре.

Средний - большинство слов есть в активном словаре, остальные слова присутствуют в пассивном словаре; темп выполнения замедлен.

Ниже среднего – большинство слов присутствуют в пассивном словаре.

Низкий – по 5-6 слов присутствуют в активном словаре и пассивном, остальные отсутствуют.

Задание №2

Цель: Обследование знания обобщающих слов.

Оборудование: по 4-5 предметных картинок по темам: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда», «Обувь», «Транспорт».

Методика обследования: педагог выкладывает перед ребёнком картинки (например: платье, брюки, юбка, рубашка). Просит назвать изображённые предметы одним словом.

Оценка:

Высокий – все задания выполнены самостоятельно, без ошибок

Выше среднего - встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса

Средний - в отдельных случаях требуется повторении инструкции, большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, иногда с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен

Ниже среднего – требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с контекстной подсказкой, некоторые задания недоступны даже с помощью.

Низкий – неадекватные ответы, помощь не используется.

Обследование связной речи

Задание № 1

Цель: выявление умения составлять предложения.

Оборудование: сюжетные картинки.

Методика обследования: педагог предлагает рассмотреть картинки и рассказать, кто что делает.

Оценка:

Высокий – самостоятельно составляет предложения, выдержана структура предложения.

Выше среднего – предложения составляет с некоторой помощью в виде уточняющих вопросов (или побуждающих).

Средний - при составлении предложения требуется помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, отмечаются трудности в построении предложения.

Ниже среднего – предложения составляет по вопросам, часто ответы односложные, связное высказывание затруднено; наблюдаются соскальзывания на побочные темы.

Низкий – отказ от выполнения задания; неадекватные ответы.

Задание № 2

Цель: выявление умения ребёнка подбирать слова-признаки к предметам при составлении описательного рассказа.

Оборудование: игрушки – мяч, машина, опорные сигналы для выделения признаков предмета (картинка-символ цвета, величины, формы, т.п.)

Методика обследования: посмотри – это мяч. Он будет с тобой играть только тогда, когда ты скажешь о нём несколько красивых слов. Итак, какой мяч ? Образец ответа: Это мяч. Он круглый, синий, большой.

Если ребёнок затрудняется назвать слова, то ему предлагается с опорой на картинки-символы подобрать нужные слова.

При описании машины (или любого другого предмета) ребёнок должен назвать ещё и части машины.

Примечание: Описательные высказывания детей в данной возрастной группе (в начале учебного года) не изучаются.

Оценка:

Высокий – называет все 3 признака и все части предмета, соблюдаются грамматические нормы

Выше среднего – называет 2 признака и все части предмета, соблюдаются грамматические нормы

Средний - признаки предмета и его части выделяет с помощью уточняющих вопросов, подсказок

Ниже среднего - признаки предмета выделяет с помощью уточняющих вопросов, подсказок; части предмета не называет

Низкий – отказ от выполнения задания; неадекватные ответы.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Жанры литературных произведений

3 балла – различает уверенно

2 балла – различает, но иногда испытывает трудности

1 балл – часто затрудняется различать

0 баллов – не различает

Любимые сказки и рассказы

3 балла – знает 2-3 сказки (рассказа), пересказывает свободно

2 балла – знает 2-3 сказки (рассказа), иногда затрудняется при пересказе

1 балл – знает 1-2 сказки (рассказа), часто затрудняется при пересказе

0 баллов – не знает, не пересказывает

Любимые стихотворения (2-3)

3 балла – знает наизусть, рассказывает

2 балла – знает, иногда испытывает трудности при рассказывании

1 балл – часто затрудняется при рассказывании

0 баллов – не знает, не рассказывает

Разыгрывает сюжеты любимых произведений

3 балла – часто

2 балла – иногда

1 балл – затрудняется

0 баллов – не разыгрывает

Персонажей детских произведений на иллюстрациях

3 балла – всегда узнает

2 балла – часто узнает

1 балл – иногда узнает

0 баллов – не узнает

Комплексная оценка по образовательной области «Чтение художественной литературы»

1 балл (требуется внимание специалиста) – итоговая сумма не менее 7

2 балла (требуется корректирующая работа педагога) – итоговая сумма 7-9

3 балла (средний уровень развития) – итоговая сумма 11-14

4 балла (уровень развития выше среднего) – итоговая сумма 15-19

5 баллов (высокий уровень развития) – итоговая сумма 20-21

Диагностическая карта «Чтение художественной литературы»

(начало года)

№ п/п

Ф.И. ребенка

Знание жанров

Пересказ

Чтение стихотворений

Разыгрывание сюжетов

Знание персонажей

Комплексная оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Высокий уровень - %,

Выше среднего уровень - %,

Средний уровень - %,

Корректировка педагога - %,

Внимание специалиста - %

Бальная оценка общего уровня развития речи детей по образовательной области «Чтение художественной литературы» (начало года):

1 балл (требуется внимание специалиста) – итоговая сумма не менее 7 – детей ( %)

2 балла (требуется корректирующая работа педагога) – итоговая сумма 7-9 – детей ( %)

3 балла (средний уровень развития) – итоговая сумма 11-14 – детей ( %)

4 балла (уровень развития выше среднего) – итоговая сумма 15-19 – детей ( %)

5 баллов (высокий уровень развития) – итоговая сумма 20-21 – детей ( %)

Диагностическая карта «Чтение художественной литературы»

(конец года)

№ п/п

Ф.И. ребенка

Знание жанров

Пересказ

Чтение стихотворений

Разыгрывание сюжетов

Знание персонажей

Комплексная оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Высокий уровень - %,

Выше среднего уровень - %,

Средний уровень - %,

Корректировка педагога - %,

Внимание специалиста - %

Бальная оценка общего уровня развития речи детей по образовательной области «Чтение художественной литературы» (начало года):

1 балл (требуется внимание специалиста) – итоговая сумма не менее 7 – детей ( %)

2 балла (требуется корректирующая работа педагога) – итоговая сумма 7-9 – детей ( %)

3 балла (средний уровень развития) – итоговая сумма 11-14 – детей ( %)

4 балла (уровень развития выше среднего) – итоговая сумма 15-19 – детей ( %)

5 баллов (высокий уровень развития) – итоговая сумма 20-21 – детей ( %)

Памятка для воспитателя:

«Оформи книжный уголок»

Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Существует ряд основных требований, которые необходимо соблюдать при его оформлении:

рациональное размещение в группе;

соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;

соответствие требованиям программы по знакомству детей с литературой;

учет интересов детей;

систематическая сменяемость;

эстетическое оформление;

востребованность.

Памятка для родителей:

«Приобщение детей среднего дошкольного возраста к чтению художественной литературы»

Подавайте ребёнку личный пример читая книги, журналы, газеты.

Подбирайте книги по возрасту ребёнка.

Помните, что чтение для ребёнка дошкольника – это, прежде всего общение с родителями. Во время чтения беседуйте с ребёнком, задавайте вопросы, размышляйте.

Читайте вслух с ребёнком не более 10-15 минут в день.

Выбирая книгу, обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть крупными, без большого количества деталей, яркими и реалистичными.

Не заставляйте ребёнка во время чтения всё время сидеть рядом. Пусть он отходит и подходит.

Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги.

Перед чтением, обратите внимание ребёнка на то, что книгу надо брать чистыми руками, бережно с ней обращаться. И если книжку не дочитали, то нужно воспользоваться закладкой, и ни в коем случае не загибать страницу, а по окончании чтения нужно убрать книгу на полку.

Взаимосвязь ознакомления с художественной литературой с другими видами деятельности детей средней группы в ДОУ

Литературная викторина для родителей:

«С книгами знаться - ума

набираться»

1. «Что за прелесть эти сказки».

Отгадайте, из какой сказки эти предметы:

- Бочка, письмо, пряжа, золотые орешки (Л.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»).

- Яблоко, волшебное зеркальце, хрустальный гроб (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

- Шатер, колесница, рать, петух (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»).

2. Чей это портрет.

Выставляются портреты детских писателей и поэтов, нужно их узнать и назвать: А.Л. Барто, В.В. Бианки, С.Я. Маршак, С.В. Михалков, К.И.Чуковский, В.Д. Берестов, Э.Н. Успенский, Э.Э. Мошковская, Е.А. Благинина.

3. Творческие задания в работе с пословицами.

Добавьте словечко:

Книга твой друг, без нее как без... (рук);

Книга в счастье украшает, а в несчастье... (утешает);

С книгой жить - век... (не тужить);

Будешь читать - будешь много… (знать);

Найдите пары:

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»;

«Руби дерево по себе»;

«Знания никому не в тягость»;

«Без корня и полынь не растет»;

«Родимая сторона - мать, чужая - мачеха»;

«По Сеньке и шапка».

(Ответ: 1-3, 2-6, 4-5)

4. Знаете ли вы художников иллюстраторов?

- Вашему вниманию предлагаю иллюстрацию к сборнику стихотворений

А.А. Прокофьева «Шутки-прибаутки». Кто, по-вашему, автор этой работы?

(Ответ: Ю.А.Васнецов).

- Придумайте рассказ к иллюстрации, который бы заинтересовал ребенка и побудил его к самостоятельному рассказыванию.

Примерный рассказ к иллюстрации: «Среди заснеженного леса, переливаясь и искрясь, стоит избушка».

Бежали зайчата, увидели избушку и остановились «Ах, как красиво! А кто там живет? - подумали зайчата.- А можно туда войти?» «Кар - кар- кар! Глупые, невоспитанные зайчата! - прокричала ворона. - Во-первых, негоже без разрешения входить в чужой дом. А во-вторых, вдруг там охотник живет? Пиф-паф - и все». Стоят зайчата и думают: «Дом такой хорошенький. Так войти хочется». А как вы думаете, кто там живет?

- Подумайте, как бы вы проиллюстрировали первые строчки стихотворения А.Л. Барто «Девочка - ревушка».

«Что за вой? Что за рев? Там не стадо ли коров?».

Игры на развитие речевого дыхания в средней группе ДОУ

Примечание. Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.

При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов.

Цель упражнений развитие сильного, продолжительного выдоха.

«Забей гол Дракоше»

Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

Оборудование: легкий шарик от настольного тенниса (поролоновый шарик и другое), игрушка дракона.

Ход игры: Сегодня мы с тобой будем футболистами и тебе нужно забить как можно больше голов Дракоше.

Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота Дракоше. При этом педагог своей рукой может передвигать дракона тем самым создавая трудность в забивании гола.

Внимание! Следить, чтобы ребенок не надувал щеки. При необходимости их можно придерживать пальцами.

«Кто загонит мяч в ворота»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта.

Ход игры: - Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение "Лопаточка") и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик.

Внимание! Следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Самый быстрый карандаш»

Цель: развитие длинного и плавного выдоха.

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.

«Волшебные бабочки»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.

Оборудование: искусственный цветок (бумажный цветок, нарисованный цветок) разноцветные (однотонные) бумажные бабочки.

Ход игры: - Посмотри какой у меня есть красивый, волшебный цветок. А ты знаешь, что на нем живут бабочки? Вот только беда злой волшебник заколдовал их и они разучились летать! Давай с тобой расколдуем их, чтобы они снова запорхали в небе. Посмотри, как это сделаю я (педагог дует на бабочек). А теперь твоя очередь!

«Бабочки порхают»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Оборудование: коробка из под обуви оформленная в виде летней полянке, бумажные бабочки привязанные на нити.

Ход игры: - наступило прекрасное, теплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите в небе запорхали бабочки. Покажи, как?

«Горячий чай»

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование: стаканчики из цветного картона.

Ход игры: - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю!

Занятия, способствующие диалогическому развитию речи

(По В.В. Гербова: «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»)

Магазин игрушек

Воспитатель интересуется у детей, что они видят на картинке. (Машину, набор кубиков, медвежонка, куклу с набором вещей, игры (пазлы, настольную игру), россыпь бус для рукоделия.)

«А что бы из этих предметов вы купили? – задает педагог следующий вопрос. – А что бы выбрали в подарок приятелю (приятельнице)?» И так далее.

Образцы тканей

«На этой картинке ткани разной расцветки. Нам предстоит выбрать ткань для комплекта постельного белья, – начинает разговор педагог. – Что входит в комплект постельного белья? Итак, кто что предлагает?»

Педагог поясняет, что описать расцветку ткани очень непросто, поэтому он поможет найти нужные слова. Подсказывает, как описать ткань:

– в мелкую однотонную полоску;

– в крупные полосы разных цветов;

– в мелкую однотонную клеточку;

– в крупную красную клетку на желтом фоне (поле);

– в крупный (мелкий) горох;

– крупные цветы на белой ткани;

– мелкие беленькие цветочки на оранжевой основе.

Транспорт

Эта картинка так же, как и картинка «Образцы тканей», способствует обогащению и активизации словаря детей.

Педагог уточняет, как одним словом назвать самолет, пароход и поезд (электричку). Интересуется, кто на каком транспорте отправился бы в путешествие и почему выбор сделан в пользу того или иного транспортного средства.

Просит внимательно рассмотреть самолет, назвать его части (кабина, крылья, шасси, окна-иллюминаторы, дверь, трап) и людей, которые находятся внутри и рядом с машиной (в кабине – летчики, в дверях – стюардесса, у трапа – пассажир).

В следующий раз дети с помощью педагога рассматривают корабль, а на очередном занятии – поезд.

Магазин подарков

«Вы видите вещи, которые могут порадовать сестренку, маму, папу, бабушку, – начинает разговор педагог. – Какие предметы изображены на картинке? (Книга сказок, полосатые вязаные носки, флакон духов, набор цветных карандашей, шариковая ручка, коробка конфет, картина, набор слесарных инструментов, набор для вязания.) Кому что вы могли бы подарить? А что бы оставили себе и почему?»"

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области