Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Использование занимательного материала в организации воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ"

Цель: сформировать элементарные математические представления, используя занимательный материал. Задачи: развитие у детей познавательного интереса к математике через игру; развитие мыслительных операций, восприятия, памяти, внимания, мышления; развитие умений аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей

дошкольного возраста»

Если мы действительно что-то знаем,

то мы знаем это благодаря изучению математики.

(Пьер Гассенди)

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети полны желания учиться. Прочные знания, умения и навыки они приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.

Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным.

     Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения  - реализуется средствами игры и в игровых действиях.

Применение занимательного материала в работе с дошкольниками очень важно, так как содержание должно быть чувственно воспринимаемо. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни дошкольников.

Занимательная математика помогает решать следующие проблемы:

•активного и пассивного усвоения новых знаний;

•глубокого и поверхностного уровня понимания изучаемого материала;

•коллективного обучения и индивидуального развития личности ребенка;

•живой и формальной связью между педагогом и дошкольниками.

       Одним из условий качественного усвоения элементарных математических представлений является внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей. Посредством следующих требований:

Опора на ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игру.

Учет сензитивных периодов развития детей при планировании и реализации опыта.

3.Опора на ту форму мышления, которая является ведущей на каждом возрастном этапе (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).

4.Учет возрастных особенностей памяти, внимания, эмоционально-волевых и мотивационных процессов дошкольников при организации игрового взаимодействия.

5.Использование игрового материала таким образом, чтобы развитие логико-математического мышления сочеталось с развитием творческого мышления.

6.Учет зоны ближайшего развития при взаимодействии с ребенком.

Необходимо повысить мотивацию воспитанников к обучению, создать психолого-педагогических условия, обеспечивающие формирование элементарных математических представлений у дошкольников.

Для практической деятельности необходимо организовать игровое пространство таким образом, чтобы дети имели возможность играть с материалом не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в вне её (например, уголок занимательной математики, развивающие игры и т.п.).

Столь разнообразный занимательный материал, созданный математиками, педагогами, методистами даёт основание для его классификации. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений. По развивающему воздействию на детей можно выделить следующие основные виды занимательного материала:

занимательные задачи, вопросы, шутки, задачи-головоломки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приёмом активизации умственной деятельности;

игры на конструирование (моделирование) плоских или объёмных изображений объектов (занимательные игры, которые способствую развитию образного и логического мышления, пространственного воображения, фантазии, креативности);

наглядные логические задачи: от самых простых, на заполнение пустых клеток, продолжения ряда, поиск признаков отличия, к более сложным - нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличий одной группы фигур от другой.

Использование занимательного математического материала возможно:

в рамках непосредственной образовательной деятельности в период пребывания детей в детском саду;

в совместной деятельности воспитателя с детьми вне НОД, в свободной форме;

в самостоятельной деятельности детей;

в совместной деятельности родителей с ребенком в домашних условиях.

При организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие математических представлений у детей, можно использовать техники педагогической поддержки: «активное слушание», «отслеживание реплик» и др., поддерживая инициативу ребёнка при обсуждении или выполнении им различных дел. С детьми, у которых наблюдаются проблемы с усвоением математических представлений, или, наоборот, были выявлены склонности к математике, должна проводиться индивидуальная работа с использованием занимательного материала.

Занимательный математический материал влияет на характер подготовки детей к школьному обучению:

у детей вырабатывается умение быстро включаться в активный познавательный процесс.

занимательный математический материал способствует формированию элементов логического и интуитивного мышления, развитию смекалки;

у детей постепенно вырабатывается умение творчески, инициативно подходить к задаче любого содержания, к её результату.

Таким образом, использование занимательного математического материала в ДОУ оказывает значимое влияние на развитие математических способностей дошкольников, в конечном итоге и на умственное развитие. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области