Открытое занятие ТЕМА: «Именины буквы Ж»
Задачи:
1) общеобразовательные:
Совершенствовать практические умения и навыки детей.
Познакомить с согласным звуком Ж, буквами Ж, ж.
2) развивающие:
Развивать грамматический строй речи;
Становление фонематического и фонетического слуха и восприятия;
Формирование самоконтроля за речью;
Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
3) воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы;
Совершенствовать навыки коммуникативного общения.
Методы и приёмы: наглядный - моделирование, игровой – игра с мячом, словесный – чистоговорки, практический – развитие мелкой моторики.
Оборудование: , мяч, ТСО с картинкой, карточка – слоговая таблица, предметные картинки, слова для чтения, записанные на плакате, прописи Колесниковой, медали.
Литература: Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Бондарева Л.Ю. Ярославль. Академия развития стр.162.
Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Е. В. Колесникова стр. 60.
Запоминаю буквы Е. В. Колесникова
Дидактические игра по обучению грамоте.
Ход занятия
Организационный момент.
Здравствуйте ребята!
Сели все ровно. Покажите - как сидят будущие ученики.
Сегодня на занятие к нам пришли гости и мы не должны «упасть в грязь лицом». Как вы понимаете выражение «не упасть в грязь лицом»? (не опозориться)
Молодцы! Правильно.
Работа по теме.
Сейчас мы с вами идем на именины к одной пока еще неизвестной особе. Но мы пойдем не одни, а вот кто с нами пойдет узнаем, отгадав загадки.
ЗАГАДКИ (показ отгадок-картинок)
1.Он рогатый, но не бык
Многоногий и усатый
Издает гудящий звук при полете толстый….(ЖУК).
2.Вяжет мама длинный шарф, потому что сын….(ЖИРАФ).
3.Живая, лесная игольница…..(ЕЖИК).
4.Это животное живет в океане .Вместо передних лап у него ласты ,а вместо задних хвост. Есть клыки и усы. Любит рыбу. ….(МОРЖ).
Молодцы! Отгадали загадки. Так кто с нами еще пойдет: жук, жираф, морж, ежик. А может вы догадались ,что общего в произношении этих слов?(звук ж)
Верно. Это звук ж. А какой это звук? Приставили ладошку к ротику и произносим-ж-ж-ж-ж. (согласный) Почему? (воздух при произношении встречает преграду,резко ударяется в ладошку, не поется).Переносим ладошку на горлышко и произносим ж-ж-ж. Какой этот согласный звук? (звонкий). Почему? (горлышко при произношении дрожит). Верно. А еще этот звук всегда ТВЕРДЫЙ. Это надо запомнить. Молодцы! Хорошо! Но звук мы только слышим и произносим, а как нам его увидеть? (надо надеть на него костюм). Какого цвета будет костюм?(только синего цвета).Почему?(т. к. этот звук согласный и всегда твердый).
(Появляется картинка буквы Ж проводится физкультминутка «Каравай».)
Как на буквены именины испекли мы каравай
Вот такой вышины
Вот такой нижины
Вот такой ширины
Вот такой ужины.
Каравай ,каравай кого хочешь выбирай.
Я люблю конечно всех , но букву Жэ больше всех.
Педагог читает стихотворение про букву Жэ.
Эта буква хороша и похожа на жука
Да при этом, точно, жук издает жужжащий звук.
(Показ печатной и прописной буквы Жэ).
Так как буква Жэ и ее слуга- звук ж –согласные, то они будут дружить с гласными звуками и буквами.
На именинах устраивают много интересных конкурсов, играют в разные игры. Вот и нам ЖИРАФ предлагает подружить его звук с гласными.
Давайте их подружим.
Чтение слоговой таблицы.
А----------Ж У---------Ж ы---------Ж
О-----------Ж Э---------Ж И----------Ж
Чтение слогов слияний жа, жо, жу, жэ ,жи.
Ребята, т.к. жэ всегда твердый звук, то с гласной буквой И он будет читаться твердо. ЭТО НАДО ЗАПОМНИТЬ.ЖИ- пиши с буквой И.
А вот задание от МОРЖА. МОРЖ предлагает нам произнести чистоговорку с добавлением последнего слова по рифме. Речь пойдет о морже.
Жу-жу-жу в зоопарк пришли к МОРЖУ
Жа-жа-жа-испугались мы МОРЖА
Же-же-же-сидят птички на МОРЖЕ
Жи-жи-жи-очень мирные МОРЖИ
Жи-жи-жи-не страшны совсем МОРЖИ.
Молодцы! А теперь ЖУК предлагает поиграть в игру «Солнышко и Дождик»
(Игра на развитие внимания и быстроты реакции). Но перед этим мы выучим небольшое стихотворение.
Я жук, я жук, я тут живу
Жужжу, жужжу жу –жу – жу - жу.
Мы превращаемся в жуков и поем свою песенку. Как только я говорю слово ДОЖДИК вы прячетесь и молчите , а если я скажу СОЛНЫШКО, то опять летаете и поете свою песню.
Молодцы!
Поиграть в мяч нам предлагает ЕЖИК. (Игра на развитие слухового внимания «Мяч не трогать или поймать»). Если услышите слово с согласным звуком ж ,
то мяч надо поймать, а если нет в слове звука ж ,то надо мяч не трогать.
Слова: журавль, жук, жалоба,
паук, жадина, муха, морж, торт, жаркое, снежинка, ужи, ежик, жало, жакет,
пироженое, мороженое.
Молодцы!
Работа в прописи. Стр.10.
Давайте сделаем подарок нашей имениннице.
Нам надо дорисовать палочки так ,чтобы получилась буква Ж.(показ написания на доске).Хорошо.
Пальчиковая гимнастика.
А теперь представим, как можно из пальцев представить букву Жэ. Молодцы!
Закрепление.
Буква Жэ предлагает прочитать слова.
Чтение слов: ЖУК, ЖАБА, УЖ, КРУЖКА,НОЖ,ЖАВОРОНОК.
Релаксация.
Где мы сегодня побывали? Что мы узнали нового? Молодцы! За ваши старания буква Жэ дарит вам подарки.