Педсовет. Тема: "Реализация пилотного проекта школы
«150 культур Дона (русская культура)"
Панюшкина Галина Ивановна, заместитель директора по ВР, учитель истории, начальных классов
ПЛАН:
Актуальность темы педсовета.
Организация и руководство пилотным проектом в МБОУ СОШ №20 г.Шахты «150 культур Дона» в школе (зам. директора по ВР Панюшкина Г.И.)
Организация и проведение Чемпионата этноспортивных Игр (ЧЭИ-2016) среди учащихся трех возрастных групп (младшая, средняя и старшая), (учитель физической культуры, руководитель Спортивного модуля Степанова В.В.)
Анализ работы по проведению зональных соревнований этноспортивных игр (учитель физической культуры, IT-администратор Нещерет Е.С.)
Интерактивные уроки, подготовка к научно-практической конференции (учитель русского языка и литературы Дмитренко О.Г.)
Подготовка, съемка национальной сказки и показ её учащимся младших классов на Новогоднем празднике и участие в кинофестивале (КиТ) «Золотые семечки» (учитель музыки, руководитель Театрального модуля Ляшенко О.В.)
Решение педагогического совета.
Актуальность темы педсовета.
В течение последних двух лет с новой силой обострились давние вопросы внутриполитической жизни нашей страны, в том числе, «национальные». Системный научный анализ явлений и процессов, имеющих ключевое значение для обеспечения стабильности южного полиэтничного макрорегиона, был осуществлен Институтом социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного Центра РАН и издан в трех томах «Атласа социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России» и этот анализ показал:
Этнический фактор в явном или скрытом виде присутствует практически во всех сферах жизни южного региона. Исторически сложившийся характер расселения (компактное и чересполосное) и самое большое количество административных границ, которые к тому же неоднократно пересматривались в XX в., создают почву для возникновения этнотерриториальной напряженности и конфликтов между отдельными республиками".
Ростовская область, являясь историческими воротами на Кавказ, так или иначе вовлекается в решение возникающих проблем. Пришло время серьезно поговорить нам об истоках этих конфликтов и возможностях их профилактики не декларативно или инструктивно, а научно и заинтересованно. Поэтому, прежде, чем мы будем говорить о том, что объединяет народы, живущие на Донской земле, предлагаю услышать голоса ученых, которые пытаются разобраться в истоках конфликтов, о которых мы все знаем и говорим, но не понимаем, как мы можем принять в этом участие? А наша роль, роль педагогов и общественных организаций в этом процессе очень велика.
Итак, национализм: проблема реальная, проблема научная считает Хасан Владимирович ДЗУЦЕВ, профессор СОГУ, руководитель Северо-Осетинского Центра социальных исследований ИСПИ РАН
"Сейчас доминируют три подхода, объясняющие причины конфликтов интересов различных этносов:
этнографический – различием культурных традиций, нравов, стиля жизни, верований;
политологический – различием политических позиций национальной элиты или буржуазии, действиями оппозиционных образований, националистических групп, сепаратистских движений;
конфликтологический – конфликтами интересов политического или культурного характера, которые можно решить путем поиска компромиссов.
Исследование причин межнациональных конфликтов в России нельзя осуществлять, опираясь только на западный, прежде всего американский, опыт конфликтологических исследований. В отличие от США, Канады, Австралии, большинство народов России не являются эмигрантскими землячествами, а представляют автономные государственные образования на своих исторических территориях, поэтому важно слышать голоса ученых, становление которых прошло здесь, когда они исследовали конфликт изнутри.
Мы часто вспоминаем о дружбе народов во времена СССР, но при этом не всегда верим в искренность этой дружбы. Тем не менее, она была более естественной, чем сегодня. Общественная собственность в СССР формировала такое же общинное сознание народов, которое было у национальных республик до вступления в СССР и большей степени являлось продуктом феодальных отношений.
Развитие в России рыночных отношений привело к ломке традиционных для народов и отдельных людей укладов жизни – системы ценностей, структуры семьи, иерархии отношений между поколениями, способов этической (не правовой) формы регулирования общинных отношений и так далее.
И как напутствие нашему проекту хочу процитировать А.И. Фурсова, академика РАН и автора книги "Колокола Истории" (2010): "Историю, свой век обмануть нельзя. От них нельзя увернуться, спрятаться, уйти в себя. Как говорил Ежи Лец (польский писатель, сатирик, автор афоризмов), "в смутные времена не уходи в себя – там тебя легче всего найти". Но век можно и нужно понять и заставить работать на себя."
Организация и руководство пилотным проектом
в МБОУ СОШ №20 г.Шахты «150 культур Дона» в школе
В Международный день культуры в Ростове-на-Дону при поддержке Общероссийского народного фронта состоялась презентация этнопроекта «150 культур Дона».
Его задача – разработать и внедрить в учебный процесс школ программы по изучению культур, обычаев и традиций народов, проживающих в Ростовской области, а затем аккумулировать опыт этнографической работы со школьниками и студентами на площадках муниципальных образований субъекта.
Идею по запуску проекта поддержал на январском межрегиональном форуме в Ставрополе ОНФ президент страны, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин. «150 культур Дона» – это замечательная инициатива, особенно для такого региона, как Юг России. Конечно, нужно поддержать и подумать, как это тиражировать как одну из лучших практик», – сказал глава государства.
Проект был разработан совместными усилиями региональной рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основа национальной идентичности», министерством образования и министерством культуры Ростовской области при участии Южного федерального университета и педагогических отрядов ЮФУ. Инициатором выступила руководитель интерактивного музея наук «Лабораториум» и интеграционного проекта «Просвещение жителей Дона», возглавляющая рабочую группу «Образование и культура» ОНФ в Ростовской области, Екатерина Беляк.
«Ростовская область – один из самых многонациональных регионов страны, и он может служить примером мирного сосуществования десятков национальностей и народностей. Идею проекта нам навеял студенческий фестиваль, который с 2008 г. организовывают национальные диаспоры Ростовской области. Мы решили ее трансформировать и внедрить на уровне средней школы. Я сама – мама четверых детей и считаю, что знакомиться с культурой друг друга надо с ранних лет, но при этом очень деликатно – через игру, фольклор, сказки. У детей нет предрассудков, как у взрослых, она более открыты и восприимчивы. Самое время прививать им уважение к другим народам и культурам. Это будет хорошая инвестиция в мир и согласие, в единство нашей страны».
При этом, по словам Екатерины Беляк, важно не перегружать образовательную программу и сделать детей не зрителями, а участниками национальных игр, постановок народных сказок, научить своими руками делать национальные орнаменты и игрушки. Только так, через погружение в культуру, возможно узнать, а значит, понять и принять друг друга.
Система реализации:
1. На первом этапе проекта проводятся отбор и жеребьевка школ для представления культур народов и этносов, проживающих в Ростовской области.
2. За 10 лет каждая школа - участник должна пройти 10 интерактивных погружений в 10 культур по формуле: «Знаю+Понимаю+Принимаю+Уважаю=Люблю».
3. Каждая школа, участник фестиваля, целиком осваивает, готовит и представляет одну культуру в год, знакомясь со всеми, но концентрируясь на одной. Это дает возможность наиболее полно погрузиться в культуру народа.
4. Комплексный подход позволит каждому обучающемуся найти свое направление, где он наиболее ярко может проявить и развить свои способности.
Методы проекта: интерактивные занятия по специальной программе, конкурсная система, организация и проведение праздников в фольк-стиле, изготовление поделок в народном стиле, создание сказок-эпосов в стиле культуры народа, презентационная деятельность, участие в благотворительных и иных творческих мероприятиях.
15 апреля в рамках презентации была проведена первая жеребьевка среди 153 школ Ростова-на-Дону и области, где в случайном порядке представители учебных заведений выбрали одну из культур, изучение которой будет проходить на их площадках в течение следующего учебного года.
В первый год реализации проекта для изучения в школах будут представлены 16 культур: русская, казачья, армянская, калмыцкая, греческая, грузинская, осетинская, корейская, украинская, белорусская, дагестанская, чеченская, ингушская, таджикская, узбекская, польская. Каждое учебное заведение планирует проводить в рамках изучения данной культуры интерактивные уроки, посвященные легендам, мифам и фольклору, спартакиады на основе народных игр, конкурсы декоративно-прикладного творчества, новогодние представления по мотивам национальных сказок, музыкальные и танцевальные уроки и многое другое.
Среди школьников организуют конкурс сочинений-сказок на тему мифологии народа с последующим изданием электронной книги «Новые сказки Тихого Дона». А по окончании учебного года культурологи ЮФУ планируют создать атлас «150 культур Дона» с кратким описанием каждого народа, который возьмут за основу для последующих лекций в школах.
Кульминацией первого года реализации проекта должены стать региональный фестиваль и гала-концерт, на которых каждая школа представит результаты своей работы в номинациях: «Донской «Оскар», «Победители народных спартакиад», «Лучшая игрушка», «Лучший современный народный сувенир», «Лучшее прочтение стихотворения», «Лучшее исполнение народного танца», «Лучшее исполнение песни», «Самая активная школа», «Самый большой вклад в благотворительность».
В 2016-2017 учебном году наша школа представляет проект «Русская культура», на основании этого было:
Утверждено Положение о проектной группе МБОУ СОШ № 20, реализующей проект "150 культур Дона".
Определён состав проектной группы, реализующей проект "150 культур Дона".
Разработан план основных мероприятий в рамках образовательного этнокультурного проекта «150 культур Дона»
Назначен руководитель проектной группы МБОУ СОШ № 20, заместитель директора по воспитательной работе Г.И. Панюшкина.
Структура Проектной группы МБОУ СОШ №20
Руководитель проектной группы "150 культур Дона" | ||
Организационно-методический совет культурной группы (всего 16) | ||
Руководитель координационного Совета проекта | ||
Руководитель учебно-научного модуля Вводная лекция, Интерактивные уроки, Научно-практическая конференция, Входит в научно-образовательный Совет Культурной группы | IT-администратор Руководитель проектной группы (Управление командой проекта) входит в состав Координационного совета, Методического совета и Экспертного совета культурной группы | Руководитель Спортивного модуля Экспертная оценка Учителя физкультуры о знаниях, умениях и владении спортивными компетенциями Входит в состав Спортивного Совета культурной группы (организация Чемпионата этноспортивных Игр) |
Руководитель Литературного модуля (Новые сказки Тихого Дона) Экспертная оценка о знаниях, умениях и владении творческими компетенциями входит Редакционный Совет Культурной группы | Руководитель модуля Прикладного творчества Экспертная оценка о знаниях, умениях и владении творческими компетенциями Входит в состав Совета Мастерских прикладного творчества Культурной группы | Руководитель Театрального модуля (постановка новогодней сказки и организация съёмки) Экспертная оценка о знаниях, умениях и владении творческими компетенциями входит в Художественный Совет Культурной группы |
Состав проектной группы, реализующей проект "150 культур Дона"
в МБОУ СОШ №20
1. Руководитель проектной группы – заместитель директора по ВР Г.И. Панюшкина
2. IT-администратор – учителей информатики и физической культуры Нещерет Е.С.
3.В.В. Степанова – руководитель спортивного модуля;
4.В.В. Степанова – учитель физической культуры;
5. Е.С. Нещерет– учитель физической культуры.
МО учителей историко-эстетического цикла:
6.О.В. Ляшенко – руководитель театрального модуля;
7. Т.Н. Николаева – учитель ИЗО.
8. Т.Н. Гаврилова – руководитель научно-методического модуля;
9. В.В. Измаилова - учитель географии и искусства.
МО учителей русского языка и литературы:
10Н.В. Азарова – руководитель литературного модуля;
11. О.Г. Дмитренко – учитель русского языка и литературы;
12. Г.Ю. Лядская - учитель русского языка и литературы;
13.Е.Н. Игуменцева - учитель русского языка и литературы;
14. Я.А. Гончарова - учитель русского языка и литературы
15. Л.Н. Шевченко - учитель русского языка и литературы.
МО учителей естественно-научного цикла:
16. Л.И. Понамарёва - руководитель модуля прикладного творчества
17. Е.П. Петрова– учитель технологии.
Проект решения педагогического совета:
Одобрить работу педагогического коллектива школы по воспитанию гражданственности, патриотизма и духовно-нравственного развития у школьников.
Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания.
При планировании и организации воспитательной работы на 2016-17 учебный год:
- продолжить проводить внеклассные и общешкольные мероприятия по духовно-нравственному развитию;
- учитывать особенности учащихся 1–11-х классов в целях определения потребностей и интересов участников образовательного процесса.
- использовать в работе с учащимися разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, а также документальные, художественно-исторические фильмы;