Е.П.Отинова, воспитатель
ГБУ ЦССВ «Берег надежды»
Из опыта работы: «Игры для особых детей»
Опыт работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, показывает, что освоение пространства является особой проблемой для наших воспитанников из-за несформированности моторной сферы. Дети испытывают специфические трудности при выполнении заданий на занятиях музыки, развитию речи, конструированию, когда необходимо использовать имеющиеся пространственные представления. При поездке таких детей в цирк, театр или в другие общественные места, где огромное количество людей, они ощущают себя дезориентированными и испытывают эмоциональный дискомфорт.
Избежать такие проблемы помогают различные мероприятия, которые способствуют формированию ориентировки в пространстве и проводятся медицинским и педагогическим персоналом нашего учреждения: занятия в бассейне, дыхательные упражнения, лечебно-физкультурные комплексы, подвижные игры и упражнения, направленные на формирование ощущений и восприятия собственного тела.
Задача формирования пространственных представлений решаются воспитателями нашей группы на многих занятиях. Для предупреждения утомления и снятия мышечного напряжения воспитатели используют на занятиях физкультминутки, пальчиковые игры, гимнастику и подвижные игры, которые способствуют развитию не только сенсомоторных процессов, равновесия, чувства ритма, но и пространственных представлений.
Но посредством сюжетно-ролевых игр можно добиться куда больших результатов, так как интерес к игре всегда выше. Предлагаю вашему вниманию некоторые игры, которые адаптированы для данной категории детей.
«Узор собираем»
Оборудование: два комплекта геометрических фигур на липучках; поле, на котором можно выкладывать и крепить геометрический узор.
Цель игры: развитие ориентировки в пространстве.
Задачи: развитие зрительного восприятия и глазомера, зрительной памяти; формирования умения работать сообща; развитие ловкости и координации движений.
Ход игры.
Игра проводится в виде эстафеты. Участники делятся на две команды. Определяется линия старта и место , где лежат два комплекта геометрических фигур- «Магазин»
В середине игрового пространства кладут два поля, на каждом из которых дети будут выкладывать фигуры - украшать ковер.
Воспитатель показывает детям узор из геометрических фигур, который они должны будут скопировать, предлагает назвать расположение каждой фигуры, используя слова «над», «под», «между», «слева» и т.д., и запомнить узор. После этого образец закрывают. Под веселую музыку участники каждой команды по очереди бегут в магазин, берут любую фигуру, подбегают к своему «ковру», определяют место фигуры и выкладывают ее. Музыка звучит до тех пор, пока у одной команды не заканчиваются фигуры в «магазине». После окончания эстафеты образец открывается. Каждой команде предлагают сравнить рисунок « ковра» с образцом, рассказать о положении каждой фигуры относительно других элементов «ковра».
Оценивается быстрота и правильность выполнения задания, умение описать положение геометрических фигур на «ковре».
«Спасатели»
Оборудование: резиновые коврики 30*30 см.
Цель игры: развитие ориентировки в пространстве.
Задачи: развивать координацию движений, ловкость равновесие; активизировать употребление предлогов пространственного значения; формировать умение работать сообща; развивать коммуникативные навыки.
Ход игры.
Дети делятся на две команды - путешественников и « спасателей». Перед детьми свободное пространство - «море». Воспитатель раскладывает по залу коврики-острова. Под музыку участники игры « путешествуют»- свободно перемещаются по морю. Неожиданно музыка прекращается- начинается шторм. «Путешественникам» нужно скорей занять любой коврик-остров. Покинуть остров игрок может только со « спасателем». Чтобы « спасатели» нашли « путешественников». Из игры выходит тот, кто неправильно рассказал спасателям о своем нахождении. Затем команды меняются ролями, и игра повторяется.
«Магазин игрушек»
Цель: формировать ориентировку в пространстве.
Задачи: развивать координацию движений; повышать двигательную активность, пластичность, чувство ритма; активизировать в речи предлоги пространственного значения.
Ход игры.
Воспитатель говорит, что в магазине игрушек, когда он закрывается, куклы любят танцевать и веселится. Но когда магазин открывается, они не всегда могут найти свое место. Играют 5-6 детей. Участники игры превращаются в кукол-персонажей знакомых сказок. Выбирается ведущий – продавец. Каждый игрок сообщает, какую куклу он будет изображать. Ведущий -продавец «заводит» ключиком каждую куклу. Под музыку дети свободно передвигаются и выполняют произвольные движения. По окончании звучания музыки куклы замирают, и продавец должен расставить кукол по местам. Например: «Буратино, встань около стула. Мальвина , встань справа от Буратино. Карлсон встань за Мальвиной. Кот Матроскин, встань между Буратино и Мальвиной» и т.д. Каждая кукла занимает свое место и озвучивает, куда она встала.
Затем выбирается новый «продавец», изменяется местоположение кукол, и игра повторяется.
Детям, которые испытывают затруднения при ориентировке в пространстве, можно повязать на правую руку ленточку или яркую резинку.