Занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Поможем солнышку»
Цель: Закреплять усвоенные детьми знания, умения, навыки, сформированные на НОД по обучению грамоте.
Задачи:
Способствовать обобщению представлений о весне,как времени года, о жизни животных, птиц, опогодных условиях в весеннее время.
Формировать положительно-эмоциональноеотношение к красоте природы. Расширять иактивизировать словарь детей, закреплять навыкисловообразования и словоизменения: согласованиесуществительных с прилагательными; закреплятьумение составлять слова из слогов.
Работать над предложением: составлениепредложений из слов, по схеме; закреплять умениеотвечать на вопросы полным предложением.
Формировать положительно-эмоциональноеотношение к красоте природы. Воспитывать навыксотрудничества в игре.
Оборудование: цветные квадраты на каждого ребенка, схемы предложения, счетные палочки, игра «Расшифруй слова, мячаудио запись “Веселая зарядка”, картинки “Солнышка”, “Тучки” - 6 шт.
Ход занятия
Организационный момент.
В.: Какое у вас настроение? (ответы детей)
В.: Давайте возьмемся заруки и передадим друг другу хорошее настроение.
(Все вместе проговаривают взявшись за руки):
Собрались все дети в круг.Я твой друг и ты мой другКрепче за руки возьмемся,И друг другу улыбнемся!
В.: Наше занятие мы начнем с проговариваниячистоговорок, я начинаю, а вы на кого я покажу рукой, продолжаете
Ра-ра-ра- начинается играЛы-лы-лы-забиваем мы голыЖа-жа-жа- есть иголки у ежаСа-са-са-под кустом сидит лисаМа-ма-ма-на дворе сейчас зимаШа-ша-ша-мама моет малышаАр-ар-ар-кипит наш самоварУсь-усь-усь-на лугу пасется гусьТа-та-та- у нас в доме чистота.
Молодцы!
В.: А теперь нам нужно пройти и сесть на свои места,но прежде всего, нам нужно разделить свои именана слоги хлопками (дети прохлопывают и называют свое имя)
Саша, Варвара, Вадим, Настя И., Илона, Ярослав, Оля, Вероника, Полина В., Рома, Ваня К.
В.: Сегодня по дороге в детский сад менявстретила ласточка, она рассказала мне, что свесной произошла неприятность, ее в лесузадержал сильный порывистый ветер, он не хочет,чтобы в город приходило весеннее тепло. Веснапопросила ласточку обратиться к вам за помощью.Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто попал в беду.
Ты весь мир обогреваешь,И усталости не знаешь,улыбаешься в оконце, А зовут тебя все ….(солнце)
В.: Как вы думаете, сможем ли мы выручить Солнышкои помочь весне? (ответы детей)
В.: Давайте попробуем выполнить всезадания, чтобы ветер отпустил солнышко и вернултепло. За каждое выполненное задание, тучки закрывающие солнышко будут исчезать. Вы готовы? (ответы детей)
В.: 1. Для начала давайте вспомним последовательность времен года.
Показ детям мнемотаблиц.
Вспомните и расскажите используя мнемотаблицырассказы о временах года (зима, осень, весна).
Зима (Вероника)
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
Осень (Вадим)
Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Подул сильный, холодный ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. Мы во время дождя прячемся под зонтик.
ВЕСНА (Саша)
Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.
(Убирается тучка)
2. Нам нужно провести звуковой анализ слова – КАПЕЛЬ
-Возьмите карточки с буквами и выложите слово капель по порядку от Большой буквы, к маленькой - КАПЕЛь
-Делим слово на слоги: КА-ПЕЛЬ
Сколько слогов в слове? (ответы детей по очереди (2слога);
-На какой слог падает ударение? (ответы детей (на второй, на е)
-Звуковой анализ слова:
К- [к] – согласная, глухая;
А – [а] – гласная, безударная;
П – [п’] – согласная, глухая;
Е - (пишем е, слышим – [э] – гласная;
Л – [л’] – согласная, звонкая;
Ь – мягкий знак пишем, но он не обозначается.
В слове КАПЕЛЬ - 6 букв, 5 звуков, т.к ь знак не обозначается
А теперь давайте выложим слово КАПЕЛЬ на звуковой схеме. На подносах у вас лежат кружки трех цветов и звуковая линейка. Выставляем нужные цвета:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
К А П Е Л Ь
(Дети выполняют задания)
(Убираем тучку)
В.: А теперь немножко отдохнем. Выходим в круг.
Физминутка:
В нашу группу жук влетел. - (махи руками)Закружился и запел; - (кружатся вокруг себя)Жу-жу-жу, жу-жу-жуОчень весело кружу!Вот он вправо полетел Каждый вправо посмотрел. – (смотрят вправо)Вот он влево полетел Каждый влево посмотрел. – (смотрят влево)Жук кружится и хохочет, - (кружатся)К Маше на нос сесть он хочет. – (показывают на нос)Ты, жучишка, не шали! – (грозят пальцем)Где мы скажем там сиди.Жук вот правая ладошка – показывают правую ладошку)Посиди на ней немножко, Жук вот левая ладошка, - (показывают левую ладошку)Посиди на ней немножко.Жук с ладошки улетелИ на потолок присел. – (садятся на корточки)На носочки мы привстали, - (тянутся на носочках)Но жука мы не достали.Хлопнем дружно – (хлопки в ладоши)Хлоп, хлоп, хлоп,Улетай скорей дружок. – (махи руками)
В.: Вот мы с вами немного отдохнули, идем дальше.
3. В.: Солнце помогает весне, и мир снова расцветаетяркими красками. Давайте поиграем и расскажемпро солнышко. Игра “Сравни и назови”
Я буду бросать вам мяч, по очереди и начинать фразу, а вы должны еезакончить:
Солнце желтое, как ..(одуванчик, цыпленок, лимон)
Солнце круглое, как..(мячик, апельсин, колобок)
Солнце ласковое, как..(бабушка, мама, ветерок,теплое море)
Солнце веселое, как.. (песенка, клоун)
Солнце теплое, как..(печка, рукавички, свитер)
А теперь давайте составим предложение со словом солнце и разберем это предложение, садитесь за столы.
например: Солнце ярко светит.
-Сколько слов в предложении? (ответы детей по очереди (3);
-Какое первое? (Светит) С какой буквы начинается первое слово?( с заглавной);
-Второе? (яркое)
-Третье? (солнце.) Каждое слово пишется раздельно. В конце предложения всегда ставим что? (точку)
Теперь возьмет листочки и каждый сам нарисует схему этого предложения. Кто - то один желающий к доске.
Схема:
Солнце ярко светит. .
(Убирается тучка)
Пальчиковая гимнастика “Смотрит солнышко вокошко”
Смотрит солнышко в окошкоСветит в нашу комнатуМы захлопаем в ладошиОчень рады солнышку.
4. А какие весенние приметы вы знаете?
Март холодный-год хлеборобный. (Настя И.)
Весна красна цветами, а осень-снопами. (Вадим)
Вода с гор потекла-весну принесла. (Саша)
Ласточка низко летает-дождь обещает. (Оля)
Увидел скворца-знай: весна у порога. (Илона)
Молодцы!
А теперь скажите мне, какие изменения происходит весной в жизниживотных?
-Весной медведи просыпаются после зимнейспячки,
-у них появляется потомство;
-заяц меняет белую шубку на серую;
-белка вновь становится ярко рыжей;
-птицы прилетают с теплых стран и вьют гнезда.
Вот мы и выполнили четвертое задание.
(Убирается тучка).
5. Выкладываем из счетных палочек «Кораблик»
(Убираем тучку)
6. Ну и последнее задание игра «Расшифруй слова» Я показываю картинку – ребус, а вы по первым буквам каждой картинки, должны составить слово. (4-5 картинок).
(Убираем тучку) Освободили солнышко!
Рефлексия.
В.: Молодцы. Ребята как вы думаете вы справились с заданием? Помогли солнышку? Что больше всего понравилось, а что было трудно? (полные ответы детей) Все тучки ушли иопять будет тепло.
В.: Вся природа радуется вместе с нами. А еще солнышко шлет вам свою песенку и приглашает на “Веселую зарядку”