Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ДОБРЫЕ НАЧАЛА ЖИЗНИ - ЛЮБИТЬ РОДИНУ, БЫТЬ ПАТРИОТОМ

Формирование патриотизма на традициях прошлого и современного опыта

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ДОБРЫЕ НАЧАЛА ЖИЗНИ - ЛЮБИТЬ РОДИНУ, БЫТЬ ПАТРИОТОМ

Соломяная Галина Фёдоровна

Г.Надым

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Надыма»

Учитель русского языка и литературы

Стираются даты. Стираются лица,

   Но будет победно и вечно цвести

   Девятого мая салют над столицей,

    Связавший узлом фронтовые пути.

Формирование патриотизма на традициях прошлого и современного опыта является приоритетной задачей любого государства. Это, прежде всего, гордость достижениями и культурой своего Отечества, это стремление народа сохранять национальные ценности, на которых мы выросли, растим подрастающие поколения и которыми мы живём. Стремление защищать интересы Родины является неотъемлемой чертой истинного гражданина. Культура бытия каждого из нас предполагает личностные интересы и ценности, среди которых общечеловеческойценностью является именно чувство патриотизма. Дом, семья, Родина – именно эти слагающие и лежат в основе патриотизма каждого из нас. И если общество с любовью к Родине и в радостях, и в бедах, то такому государству любые испытания по плечу.

Существуют различные определения понятию патриотизма. Толковый словарь С.И.Ожегова даётся следующее определение патриотизму: «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». Энциклопедический словарь по политологии Ю.И.Аверьянова трактует данное определение как: «Патриотизм – это эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать от врагов». И то и другое определения неоспоримы, как и бесспорно понятие, данное в словаре иностранных слов: «Патриотизм – это любовь к Родине, к Отечеству: одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями». Все эти определения созвучны, ибо в основе каждого лежит «любовь к отчизне», потому что без глубокого чувства любви к своей стране, без подлинного патриотизма нет настоящего гражданина, нет настоящего человека!

Воспитывая подрастающее поколение, мы обращаем внимание на чувства уважения к российскому воину, его силе и смелости и всегда патриотическое воспитание проходит несколько этапов: от любви к своей семье до любви к Отчизне, ибо любовь к Родине является наивысшим уровнем патриотизма.

Результаты опроса, проведённого среди обучающихся 5-х, 9-х и 11-х классов, где им нужно было ответить на вопрос «Что значит для меня понятие «патриотизм?», дали следующие результаты: из 94 опрошенных считают, что

5-е классы: «Патриотизм – это любовь и защита Родины» , считают учащиеся 5-х классов.

9-е классы: «Патриотизм - это не просто любить и защищать свою землю, а и гордиться ею, отдавать все силы и любовь ради её процветания. Только Родина примет тебя и поймёт»

«Патриотизм – это желание и стремление изменить свою страну к лучшему. Это моя радость и умение гордиться за победы в олимпиаде, за своих сограждан…»

«Патриотизм для меня – это любовь к своей стране, преданность ей, это отсутствие желания искать «судьбы» иной в чужих странах»

«Патриотизм для меня это, скорее не любовь, а уважение, почитание исторического наследия. Это умение объективно смотреть на достоинства и недостатки, на наши взлёты и падения, стремиться исправлять их».

«Патриотизм – это любовь и уважение к своей Родине, это гордость, что я – гражданин России. Гордость за своё Отечество, свой народ, национальные ценности и людей, живущих рядом с нами. Не обязательно пользоваться всем только отечественными товарами, не обязательно отдыхать только на территории своей страны, а обязательно держать на высоте честь и достоинство гражданина России, где бы ты не находился…»

70% анкетируемых девятиклассников написали, что для них патриотизм –это беречь и защищать Родину.

Ответы обучающихся 11-х классов (43 чел.) созвучны в определении каждого выпускника: «Патриотизм–это любовь и уважение к своей стране, отчему дому, родителям. Это верность идеалам, завещанными победителями, теми, кто отстоял жизнь, свободу и независимость в годы Великой Отечественной войны. Это готовность встать на её защиту… Патриотизм -это не просто слова, это - дела!»

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметным и шатким стало в нашем обществе традиционное российское патриотическое сознание. Да, такие факты присущи, но по результатам опроса, проведённого с учащимися нашей школы, можно тешить себя надеждой, что патриотическое самосознание подрастающего поколения на достаточно хорошем уровне.

Как бы мы не пытались воспитать детей в духе патриотизма, нам необходим наглядный пример. Истоки патриотизма мы всегда черпали из подвигов былинных богатырей, а также реальных людей, героев, которых народ помнил столетиями. Все мы воспитывались на подвигах героев Великой Отечественной войны, на книгах, написанных на реальных фактах. Когда читаешь мемуары, вышедшие на Западе целыми томами, - воспоминания бывших гитлеровцев – от командиров полков до командующих группами армий. В этих книгах авторы пытаются разобраться в прежних ошибках, дают детальнейший разбор действий немецких войск под Москвой. Они оправдываются тем, что немецкая армия не была готова к суровым морозам в России, что замерзала оружейная смазка, что не хватило лишь одной танковой дивизии или одного батальона для окончательной победы. Нет смысла спорить, ибо история доказала, само поражение немцев – крах фашизма и победа русского патриотизма.. и дело вовсе не в смазке. Дело в том, что солдат Германии шёл воевать, вооружённый теорией Геббельса: «Чувство оставим поэтам и девицам, слабоумные пусть предаются мечтам о героизме и сгорают от любви к родине. Самое главное – все они должны выполнять наши приказы». Наш народ тоже взялся за оружие, сначала обороняясь, потом наступая. Но русские люди были движимы другими нравственными идеалами: Свобода, Родина, Долг, Патриотизм. Русские люди, сама духовная сущность которых – думать о счастье всех людей, делать их лучше, чище, благороднее, защищали это счастье, убивая смерть во имя жизни. В этом причина нашей победы над врагом. Но это не просто победа. В этой исторической победе проявились важнейшие особенности нашей нашего общества; победа эта во многом определила современное развитие, и эхо её звучит до сих пор. Солдатами не рождаются, людей делает солдатами необходимость. В каждой деревне был свой солдат-герой, а общим символом павших в войне стала Могила Неизвестного Солдата в Москве.

О войне написано много глубоких интересных произведений. Среди них одно, которое волнует особенно, ибо оно написано на достоверных фактах. Небольшая повесть В.О.Богомолова «Иван» сдержанна, лаконична; в ней нет ужасов, нет описания пыток, но суровая правда о страшном, нечеловеческом облике врага потрясает, как потрясает и сила личности маленького героя. Иван выполняет необычайно важные поручения; никто иной не смог бы проникнуть туда, куда проникает худой крестьянский мальчишка в рваной одежде. Но вот его положение становится слишком опасным; командиры пытаются уговорить или заставить Ивана уехать в тыл: он должен учиться! Но мальчик снова уходит в разведку, теперь уже по своей воле, не получив никакого задания. Он не может уйти с передовой, не может перестать бороться: ведь немцы ещё не разбиты! Иван попадает в руки фашистов и погибает, не сказав врагу ни слова, не назвав своего настоящего имени. Это ли не пример любви к Родине, пример истинного патриотизма?!

Активное участие в патриотическом воспитании молодёжи до сих пор принимают оставшиеся в живых ветераны. И сегодня каждый должен понимать значимость Победы, которую мы одержали 70 лет назад. Как напоминание, как предупреждение в памяти всех должны быть факты, что фашизм шагал по Европе семимильными шагами: немецкие войска завоевали Данию – за 1 день, Голландию – за 5 дней, Бельгию – за 19 дней, Нидерланды, Люксембург, Польшу – 35 дней, Францию – за 44 дня, Норвегию – за 63 дня. И только мужество и героизм русского народа стали препятствием на пути фашистского безумия. Мы, возрождая традиции и достижения предшествующих поколений, воспитывая молодёжь на примерах героев войны, создаём условия для воспитания молодёжи в духе толерантности и согласия. «В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих четырех лет», - писал

К. Симонов.

С каждым годом всё дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны, всё меньше остаётся свидетелей тех страшных дней. Очень мало осталось ветеранов, вынесших на своих плечах непомерную тяжесть фронтовых будней, нечеловеческое напряжение сил в обескровленных деревнях, на заводах и железных дорогах. Cвященный долг современников перед героями Великой Отечественной войны - не забывать о подвигах, которые они совершили, иметь полное представление о трагических и героических страницах Великой Отечественной войны.  Война с фашистской Германией  показала всему миру невиданную стойкость и мужество советского воина.

Возрождая традиции и достижения предшествующих поколений, мы создаем условия для поступательного движения в будущее, и в этом велика роль образования как фактора обеспечения мира и стабильности путем воспитания молодежи в духе толерантности и согласия. Неотъемлемой частью формирования патриотизма у современной молодежи является воспитание на примерах героев Великой Отечественной войны. И эта тема, тема войны, не утратит своей  актуальности, ибо это событие затронуло каждую семью. Ежегодно День Победы широко празднуется в странах, воевавших против фашистских захватчиков. Тысячи молодых девушек и парней полегли на поле боя. Они были вдохновлены идеей победы. Своей жизнью они пожертвовали, ради того, чтобы сегодня были мы с вами.

Воспитывая подрастающее поколение, мы должны заинтересовать и привлечь к этому процессу самих воспитуемых. Они должны осознавать важность своей учёбы, развития, достижений в жизни Родины. Должны любить, знать и уважать культуру, традиции и историю своей страны. Именно во взаимодействии воспитателей и воспитуемых можно достичь значимых результатов в формировании патриотизма. И это будут не назидания или нравоучения, это будет осознанный путь к правильному восприятию исторических знаний о лучших традициях своего народа, его героической борьбе, подвигах, талантах лучших сынов, знание символов государства, воспитание непримиримости к врагам своей Родины. В сотрудничестве с воспитуемыми мы придём к пониманиюзначимости для нашего общества актуальных вопросов нравственного воспитания, возрождения таких духовных ценностей, как: чувство уважения и толерантности к культуре и религиям других народов (этот вопрос очень остро всплывает в мире), чувство высокого патриотического сознания, чувство гордости за свою страну и народ, чувство верности и готовности к выполнению гражданского долга.  Каждый наш воспитанник должен обладать развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Из поколения в поколение передается историческая память народа. Духовные и культурные ценности, созданные в прошлом, становятся достоянием современного общества. История обладает свойством эмоционального воздействия на мысли и чувства людей, она активно участвует в гармоничном воспитании человека и способствует формированию патриотизма. Все наши усилия должны быть направлены на создание всевозможных условий для становления духовно-нравственной сферы современной личности, от которой зависит будущее  человеческого общества.

Русский писатель и философ Н.Г.Чернышевский говорил, что историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство – силою патриотизма. И эта истина неоспорима! Как неоспоримы слова, звучащие в стихотворении Е.Евтушенко «Белые снеги»:

Идут снеги большие, аж до боли светлы, и мои, и чужие заметая следы. Быть бессмертным не в силе, но надежда моя: если будет Россия, значит, буду и я. 

*чтение стихотворения ученицей 9 класса Фаткуллиной Алиной.

Использованная литература

Аверьянов Ю.И. Энциклопедический словарь по политологии изд.7-е, 2008

Бакланов Г. «Июль 41 года»

Богомолов О.В. Повесть «Иван».

Воробьёв И.Г. «Угол зрения», Вольнянское РКП «Типография», 2009

Дитрих У. «Молот Тора», изд. «Эксмо», М-ва 2010

Закруткин В. Повесть «Матерь человеческая»

Касаткин Михаил. Ветеран войны. «Мои воспоминания», АК АПБ, Вольнянск, 2009

Олсон Уоррен «Записки той войны», bpl/Phnom Penh, 2010

Приложение

Евтушенко Евгений

Идут белые снеги...

Идут белые снеги, как по нитке скользя... Жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя. Чьи-то души бесследно, растворяясь вдали, словно белые снеги, идут в небо с земли. Идут белые снеги... И я тоже уйду. Не печалюсь о смерти и бессмертья не жду. Я не верую в чудо, я не снег, не звезда, и я больше не буду никогда, никогда. И я думаю, грешный, ну, а кем же я был, что я в жизни поспешной больше жизни любил? А любил я Россию всею кровью, хребтом - ее реки в разливе и когда подо льдом, дух ее пятистенок, дух ее сосняков, ее Пушкина, Стеньку и ее стариков. 

Если было несладко, я не шибко тужил. Пусть я прожил нескладно, для России я жил. И надеждою маюсь, (полный тайных тревог) что хоть малую малость я России помог. Пусть она позабудет, про меня без труда, только пусть она будет, навсегда, навсегда. Идут белые снеги, как во все времена, как при Пушкине, Стеньке и как после меня, Идут снеги большие, аж до боли светлы, и мои, и чужие заметая следы. Быть бессмертным не в силе, но надежда моя: если будет Россия, значит, буду и я. 1965

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области