Решение проектной задачи "Спасение Югорки"

В 1-4 классах основная педагогическая цель проектных задач – это способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно такие задачи дают нам возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проектная задача

«Спасение Югорки»

В 1-4 классах основная педагогическая цель проектных задач – это способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно такие задачи дают нам возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.

Название задачи

Спасение Югорки

Предмет

Курс «Югра-моё наследие», Окружающий мир, литературное чтение, русский язык

Класс

Вид задачи

Межпредметная проектная задача.

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

1) Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения

2) Сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределённая деятельность) при решении общей задачи.

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача

Математика:

Проведение несложных расчётов;

«Чтение» таблиц и картосхем.

Окружающий мир:

Работа с картосхемами и изолиниями;

Работа со справочным материалом;

Знание съедобных и ядовитых грибов;

Определение сторон горизонта по местным признакам.

Знание и применение табу природы.

Высказывать предположения, делать выводы из просмотренных видеоматериалов, устной и письменной информаций.

Русский язык:

Умение работать с анаграммами как косвенный признак сформированности навыка чтения;

Знание понятия «родственные слова» и умение находить группу однокоренных слов из предложенных.

Литературное чтение:

Знание видовых разнообразий сказок.

Умение находить Табу природы в фольклоре.

Анализировать изображения с заранее заданной целью.

Общеучебные умения:

Работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;

Работа с текстом, умение находить существенную информацию.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

1) освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

2) умения, работая в малой группе, создать конечный продукт – «разработать карту маршрута», содержащую описание основных этапов решения проектной задачи.

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценивается:

– владение предметными знаниями и умениями;

– умение применить их для решения практической задачи;

– умение учащихся взаимодействовать в малой группе (распределять работу, оказывать взаимопомощь, проводить взаимный контроль, объединять результаты работы отдельных участников группы в единый продукт). Оценивание этой группы умений проводится в форме экспертного наблюдения, в ходе которого заполняется экспертный лист.

Оборудование и материалы

Набор текстовых заданий, листы формата А4 и А3, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, клей, цветная бумага.

Замысел проектной задачи

В качестве сюжета задачи взято путешествие по спасению Югорки ребятами – Патримонито и Ладой. В рамках этого сюжета учащиеся должны выполнить ряд заданий в группе и микрогруппах (парах) по трём предметам: при этом указания на соотнесение каждого задания с тем или иным предметом не даны.

Одним из ключевых понятий в курсе 3 класса является продолжение работы по формированию контрольно-оценочных действий школьников, организация дальнейшей работы с текстами, формирование умения применять полученные знания в нестандартной обстановке и продолжение работы по формированию учебного сотрудничества в классе в малых группах.

Данная работа позволяет в модельной ситуации проверить, насколько дети владеют умением работать с различными текстами и заданиями, анализировать и преобразовывать их, умеют ставить и удерживать авторскую задачу, а также способствует развитию навыков кооперации.

Каждая группа создает свой продукт, и во всех группах он может получится разный, хотя исходный материал дан одинаковый. Такой подход расширяет возможности детей, предоставляет простор для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действие оценивания не формальным.

Результат (продукт)

Картосхема маршрута-путешествия.

Описание проектной задачи «Спасение Югорки»

с комментариями к отдельным заданиям.

Слайд 2

Учитель.

Дорогие ребята, вы любите путешествовать? Наверное, да. Ведь только так можно побывать в разных странах, встретиться с необычными людьми, посмотреть разнообразие природы нашей Родины и многое другое. А что для этого нужно? Прежде всего, умение работать вместе при решении общей задачи. Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, задача большая по объему, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. А также не забудьте захватить с собой чуточку фантазии и воображения.

Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете ее решать. Желаем вам успеха!

Слайд 3

Итак, Патримонито и Лада собрались погостить у Югорки.

И наш герой Югорка уехал в Югорскую долину узучать природу, чтобы рассказать об особенностях нашего края своим друзьям.

Много ли, мало ли времени прошло, получают его друзья, Лада и Патримонито, сообщение по Интернет-почте от Югорки с вершины горы Фантазии. «Дорогиеребятапомогитеунесломеняураганомявывихнулногуследуйтепокартеинайдётеменяспаситепожалуйста!» Ничего не поняли друзья и обратились к вам за помощью расшифровать сообщение.Вы поняли, о чем пишет Югорка?

Расшифровав сообщение Югорки Патримонито и Лада решили, как можно скорее, отправиться в путешествие на помощь Югорке. Но у ребят возникла проблема.

- Как вы думаете, что мешает ребятам срочно отправиться в путь на поиски и спасение Югорки? - нужна карта

Значит, что нам сейчас предстоит сделать?

Какова же тема нашей проектной задачи? (Спасение Югорки)

 Какая задача стоит перед нами? (Следовать по карте)

Можем ли мы следовать по данной карте?

Значит, что нам предстоит сделать? (проложить маршрут)

А проложить маршрут мы сможем, выполнив все задания.

Какой продукт мы получим в конце работы? (карту с маршрутом для спасения Югорки)

Расшифровав сообщение Югорки Патримонито и Лада решили вместе, как можно скорее, отправиться в путешествие на помощь Югорке. Но у ребят возникла проблема.

- Как вы думаете, что мешает ребятам срочно отправиться в путь на поиски и спасение Югорки? - нужна карта

Определение  способа работы в группе.

-Как вы думаете, как легче выполнить данную задачу? Работать всем вместе, в группе.

Правила работы в группе(слайд 2)

 Составление плана работы групп.

Возьмите пакет с заданием.

Прочитайте задание и выполни его, распределив между членами группы.

Проложите отрезок маршрута на карте

Защита проекта и оценивание работы группы.

Задание 1 «Сообщение».

Комментарий к заданию: данное задание выявляет умение учащихся работать с деформированным текстом, находить границы предложений и оформлять верно запись на письме. Учащиеся находят границы предложений и записывают текс на листе грамотно.

Расшифруйте сообщение Югорки. Что вам необходимо сделать, что бы задание было верно выполнено?

- расшифровать сообщение

Расшифровав сообщение Югорки Патримонито и Лада решили вместе, как можно скорее, отправиться в путешествие на помощь Югорке. Но у ребят возникла проблема.

- Как вы думаете, что мешает ребятам срочно отправиться в путь на поиски и спасение Югорки? - нужна карта

Слайд 4

Друзья решили разработать маршрут передвижения. Помогите им разработать карту маршрута. Для этого нужно выполнить задания.

К сообщению Югорки прилагалось задание «Сказочная грамотка», где ребята нашли карточки с картинками к разным сказкам.

Задание 2 «Сказочная грамотка».

Комментарий к заданию: данное задание выявляет знание учащихся Табу природы, умение давать им характеристику и подбирать к каждому запрету свои сказки.

Слайд 5

На одной из картинок ребята узнали любимое место Югорки.

- А вы, догадались?

- Почему наши герои решили, что это чум?

Начать свои поиски Югорки ребята решили от чума, где жил Югорка.

Задание 3 «Жилища».

Комментарий к заданию: данное задание выявляет умение учащихся работать с текстом. находить нужную информацию и соотносить его с иллюстрациями.

Найдите чум по описанию и соедините с соответствующим изображением.

Слайд 6

Для того, чтобы найти Югорку, друзья решили разработать маршрут передвижения. Помогите Патримонито и Ладе разработать картосхему маршрута. Начало маршрута ребята решили отметить точкой А (лист А3), конечная точка на маршруте вершина горы Фантазия отмечена точкой Ф.

Слайд 7

Для этого вам в группах надо выполнить три задания № 4 - 6.

Комментарий к заданиям: задания 4-6 выполняются в группах самостоятельно, учащиеся самостоятельно решают, как выполняются эти задания. После идёт проверка правильности выполнения заданий (самооценка в группах исправление ошибок и самоанализ причины неверно выполненного задания)

Слайд 8

Задание 4 Маршрут «Чум».

Комментарий к заданию: данное задание выявляет умение учащихся определять стороны горизонта и ориентироваться на воображаемой местности по картосхеме и природным объектам.

1. Вам нужно найти дорогу к чуму. Ваша задача проста:

Определите, в каком направлении нужно идти от места, где вы находитесь (точка А) до чума (точка Ч). Проведите стрелку от точки А до точки Ч. Какой из четырех вариантов ответа правильный.

Подчеркни его в карточке.

1) на северо-восток;2) на юго-запад; 3) на северо-запад;4) на юго-восток.

Для справки. Чтобы правильно определить направление по карте (плану) необходимо знать, где на плане находится север. Если это будет известно, то все остальные стороны горизонта можно легко восстановить.

Слайд 9

2. Дорога к чуму шла через лес. Ребята заблудились в лесу. Когда они вышли на опушку леса, им пришлось взглянуть на план, по которому они определили, что чум находится на северо-востоке от отдельно стоящего дерева, у которого они остановились. Особенность этого дерева была в том, что с одной стороны ствол был покрыт лишайником. Определив нужное направление, ребята отправились дальше.

Закрась квадрат, соответствующий направлению движения ребят к дубу.

Условное обозначение:

Дерево Лишайник на стволе дерева

. Слайд 10-12

Задание 5 Маршрут «Грибная полянка».

Комментарий к заданию: данное задание выявляет знание учащихся съедобных и ядовитых грибов, умение выделять ряд с однокоренными словами и находить у них корень.

Идут друзья по таёжному лесу. Дошли до полянки, а на ней грибов видимо – невидимо! Решили ребята грибы собрать, да не знают какие. Помогите им разобраться.

Перед вами картинки с грибами. Покажите стрелками, какие вы положите в корзинку.

Какие грибы не попали в корзинку? Запишите, одним словом.

Эти грибы ___________________________

В каком ряду все слова являются однокоренными? Отметь этот ряд и докажи (выдели корень в однокоренных словах)

А) грибы, грибной, грибник, грибочки

Б) молчаливый, молчать, молчание, мочалка

В) поляна, полянка, поле, пол

3.А почему нельзя уничтожать ядовиты для человека грибы? Придумай и нарисуй экологический знак.

Слайд 13

Задание 6 Маршрут «Лесное озеро».

Комментарий к заданию: данное задание выявляет умение учащихся работать с простыми таблицами и определять расстояние по картосхеме с помощью масштаба.

1. Но вот новое препятствие - озеро. Помогите ребятам переправиться через него, выполнив следующее задание. По таблице видно, что Килиманджаро – это гора в Африке, Волга – это река в Европе. Определи, как называется озеро в Азии.

Африка

Европа

Азия

Америка

горы

Килиманджаро

Эльбрус

Джомолунгма

Кордильеры

озера

Виктория

Балатон

Байкал

Мичиган

реки

Нил

Волга

Амур

Амазонка

Экологическая проблема озера Байкал (сообщение ребят).

Дополнительная информация по озёрам Нефтеюганского района от учителя

Слайд 14

2. За озером находится город.

Помогите ребятам определить расстояние от озера до города. Для этого измерьте длину отрезка между двумя точками и посчитайте.

Внимание! МАСШТАБ 1 см = 10 км.

Помогите ребятам выбрать вид транспорта, на котором удобнее и главное экологически верно добраться до города. Подчеркните правильный вариант.

А) моторная лодка, велосипед;

Б) моторная лодка, машина;

В) моторная лодка, пешком.

Слайд 15-16

Добрались с вашей помощью наши ребята до города. А там и вершину горы Фантазии увидели.

Задание 7 «Путь на вершину Фантазии».

Комментарий к заданию: данное задание выявляет умение учащихся определять крутизну склона горы по изолиниям.

На самой вершине им руками машет Югорка. Помогите ребятам выбрать для Югорки самый безопасный путь спуска. Куда ему пойти: на восток, северо-восток или юго-восток (подчеркни нужное)?

Проведи стрелкой его путь на картосхеме.

Для справки. Местоположение Югорки на картосхеме показано точкой Ф.

*Дополнительная информация по изолиниям.

Вот и встретились ребята с Югоркой. Все вместе решили возвращаться домой, но тут выяснилось, что дорогу обратно никто не помнит.

Слайд 17-18

Задание 8 «Карта маршрута».

Комментарий к заданию: данное задание выявляет умение восстанавливать свою деятельность в ходе занятия в виде простой схемы-маршрута. Задание выполняется на листах формата А3.

Помогите ребятам вспомнить дорогу домой. Для этого вам необходимо составить карту передвижения, используя все маршруты – задания и иллюстрируя свою деятельность на каждом из пройденных маршрутов.

А теперь подведём итоги!

После выполнения данного задания каждая группа представляет свою картосхему маршрута и оценивает свою работу в группе каждого участника.

Вам понравилось работать в группе?

Что вам было более интересно выполнять?

Какое задание было самым лёгким?

Какое задание показалось самым сложным?

Остальные группы оценивают верность выполнения последнего задания.

Прослушивание оценок работы группы экспертами.

Оцените свою работу в группе (на листах самооценки).

Экспертный лист для оценки работы группы __________________

Цель проведения экспертизы: выявление эффективности формирования метапредметных результатов через решение проектной задачи как одной из форм социализации личности младшего школьника.

Класс: 3В

Учитель:

Ф. И. О. эксперта _________________________________________ Вопросы

Ответы

Как группа приступила к работе (сразу стали выполнять задания; сначала ознакомились со всеми заданиями и т.п.)?

Каким образом, и на каком этапе была распределена работа между членами группы?

Как осуществлялись переходы от одного вида деятельности к другому?

Был ли в группе лидер?

Если да, то каким образом он появился (по собственной инициативе, стихийно, по решению всей группы и т.п.)?

Как члены группы взаимодействовали в ходе работы (никак, обсуждали свои решения, помогали друг другу по запросу и т.п.)?

Как была организована работа на завершающем этапе – при составлении маршрутной карты (общее обсуждение, каждый предоставил свои результаты, и они не обсуждались группой и т.п.)?

Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка; взаимопомощь; ссоры; никакого содержательного общения и т.п.). Если были конфликтные ситуации, то как они разрешались?

Подведите итог – ваше общее впечатление от работы группы.

Листы самооценки работы в группе

Имя _____________________

Ответь, пожалуйста, на вопросы:

Тебе понравилось работать в группе?

____________________________________________

Тебе понравилось решать задачу?

_____________________________________________

Какое задание было самым лёгким? Отметь его номер ___________________.

Какое задание было самым сложным? Отметь его номер ______________.

Оцени своё отношение к данной работе, раскрасив шарик:

• У меня всё получилось –

• Мне было трудно –

• Мне было не интересно –

Имя _____________________

Ответь, пожалуйста, на вопросы:

Тебе понравилось работать в группе?

____________________________________________

Тебе понравилось решать задачу?

_____________________________________________

Какое задание было самым лёгким? Отметь его номер ___________________.

Какое задание было самым сложным? Отметь его номер ______________.

Оцени своё отношение к данной работе, раскрасив шарик:

• У меня всё получилось –

• Мне было трудно –

• Мне было неинтересно –

Имя _____________________

Ответь, пожалуйста, на вопросы:

Тебе понравилось работать в группе?

____________________________________________

Тебе понравилось решать задачу?

_____________________________________________

Какое задание было самым лёгким? Отметь его номер ___________________.

Какое задание было самым сложным? Отметь его номер ______________.

Оцени своё отношение к данной работе, раскрасив шарик:

• У меня всё получилось –

• Мне было трудно –

• Мне было не интересно –

Имя _____________________

Ответь, пожалуйста, на вопросы:

Тебе понравилось работать в группе?

____________________________________________

Тебе понравилось решать задачу?

_____________________________________________

Какое задание было самым лёгким? Отметь его номер ___________________.

Какое задание было самым сложным? Отметь его номер ______________.

Оцени своё отношение к данной работе, раскрасив шарик:

• У меня всё получилось –

• Мне было трудно –

• Мне было не интересно –





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 21.10.2020